В ожидании перемен: как миллениалы и поколение Z требуют социальной ответственности

В ожидании перемен: как миллениалы и поколение Z требуют социальной ответственности

И чем отличаются эти два поколения в отношении к жизни

Цей матеріал також доступний українською
В ожидании перемен: как миллениалы и поколение Z требуют социальной ответственности
Фото: depositphotos.com

Милениалы и поколение Z не согласны с текущим положением вещей в обществе и требуют повысить ответственность и ускорить изменения, которые помогут стабилизировать мир с равными возможностями для каждого. Об этом говорится в результатах десятого исследования 2021 Deloitte Global Millennial and Gen Z, которое на днях обнародовала глобальная сеть компаний «Делойт». По убеждению молодежи – ответственность за острые проблемы общества лежит на всех людях без исключения. И особенно актуальными социальные проблемы ощущаются именно сейчас – в переломный для мира момент.

В своем исследовании 2021 года «Делойт» представляет мнения в целом почти 23 000 респондентов из 45 стран Северной и Латинской Америки, Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. На территории Украины в опросе приняли участие 300 респондентов. Исследование охватило все слои: от руководителей в крупных организациях до фрилансеров, тех, кто работает на бесплатной основе, и  безработных. Кроме того, в группу поколения Z входили студенты, которые закончили обучение или получают научную степень, а также те, кто закончил или планирует закончить профессиональное обучение, и ученики средних школ, которые будут либо не будут получать высшее образование.

Mind проанализировал, как представители этих поколений формируют свои приоритеты и как это сказывается на вызовах для бизнеса.

Что и почему беспокоит молодежь

Представители «Делойт» отмечают: украинская молодежь становится более требовательной к бизнесу и работодателям, более неравнодушной к финансовым и экологическим вопросам. Молодых украинцев также остро волнуют вопросы коррупции и политической нестабильности.

В последнее десятилетие в образе жизни миллениалов и представителей поколения Z произошли существенные изменения, однако ценности остались неизменными. Новое поколение сохраняет свой идеализм, верность стремлению построить лучший мир и веру в то, что бизнес может и должен помогать обществу. И 2020 год – эпоха полной неопределенности из-за мировой пандемии COVID-19, политической нестабильности, расовых раздоров и экстремальных климатических явлений – лишь усилил стремление молодых граждан помогать обществу.

В наше время молодежь хоть и испытывает немалый уровень разочарования, но пытается сохранять оптимизм и двигать мир и свои страны в правильном направлении. А правильным поколение 30-летних считает деловую среду, в которой нет огромного разрыва между зарплатами топ-менеджеров и рядовых специалистов, правильные компании заботятся о влиянии на экологию и окружающую среду, а бизнес заботится не только о доходах, но и о ментальном здоровье своих работников.

Исследование 2021 года подтверждает, что молодежь направляет свои усилия на значимые для общества действия: активно участвует в политической жизни, стремится согласовывать расходы и выбор карьеры в соответствии со своими ценностями, активно способствует изменениям в общественных вопросах, которые считает важными, а также требует более решительных действий от бизнеса и правительства по всему миру.

Большинство молодых людей считают, что общество уже достигло критической точки, когда нельзя оставлять без внимания ключевые общественные проблемы, в частности изменение климата, неравенство и дискриминацию. Каждый пятый респондент в мире и каждый шестой в Украине говорит о том, что постоянно или часто испытывает дискриминацию из-за того или иного факта своего происхождения.

Около 40% респондентов по всему миру и в Украине считают, что работодатели не прилагают достаточных усилий для поддержания ментального благополучия работников во время мировой пандемии.

В 2020 году вопросы изменения климата и защиты окружающей среды были главными для миллениалов. В этом году рейтинг возглавили беспокойство из-за угроз здоровью и та возможности потерять работу. На самом деле такие изменения приоритетов удивления не вызывают. Однако, несмотря на то что проблемы окружающей среды переместились на третье по значению место, тот факт, что эта проблема для представителей поколения Z остается главной даже во время мировой пандемии, демонстрирует всю важность этого вопроса для молодежи.

Основные причины беспокойства миллениалов в Украине несколько отличаются. Украинскую молодежь больше беспокоит коррупция в бизнесе и политике. Второй главной проблемой они считают политическую нестабильность и военные конфликты в государстве (в 2020 году – эта проблема возглавляла рейтинг). Миллениалов в Украине беспокоит состояние здоровья и возможности профилактики заболеваний, а поколение Z – обострение проблемы безработицы.

Главный критерий оценки – забота об окружающей среде

Многие миллениалы (37% – в мире, 41% – в Украине), а также представителей поколения Z (40% – в мире, 46% – в Украине) считают, что после окончания мировой пандемии люди больше внимания станут уделять мерам по сохранению окружающей среды и предотвращению изменений климата. По их убеждению, это прежде всего скажется на изменении образа жизни: граждане будут собирать вещи для их дальнейшей переработки, станут больше пользоваться общественным транспортом, изменятся также пищевые и покупательские привычки.

В качестве потребителя молодежь продолжает принимать решения, руководствуясь своими ценностями. Более четверти опрошенных отмечают, что влияние бизнеса на окружающую среду (как положительное, так и отрицательное) – это важный фактор, который они учитывают при покупке товара или услуги.

Почти 60% респондентов в мире опасаются, что руководители предприятий могут уменьшить объем помощи в борьбе с изменением климата, поскольку будут считать решения проблем пандемии приоритетными. В Украине этот показатель выше – 66% миллениалов и 72% представителей поколения Z.

Молодежь против дискриминации

Почти 60% представителей поколения Z в мире, 48% – в Украине, а также 56% миллениалов в мире и 41% – в Украине говорят о широком распространении системного расизма в обществе.

2020 год привлек еще больше внимания к вопросам расовой дискриминации. Стоит лишь вспомнить, к чему привело непредумышленное убийство полицейским в мае 2020 года афроамериканца Джорджа Флойда. Массовые протесты против полицейского насилия и расовой дискриминации бушевали не только в США. Волна недовольства перекинулась и на Европу. Активисты начали сносить памятники людям, которых они считают расистами и работорговцами.

А Минюст США обвинил руководителей одного из старейших университетов США – Йельского – в расовой дискриминации. В ходе расследования удалось установить, что раса является определяющим фактором при принятии абитуриентов в вуз.

Молодые люди по всему миру уверены: общество уже достигло «критического момента и ситуацию нужно исправлять». Они стремятся решить эту проблему и ускорить изменения, возлагая большие надежды на правительство и другие учреждения.

На самом деле эта проблема является личной для многих людей. Каждый пятый молодой человек в мире и каждый шестой в Украине признается, что постоянно или очень часто ощущает дискриминацию из-за того или иного факта своего происхождения.

Каждый четвертый респондент в мире и пятый в Украине подвергались  дискриминации со стороны правительства, и почти столько же опрошенных становились мишенями дискриминационных проявлений в социальных сетях. 34% миллениалов и 38% представителей поколения Z в мире заявляют о системном расизме на рабочем месте. В Украине этот показатель несколько ниже – 17% и 29% соответственно.

Поскольку дискриминационные настроения могут проявляться в организации через определенное время, более 50% опрошенных соглашаются, что положительные сдвиги происходят «сверху вниз» – только после изменений в отношении и действиях властных структур. Однако они считают: соответствующие учреждения не используют весь свой потенциал. Интересен тот факт, что, по мнению молодежи, первенство по объемам усилий по уменьшению системного расизма принадлежит отдельным публичным лицам, активистам и общественным организациям. Учебные заведения, правовая система и правительство, по словам респондентов, не проявляют особой активности для решения этих проблем.

В интервью Harper's Bazaar известная американская актриса Анджелина Джоли открыто заявила о расизме и дискриминации в США: «Более 70 млн человек во всем мире были вынуждены покинуть свои дома из-за войны и преследований. И в Америке тоже есть расизм и дискриминация. Система, которая защищает меня, но не может защитить мою дочь или любого другого человека или ребенка, исходя из цвета их кожи, неприемлема. Мы должны перейти от сочувствия и добрых намерений к законам и политике, которые будут сконцентрированы на проблемах систематического расизма и безнаказанности. Это должно выйти за рамки, охватив все стороны жизни общества – от системы образования до политики».

Чтобы ускорить усилия или компенсировать недостаток таких усилий молодежи, люди по всему миру готовы брать дело в свои руки: респонденты обучают других, распространяют информационный контент на социальных платформах, выбирают прогрессивных политиков и бойкотируют компании и бренды, которые не разделяют их ценности в вопросах, связанных с дискриминацией.

Интересно, но роль бизнеса в решении этих проблем молодежь почему-то потенциально приуменьшает. На самом деле бизнес имеет вдвое больший по сравнению с возможностями отдельных людей, учебных заведений и правительства предполагаемый потенциал помощи во внедрении существенных изменений. При этом в рейтинге тех, кто прилагает максимальные усилия для борьбы с системным расизмом, бизнес и руководители предприятий занимают последнее место. Такая тенденция характерна как для мира, так и для Украины.

Пандемия, финансы, стресс и ментальное здоровье

Мировая пандемия обнажила еще одну острую проблему общества – стресс.

41% миллениалов в мире и 39% – в Украине, а также 47% представителей поколения Z в мире и 36% – в Украине постоянно находятся в стрессовом состоянии. Главными причинами называют: финансы, благополучие семьи и перспективы трудоустройства.

Конечно, при таких условиях психологическое состояние сказывается на работе. Около трети опрошенных (31% миллениалов в мире и 29% – в Украине; 35% представителей поколения Z в мире и 33% – в Украине) идут в отпуск не из-за  желания отдохнуть, а из-за стресса и тревожности, вызванных пандемией. При этом более 50% респондентов не решились рассказать своим работодателям об этих причинах, что, очевидно, свидетельствует о ментальном недоверии к работодателю и к коллективу.

Только треть молодых людей смогли открыто поговорить со своими руководителями о стрессе, который они испытывали. При этом 40% из них жалуются, что работодатели никак не отреагировали и не приняли никаких мер для поддержания психического здоровья сотрудников во время пандемии. Украинская молодежь также не решается на откровенные разговоры с работодателем: лишь 17% миллениалов и 28% представителей поколения Z прибегли к такой беседе.

В новых условиях для работодателей важно отслеживать, как меняется опыт взаимодействия человека и компании, и своевременно реагировать на эти изменения. Если компании берегут своих работников и заботятся об их ментальном здоровье, то такие бизнесы становятся более эффективными. Ведь специалистам комфортнее выполнять свои задачи и получать обратную связь. Также управление эффективностью, данные и обмен обратной связью помогают лучше понять опыт, который человек получает от взаимодействия с компанией в новой реальности.

Пандемия COVID-19 также усилила и неопределенность молодежи в финансовом будущем. Две трети опрошенных признаются, что испытывают беспокойство или стресс в связи со своим финансовым положением. Такое же количество говорит, что пандемия заставила их переоценить и изменить свои финансовые цели. И только около 38% опрошенных выразили надежду, что их финансовое положение улучшится до 2022 года.

В Украине ситуация еще сложнее. Каждый восьмой молодой человек здесь очень обеспокоен в связи со своим финансовым положением, но только каждый седьмой смог переосмыслили свои финансовые цели.

Однако украинская молодежь настроена весьма оптимистично, в отличие от сверстников в США или Евросоюзе. Наши молодые соотечественники больше рассчитывают на собственные силы, потому что это уже помогло им пережить экономические кризисы 2008-го и 2014–2015 годов и помогает сейчас. Более половины молодых людей прогнозируют, что улучшат личное финансовое положение до 2022 года.

Кризис продемонстрировал: работодатель должен нести ответственность за будущее специалистов. Некоторые бизнесы пытаются усилить свою роль социального гаранта через поддержку общества. Многие украинские IT-компаний не только финансово помогали в борьбе с пандемией, но и организовывали фонды социальной помощи для работников и их семей. Например, только GlobalLogic передала более миллиона гривен на помощь медикам, которые работали во время пандемии.

По словам Екатерины Белорусской, президента международного благотворительного фонда Parimatch Foundation, влияние корпоративной социальной ответственности на принятие решения о работе в той или иной компании – огромно и с каждым годом лишь увеличивается. КСО компании начинается с построения здоровых отношений с сотрудниками.

«Parimatch Tech заслуженно возглавляет рейтинги лучших работодателей Украины. И, чтобы удерживать эту позицию, мы отслеживаем настроения миллениалов и поколения Z. Именно поэтому в нашей ежедневной работе делаем акцент на следующие вещи. Во-первых – здоровье и безопасность персонала. Например, в период пандемии на первый план вышла безопасность людей, и теперь каждый сотрудник Parimatch Tech имеет обязательную базовую страховку. Также HR-специалисты предложили гибридный формат работы: рабочие группы могут выбирать, как им удобнее работать – онлайн или в офисе. Во-вторых, важным для нас является мотивация и развитие людей. Активно работает проект Benefit Cafeteria – это персональный конструктор мотиваций для каждого сотрудника: например, абонемент в спортзал, расширенное страховое покрытие, оплата дополнительных часов няни для ребенка сотрудника и многое другое», – рассказывает Екатерина Белорусская.

А третьим приоритетом называет развитие культуры волонтерства. «Мы выделяем каждому сотруднику 16 часов рабочего времени в год, которые можно потратить на волонтерство. Уверены, что корпоративное волонтерство очень полезно – и для компании, и для общества, но прежде всего для самого сотрудника, так как позволяет заводить новые социальные связи и получать новые непрофильные знания, а главное – участвовать в чем-то значимом», – отмечает она.

Под действием экономического кризиса расширились границы понятия employee experience (опыт сотрудников). Сейчас для работодателей и специалистов приобретают значение личные, а не внешние факторы. И такой сдвиг должен улучшить как физическое здоровье, так и ментальное благополучие специалистов.

Вполне очевидно, что на фоне страхов общества по поводу благосостояния, обостряются проблемы неравных финансовых возможностей. Две трети опрошенных в мире (69 и 66% соответственно) считают, что состояния и доходы в обществе распределяются неравномерно. В Украине финансовое неравенство отмечает значительно больший процент – около 88%.

Большинство молодежи считает, что для стимулирования изменений в этом направлении необходимо вмешательство правительства. 30% респондентов в мире и 40% – в Украине выбирают политиков, которые говорят об уменьшении неравенства доходов. 60% респондентов в мире считают, что решить эту проблему можно на законодательном уровне. Например, ограничить разрыв между уровнем вознаграждения руководителей и средним размером вознаграждения сотрудников, а также обязать бизнес выплачивать сотрудникам по крайней мере минимальную сумму, необходимую для жизни. В Украине к такому мнению склоняется почти половина респондентов. Однако более 50% опрошенных считают самой эффективной мерой для решения этой проблемы – внедрение общего базового дохода.

Социальное влияние и лояльность к работодателю

Бизнес должен положительно влиять на общество, не так ли? Но исследования «Делойт» 2021 года подтвердили негативную тенденцию в этом направлении. Сейчас менее половины молодых людей по всему миру считают, что бизнес положительно влияет на общество. Этот показатель начал снижаться в течение последних нескольких лет. И именно в 2021-м он впервые опустился ниже 50% (с 2017 года упал почти на 30 пунктов).

По сравнению с рекордно высоким показателем прошлого года, снизилась и лояльность к работодателю. Большинство молодых людей готовы уволиться с работы в течение ближайших двух лет при подходящей возможности. Такое же количество респондентов отмечает: в течение последних двух лет они в соответствии с собственными этическими принципами определились с типом работы, которую они готовы выполнять, и организациями, в которых готовы работать.

Такая же тенденция и в Украине – более половины респондентов готовы при случае покинуть своих работодателей в течение ближайших двух лет. Эта цифра выросла по сравнению с 2020 годом, когда 40% миллениалов выразили свою готовность к изменениям.

Пандемия ощутимо изменила приоритеты в обществе: у многих людей появилось желание заняться работой мечты или больше сконцентрироваться на семье, другие же хотели уволиться из-за разногласий с руководством. В значительной степени на рост количества желающих уволиться повлияло поведение работодателей во время пандемии. Работники  оставались в тех коллективах, где чувствовали поддержку.

Такая тенденция подтверждается исследованиями Стэнфордского университета: «Компании с малой долей гибкости и лояльности к сотрудникам чаще теряли персонал. Тогда как компании, которые пытались отнестись с пониманием к проблемам, меньше страдали от оттока людей». А также исследованиями компании Microsoft,  согласно которым в 2021 году 41% работников по всему миру рассматривает возможность увольнения или смены работы.

Таким образом, уже можно говорить о том, что людей больше всего волнует, как компании относятся к своим сотрудникам. И речь идет не только о зарплате, льготах, безопасности, возможности продвижения по службе, приверженности справедливости и т. д. Пандемия заставила сотрудников обратить особое внимание на то, как компании помогают своим сотрудникам, заботятся об их здоровье и счастье во время глобальных испытаний.

«В формировании системы ценностей для команды очень помогает международный благотворительный фонд Parimatch Foundation, который мы создали как часть глобальной CSR-стратегии компании Parimatch Tech. Многие наши сотрудники являются постоянными волонтерами программ Parimatch Foundation. И большинство из них – именно миллениалы и поколение Z», – отмечает Екатерина Белорусская.

В очікуванні змін: як міленіали та покоління «Z» вимагають соціальної відповідальності
Фото: depositphotos.com

8 интересных фактов о миллениалах

  • Миллениалы – наиболее самосознательное поколения. Согласно опросам, известный электромобиль Tesla Model 3, который является более доступным по цене, чем другие машины компании, стал настоящим фаворитом среди этих людей. Им нравится общая политика компании Tesla – не демонстрация бренда, статуса или богатства, а то, что ее разработчики заботятся об окружающей среде.
  • Для миллениалов путешествие – смысл жизни. Ни одно поколение не было столь заинтересовано путешествиями в другие страны. Они часто откладывают деньги именно на путешествия, которые многие считают жизненным приоритетом.
  • Для миллениалов важен баланс между работой и отдыхом, что положительно влияет на производительность и общее состояние здоровья. Однако у этого поколения можно заметить стремление к идеализму – для них рабочее место часто должно быть «делом» жизни, которое несет смысл и пользу. Они обычно очень легко сотрудничают в команде с другими и достаточно хорошо справляются со многими функциями.
  • Копить деньги – нелегкая задача для миллениалов. Многие исследования указывают на то, что по разным причинам им сложнее откладывать деньги, чем другим поколениям. Кое-кто видит причину в том, что они зарабатывают меньше, а другие считают иначе – у миллениалов просто другие жизненные приоритеты.
  • Миллениалы питаются в ресторанах намного больше, чем другие поколения. Мобильные приложения для заказа и доставки еды играют ключевую роль в формировании распорядка. Однако исследования пищевых привычек указывают на то, что эти люди имеют склонность к избыточному весу.
  • Миллениалы больше заботятся о балансе между работой и личной жизнью при выборе работодателя.
  • По сравнению с другими поколениями, миллениалы смотрят телевизор гораздо меньше, отдавая предпочтение социальным сетям.
  • Миллениалов считают толерантными и активными в защите окружающей среды, отстаивании своих прав, и прав животных.

8 интересных фактов о поколении Z

  • 61 млн потребителей в США – это поколение Z. Ожидается, что к 2030 году они составят 30% рабочей силы.
  • Поколение Z – наиболее расово разнообразное в истории человечества.
  • Поколение Z идет работать с меньшим опытом, чем их предшественники. Четверть из них начинает поиски работы уже с первого курса колледжа и только 1 из 10 хотел бы дождаться окончания учебы. При этом почти четверть (24%) из поколения Z надеются заработать $60 000 или больше на своих первых работах вне школы.
  • Зилениалы хорошо понимают, как технологии меняют жизнь. 80% хотят работать с передовыми разработками; 91% заявил, что технологии будут влиять на выбор работы среди аналогичных предложений; 80% уверены, что технологии и автоматизация создадут комфортнее рабочую среду. Большинство (59%) предполагают, что их нынешние рабочие места не будут существовать в том же виде через 20 лет Однако представители поколения Z стремятся получить необходимые soft skills и рабочий опыт. 52% опрошенных уверены, что обладают достаточными техническими навыками, чтобы соответствовать требованиям работодателей. 57% считают, что полученное образование хорошо подготовило их к будущей карьере.
  • В отличие от миллениалов поколение Z руководствуется финансовыми стимулами и карьерным ростом. 59% получают дополнительные профессиональные навыки, чтобы заработать больше денег. 65% считают, что зарплата чрезвычайно важна.
  • Поколение Z считает себя менее расточительными по сравнению с миллениалами.
  • 55% зилениалов используют свои смартфоны более 5 часов в день, а 26% – более чем 10 часов в день.
  • 88% представителей поколения Z с оптимизмом смотрят в будущее.
Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате