Президент Нефтегазовой Ассоциации Украины: «40% топливного рынка участвует в «скрутках»»
Неля Привалова – о том, как изменились очертания «черного» рынка бензинов и при чем здесь фиктивные счета

Каждые 10 дней в Украине меняется цена топлива. К сожалению, все котировки растут, ведь растут мировые цены на нефть. Правительство Дениса Шмыгаля вывело некую «формулу», чтобы хоть как-то сдерживать цены и прогнозировать их динамику.
Впрочем, есть еще несколько составляющих, которые могли бы значительно очистить отечественный рынок топлива и сделать его намного прозрачнее. Решать эту проблему еще в 2019 году активно взялась Нефтегазовая Ассоциация Украины. В феврале 2019-го был представлен результат совместной работы Ассоциации и Налоговой службы – «Карта нелегальных АЗС».
Однако, кроме «черного-серого» рынка за 2020 год в Украине появились и новые схемы. Бороться с ними пока не удается. Как участники отрасли пытаются очистить «правила игры», что этому мешает, и что необходимо сделать, чтобы преодолеть существующие и возможные противоречия? На эти вопросы отвечает президент Нефтегазовой Ассоциации Украины Неля Привалова, имеющая опыт работы как в Налоговой службе (специализация – законотворческая деятельность), так и в частных компаниях на топ-должностях. Наша собеседница знает работу АЗС изнутри – а значит, может оценивать эту сферу максимально объективно. Mind обсудил с Нелей Приваловой те аспекты работы рынка украинских нефтепродуктов, на которые обычно никто не обращает внимания: почему АЗС такие разные и чего ждать от каждой из «разновидностей»; как формируется цена нефтепродуктов; когда и за счет чего может подешеветь бензин и тому подобное.
О трансформации нелегального топливного бизнеса
– Неля Евгеньевна, есть ли какие-то успехи с тех пор, как вы публично презентовали карту нелегальных АЗС и предложили пути борьбы с «черным» рынком топлива?
– К началу 2019 года мы создали интерактивную карту нелегальных мест розничной продажи топлива в Украине, которая насчитывала порядка 1500 «черных» АЗС. Все активные граждане могли заносить туда информацию, где работают неучтенные «черные» заправки, чтобы инициировать проверки. Прошло два года, ситуация изменилась, но сказать, что она стала значительно лучше, пока нельзя. Нелегальный рынок разросся и видоизменился в течение 2020–2021 годов.
– Что именно изменилось?
– Ряд системных законодательных инициатив, подготовленных, в том числе и нашей Ассоциацией, позволил провести массовые проверки, в результате которых полностью «черных» АЗС в Украине практически не осталось. Они либо сами демонтировались, либо их демонтировали правоохранители.
Но значительная часть мимикрировала под легальные станции. Они, не будучи нормально спроектированными и введенными в эксплуатацию с соблюдением всех нормативных требований (градостроительных, санитарных, экологических, земельных, налоговых, противопожарных), по непонятным причинам получили лицензии. Хотя по-прежнему остаются теми же «подзаборными бочками», или, как мы их называем, «серыми точками». На сегодня их остается порядка 600–800 штук.
– Какие негативные новшества получил рынок топлива за 2020 год?
– Увеличение объемов производства «бодяги» на мини-НПЗ. В Украине «мини-НПЗ» может называться любая нефтебаза, где есть возможность смешивать «что-то» с «чем-то». При этом ее расположение, производственные установки, технологическая инфраструктура, как правило, не соответствуют промышленным требованиям к производству топлива.
Там может перерабатываться какая-то часть нефтегазового сырья – купленного либо украденного. Но технология все равно не позволяет изготовить из него качественное топливо, соответствующее стандарту евро-5, принятому в Украине. Поэтому мини-НПЗ для повышения октанового числа топлива используют разные добавки, присадки, смеси. Полученный «продукт» в документах от мини-НПЗ называется по-разному: где-то – «бензин» или «дизель», и продается на АЗС мимо кассы, а где-то – «растворитель», и с такими документами едет к конечным потребителям.
Это делается с целью «очень большой экономии» в виде неуплаты налогов – акциза и НДС. Зато позволяет иметь неконкурентное ценовое преимущество перед другими участниками и зарабатывать больше, чем те, кто соблюдает стандарты качества и платит налоги.
– Сколько производят мини-НПЗ?
– По экспертным оценкам, за 2020 год объем производства мини-НПЗ составил около 300 000 тонн «нефтепродуктов». Потери же бюджета Украины в виде акциза и НДС составили до 4 млрд грн.
– У всего рынка на слуху новая схема – «скрутки». Что это?
– «Скрутки» и раньше были, но не в таких размерах. Эта проблема «разрослась» как раз в 2020 году, и создала самое большое «серое пятно» в части схем продаж и недополучения средств в бюджеты на рынке нефтепродуктов.
Схема «скрутки» на АЗС. Человек приезжает на АЗС заправить машину. Отдает кассиру наличные деньги, но через кассовый аппарат эту операцию либо вообще не проводят, либо проводят с подмененными данными покупателя, то есть выдают «левый» чек. Фактически топливо продано за наличные деньги, а по документам оно ушло промышленным потребителям, которые якобы купили его у оптового трейдера и использовали в своей хозяйственной деятельности.
Единственная цель этой «скрутки» – не платить НДС и налог на прибыль в бюджет. Такая себе «выгода» для реального сектора экономики. Но задействованные в схеме АЗС получают неконкурентное ценовое преимущество. Их цена может быть ниже за счет заработка не на топливе, а на продаже документов на липовые нефтепродукты. А страдаем все мы.
Потери бюджета от таких схем составляют порядка 15–20 млрд грн в год. Особых успехов в борьбе с такими злоупотреблениями мы так же не ощущаем.
– АЗС, которые торгуют нормальным топливом, могут заниматься «скрутками»?
– Теоретически любые АЗС могут ими заниматься. 40% рынка участвует в скрутках – от «серой» подзаборной бочки до крупных сетей приличного вида. Но, как правило, сети АЗС, реализующие топливо высокого качества, платят все налоги и декларируют все продажи.
О том, как формируются цены на бензин и дизель в Украине, кто отвечает за их контроль, где увидеть расчеты ближайшей декады и что делать с «бодягой» на отечественных заправках – читайте тут.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].