Павел Рябикин: «Сказать, что криминальные авторитеты и воры в законе контролируют таможню, нельзя»
10 тезисов из интервью с главой Государственной таможенной службы

В конце октября 2020 года ГТСУ обрела пятого за полтора года руководителя – Павла Рябикина. От него ожидают активной борьбы с контрабандой и увеличения поступлений в Госбюджет. Напомним, в начале апреля президент Владимир Зеленский ввел экономические санкции против «топ-10 контрабандистов». По его инициативе отстранили от работы свыше 100 сотрудников таможни, больше всего – 46 человек – на Галицкой таможне.
Mind публикует 10 тезисов из интервью с новым руководителем ГТСУ. Полную версию беседы с Павлом Рябикиным можно прочесть тут.
Сегодня уже проведены дисциплинарные процедуры в отношении почти 200 человек, некоторые из них уволились. Результаты проверки направлены в правоохранительные органы для принятия решений о привлечении/не привлечении к ответственности.
Во-первых, я бы не говорил о «чистке» – этот термин не отражает сути процесса. Речь идет о кадровой перезагрузке таможни. Во-вторых, среди победителей, и это уже сейчас понятно, будет значительная, скорее всего, преобладающая доля новых людей, которые не запачканы в коррупции. В-третьих, далеко не все опытные профессионалы-таможенники скомпрометировали себя противозаконными деяниями.
Если говорить об устранении коррупции на таможне, то мы, увы, живем в мире, где политика запрограммирована на популизм – быстрые победы и мгновенные решения. Это иллюзия: невозможно за день что-то кардинально поменять в структуре с 30-летними традициями.
Надо определить стратегию трансформации с четкими целями и способами их достижения, реализовывая ее последовательно. Просто поменять кадры и сказать, что победил коррупцию/теневые схемы – безответственно.
Сказать, что криминальные авторитеты и воры в законе контролируют таможню, нельзя. Но через контроль над отдельными людьми они могут реализовывать и злоупотреблять ситуациями, возникающими при таможенном оформлении.
Моя задача – найти способ изменить систему так, чтобы она стала резистентной к коррупционным рискам, а правонарушениям не осталось места.
Есть цифры, показывающие, как увеличились поступления в бюджет (перераспределились средства из теневого оборота в официальный). По сравнению с сопоставимым периодом январь – май 2020 года по фактическим платежам это +38% (46,8 млрд грн). Мы сегодня, даже с достаточно высокими планами Минфина, все равно имеем задел – ежемесячно 1,5–2 млрд грн дополнительно. И еще в этом году дополнительно мобилизуем около 35–40 млрд грн в бюджет.
С Михеилом Саакашвили и его командой я общаюсь достаточно часто – говорим об острых проблемах, возникающих на таможне. У них прекрасный опыт реорганизации грузинской таможни. Но из-за разницы в нормативной базе и объемах оборота его можно – и нужно – применить в той части, где это возможно. Мы на регулярной основе контактируем с Офисом простых решений: обсуждаем законопроекты, что-то поддерживаем, что-то критикуем.
Если говорить о презентации плана Саакашвили на Нацсовете реформ по поводу автомобильных вопросов – у нас полное взаимопонимание. По поводу «открытого таможенного пространства» есть определенные шероховатости. Грузия по размерам своей таможенной сферы соответствует одному из крупных подразделений Киевской таможни.
Поэтому применить определенные правила в масштабах одного терминала – возможно, а в рамках целой системы – возможно только в части, не противоречащей соглашению Украина – ЕС.
Запрос на этот год по финансированию был около 6 млрд грн. К первому чтению законопроекта о госбюджете было заложено 4,5 млрд грн, а при принятии осталось всего 465 млн грн. Этих денег нам хватит на достройку в этом году двух пунктов пропуска и на то, чтобы осуществить незначительный ремонт сканирующих устройств.
Чтобы таможня работала эффективно и очистилась от коррупции, надо реализовать четыре основных направления нашего плана трансформации таможенной службы: изменить законодательную базу работы таможни, провести кадровую реформу, внедрить IT-трансформацию (максимальное внедрение безбумажного режима) и укрепить инфраструктуру за счет обеспечения соответствующими сооружениями и спецтехникой, позволяющей без участия человека контролировать грузы. На эти цели необходимо от 5 млрд до 10 млрд грн, где львиная доля приходится на оборудование.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].