Глобальное потепление: о чем на самом деле говорили Байден с Меркель
И при чем здесь новая статья Путина и «Нафтогаз Украины»

Встреча президента США Джо Байдена и канцлера Германии Ангелы Меркель на прошлой неделе стали главным событием в международной политике. Два лидера определили приоритеты и принципы, на основе которых их страны намерены развивать стратегические отношения с другими государствами и общими усилиями решать проблемы безопасности. Результатом переговоров стало подписание «Вашингтонской декларации».
В документе говорится о создании «германо-американского форума будущего» и об «экономическом диалоге». США и ФРГ считают НАТО главным элементом обеспечения безопасности Европы и подчеркивают приверженность принципу совместной обороны. Это значит, как заявил потом на пресс-конференции Джо Байден, Соединенные Штаты и Германия продолжат «выступать единым фронтом для защиты союзников на восточном фланге НАТО против российской агрессии».
Байден и Меркель также договорились о партнерстве в области энергетики и защиты климата. В этом документе подчеркивается приверженность борьбе против климатических изменений и говорится о будущем сотрудничестве для поддержки энергобезопасности и развития новых энергетических технологий. Также США и Германия намерены содействовать развитию устойчивой энергетики в развивающихся экономиках (Украина среди них. – Mind), но при этом не допустить, чтобы ресурсы становились инструментом принуждения
Визит в Вашингтон стал для Меркель последней в качестве федерального канцлера. В то же время она стала первым главой правительства европейского государства, приглашенным в Белый дом после избрания нового президента Соединенных Штатов.
Для Украины особый символизм в том, что переговоры Джо Байдена и Ангелы Меркель состоялись на третий день после визита Владимира Зеленского в Германию.
«Встреча, которая может изменить будущее Европы» – так ее охарактеризовал президент Украины.
Больше конкретики в этом контексте должно появиться после визита Владимира Зеленского в Вашингтон, подготовкой которого сейчас занимается Офис Президента.
Но общие тренды в международной политике, которые затрагивают национальной безопасности Украины, уже очевидны. Главные из них выделил Mind.
«Северный поток – 2» как рычаг геополитического воздействия
Перспективы нового газопровода для поставок российского газа на европейский рынок был одним из наиболее дискуссионных на встрече Байдена и Меркель. В отличие от Германии, которая склонна воспринимать СП-2 как рыночный проект, для Украины условия эксплуатации магистральных газопроводов – это гарантии безопасности и защиты от возможной вооруженной агрессии со стороны России. Но однозначного решения в интересах Украины на международном политическом уровне нет. Хотя общие черты урегулирования проблемы озвучены в комментариях по итогам вашингтонских переговоров.
Джо Байден потребовал заверений, что «Северный поток – 2» не причинит ущерба Украине. «Канцлер и я попросили наши команды рассмотреть практические меры, которые мы можем совместно предпринять для поддержки энергетической безопасности Украины», – сказал президент США.
Ангела Меркель акцентировала на гарантиях транспортировки российского газа через Украину после 2024 года, когда закончится действующий транзитный контракт. «Я скажу осторожно: у нас есть много инструментов, которые лежат не на немецкой стороне, а на европейской, и которые можно применить в случае нарушения транзита. К примеру, санкции. Но я надеюсь, что до этого не дойдёт», – отметила она.
Не только своими высказываниями, но и смысловыми паузами на пресс-конференции Меркель признала, что в случае с Россией газ – это очевидная политическая проблема. Ископаемые ресурсы не только критически важны для экономики этой страны, но и рассматриваются ее руководством как способ распространить власть за границей без применения военной силы. Россия – второй производитель по объему газа (после США) и до сих пор остается его крупнейшим экспортером.
Приглашение к переговорам
Похоже, что Владимир Путин готов к обсуждению газового вопроса, как и к более широкой дискуссии об урегулировании политического кризиса в отношениях России и Украины. Именно в этом основной посыл его резонансной статьи «Об историческом единстве русских и украинцев», опубликованная на прошлой неделе.
Ее тезисы спровоцировали громкую дискуссию. Но более значимым для будущих внешнеполитических решений на практике выглядит пояснение Владимира Путина в телекомментарии на следующий день после выхода статьи.
В нем прозвучала важная цитата, которая передает суть приоритетов Кремля: «Для нас [России] важно не то, как соседнее государство, в данном случае Украина, будет выстраивать свою внешнеполитическую жизнь и ориентиры. Для нас важно – когда я говорил о свободе, в данном случае то же самое, – чтобы не создавались проблемы для нас, чтобы не создавались угрозы для нас».
Судя по всему, фокус внимания Москвы в переговорах по Украине газовому транзиту – это согласование условий нейтралитета во внешней политике. Путин также задекларировал отказ от вооруженного сценария, если западными партнерами будут учтены опасения России по поводу безопасности и принято во внимание то, как он воспринимает эту проблему.
Но для Украины важно другое: эти идеи склонны поддерживать ключевые западные партнеры Украины – как США, так и Германия, лидеры которых на высшем уровне весьма осторожно подбирают слова о перспективах сотрудничества Киева и НАТО.
Климатическая повестка
Позиция основных партнеров не означает отказ Украины от западного вектора во внешней политике и курса на евроинтеграцию. Нет никаких сигналов опасности и о том, что Украина вернется в сферу российского политического влияния вопреки общественным настроениям.
Более того, как раз в экономической сфере для Украины сейчас открываются новые перспективы в сотрудничестве с Брюсселем и Берлином, которые способны стать новым стимулом для антикризисных реформ и поднять национальную экономику на новый уровень. Речь о программе масштабной трансформации в рамках Green Deal EU, которая преследует цель изменения технологического уклада для ограничения негативного влияния промышленности на климат.
Суть в том, чтобы вместо ископаемого топлива на производстве использовалось больше энергии из возобновляемых источников.
В этом контексте и есть резон рассматривать меры для обеспечения энергетической безопасности Украины, а также стратегические перспективы украинской ГТС и ее новую роль на европейской энергетической карте. Германия – признанный лидер среди стран ЕС в новых технологиях декарбонизации. Именно поэтому с немецкими компаниями «Нафтогаз» уже ведет переговоры о пилотных проектах для адаптации газотранспортной инфраструктуры к новым требованиями климатической безопасности.
Более подробно о том, что представляет собой климатическая политика ЕС, как она отражается на международной конкуренции, а также способна повлиять на внешнюю политику и украинский бизнес Mind расскажет в своих новых публикациях.
Больше полезной информации, новостей и аналитики о мировом энергетическом рынке – на канале Светланы Долинчук. Читайте тут о главных трендах в энергетике и торговле энергоресурсами, новых технологиях в нефтегазовой отрасли, энергопереходе и декарбонизации.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].