Конкуренты Дарта Вейдера: останутся ли айтишники на рынке недвижимости

Конкуренты Дарта Вейдера: останутся ли айтишники на рынке недвижимости

Доля IT-специалистов в структуре сделок в сфере недвижимости достигла 15–20%

Цей текст також доступний українською
Конкуренты Дарта Вейдера: останутся ли айтишники на рынке недвижимости
Фото: depositphotos.com

Каждую шестую квартиру в столичных ЖК покупает айтишник. Это исторический максимум на рынке. Большая часть жилья приобретается для себя, около 20% – как вложение средств. «Еще лет 10 назад IT-специалисты с зарплатой $10000-12000 начинали с базовых потребностей – квартира, машина себе, машина жене, отдых там, где хочется. А дальше куда девать деньги? Я в то время тоже работал в этой сфере, и мы шутили: «не знал, куда девать деньги, купил фигуру Дарта Вейдера в полный рост». Многие делали такие покупки»,  рассказывает независимый агент по коммерческой недвижимости, специалист по продаже активов неплатежеспособных банков Денис Дроздов.

Будет ли впредь увеличиваться доля IT-специалистов в структуре сделок на рынке жилья и какие сегменты недвижимости могут составить конкуренцию – на эти вопросы искал ответы Mind.

Когда IT-специалисты стали значимыми игроками для рынка жилья?

Ставку на инвестора-айтишника девелоперы и застройщики начали делать около пяти лет назад. Это коснулось как сегмента офисной недвижимости, так и жилой – некоторые девелоперы даже пытались целые жилые дома строить сугубо под IT-индустрию. По данным консалтинговой компании Colliers, основную долю в структуре спроса на офисы в 2021 году занимают IT-компании (64%).

Знаковую роль в структуре спроса айтишники стали играть в 2019 году. Сейчас среди покупателей квартир они занимают 15–20%. «Еще пару лет назад их процент был в 1,5–2 раза ниже», – рассказывает директор по продажам группы компаний DIM Руслана Грабко.

Какое жилье они выбирают?

Предпочтения айтишников не отличаются от популярных трендов на рынке. В центре их запроса – жилые комплексы с развитой инфраструктурой, часто реализованные по принципу «город в городе», рядом с парком и/или водоемом, недалеко от метро.

В сегменте «комфорт» доля специалистов из IT-индустрии занимает 17%, а в «бизнес» – 8%, делится своими наблюдениями заместитель директора по коммерческим вопросам ИСК «Обрий» Олеся Перчак.

Впрочем, поскольку многие айтишники работают в удаленном режиме, они готовы приобретать жилье в области, и не только в Киевской. «Мы проверили свою гипотезу «второе/сезонное жилье для IT-специалистов» на апартаменты бизнес-класса в Яремче. Мы логично предполагали, что IT-специалисты менее привязаны к месту проживания, и оказались правы: значительная часть сделок по этому проекту приходится на клиентов из высокотехнологичной индустрии», – рассказывает Олеся Перчак. 

IT-специалисты и IT-компании привлекают активы под 10% годовых.

На рынке жилой недвижимости около 30–40% сделок носят инвестиционный характер, писал ранее Mind. Из них на айтишников приходится от 2% до 25%, в зависимости от жилого комплекса. Например, в проектах ENSO, по данным компании, около 2% покупает сразу несколько квартир в одном ЖК – одну для себя, остальные под инвестицию. В KAN Development доля IT-специалистов, инвестирующих в жилье, выше – 25%. Для удобства жителей, которые хотели бы продать свое жилье, девелопер создал сервис KAN market, позволяющий в короткие сроки и по выгодной цене безопасно перепродать квартиру в рамках проектов KAN.

«Исходя из нашего опыта, в большинстве – это инвесторы в возрасте 29–35 лет. Покупку квартиры они рассматривают как вложение для сохранения заработанных денег, а также как возможность приумножить стартовый капитал и без проблем при 100% оплате купить нужную квартиру для жизни и семьи», – говорит Грабко. По ее мнению, фактически для этой подгруппы покупка инвестиционной квартиры – промежуточный этап инвестиций, чтобы собрать всю сумму на личную недвижимость.

Есть ли альтернатива жилью?

Айтишники задумываются об инвестициях, когда их накопления достигают около $100 000 – 200 000, делится своими наблюдениями Денис Дроздов. С точки зрения выгодных вложений конкуренцию квартирам составляют коммерческие помещения в жилых комплексах. В основном такие помещения арендуют те, кто проживает на территории ЖК и хочет иметь дополнительный доход «под рукой». А также те, кто уже имеет опыт открытия бизнес-точек в жилых комплексах, говорит представитель девелоперской компаниия KAN Development Анна Попруга.

«Ко мне чаще всего обращаются в основном IT-специалисты из регионов. Все они хотят купить коммерческую недвижимость в Киеве, и желательно в центре. Их устраивает первый этаж, перестроенные под офис квартиры. Сразу же просят найти и компанию, которая бы управляла покупкой – сдавала в аренду, обслуживала. Коммерческая недвижимость – самая очевидная, простая и понятная для них инвестиция», – рассказывает Дроздов.

Если говорить об IT-компаниях, то они направляют свои средства в номера апарт-отелей. «Планируется, что в этих апартаментах будут проживать сотрудники компании. Такой формат воркейшин или «чистого отдыха», вариант поощрения», – говорит учредитель компании LEV Development Александр Островский. В дни, когда апартаменты не востребованы сотрудниками, номера сдаются, а компания получает доход на общих основаниях.

Однако крупные IT-структуры больше интересуются офисной недвижимостью. Если компании нравится какой-то объект, а по площади он больше, чем им надо, они его покупают и ищут арендаторов. Еще один пример – IT-компания целиком купила бизнес-центр на 20 000 кв. м в UNIT City полностью под сдачу, сами туда и не планировали заезжать. «На рынке коммерческой недвижимости появился новый игрок, и игрок серьезный», – резюмирует Денис Дроздов.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно