Волк из JP Morgan: 6 главных ролей Джейми Даймона
Что на самом деле значит быть игроком сурового финансового мира

Из-за коронавирусной пандемии мировая экономика в этом году столкнулась с перспективой медленного роста ВВП и галопирующей инфляции. Но на Уолл-стрит – благодаря триллионам дешевых денег – бурлит жизнь. Глобальная банковская империя JP Morgan во главе с Джейми Даймоном и штаб-квартирой на Манхэттене –
в самом центре этой жизни. В условиях общей нестабильности прогнозы его аналитиков по Украине и энергорынкам остаются главным ориентиром для инвесторов.
Причины беспокойной ситуации в украинской экономике связаны не только с попытками правительства удержать ситуацию на волне кризиса, вызванного пандемией, ценовыми скачками на рынке энергоресурсов и обострением конфликта на Донбассе. В центре происходящего – стремление власти ограничить политическое влияние олигархов, чтобы они стали играть по правилам большого бизнеса, которые приняты в западных странах.
В этой войне государства с «избранными» размылось представление об ответственности большого бизнеса перед обществом во время кризиса, какая его роль в рыночной экономике и как он взаимодействует с государством, если речь идет о цивилизованных правилах игры.
Mind решил исправить ситуацию и вспомнить для этого наиболее яркие факты из биографии Джейми Даймона. Его нередко называют«президентом, королем и императором Уолл-стрит, который верит, причем искренне, в абсолютную власть». Эта характеристика похожа на то, как описывают олигархов их оппоненты. Но вряд ли олигархи могут записать себе в актив статус и престиж, который есть у крупнейших западных бизнесменов.
В октябре Джейми Даймон попал в список 200 лидеров мирового бизнеса, приглашенных в Виндзорский замок на встречу с Елизаветой II. Авторитетный журнал Time четыре раза включал его в список 100 самых влиятельных людей планеты, и в этом нет ничего удивительного.
Даймон - несомненный лидер по продолжительности руководства крупнейшим частным американским банком, в котором работает 255 350 человек и обслуживаются 85 млн счетов: 31 декабря исполнится 16 лет его руководства JP Morgan.
С чего начинался его путь и как он его прошел? И какие роли ему приходилось играть на разных этапах жизни и карьеры.
Роль 1: безжалостный кризис-менеджер
В 2000 году Джейми Даймон возглавил небольшой чикагский банк – Bank One. Вскоре поставил учреждение на ноги, а в 2004 году продал его JP Morgan Chase, причем в процессе слияния сам перешел в JP Morgan и вскоре возглавил его.
JP Morgan – один из старейших банков Америки. Он был создан в 1871 году как Drexel, Morgan & Co и долго доминировал в железнодорожном секторе США. Но к началу XXI века от величия ничего не осталось – и в 2000 году его поглотил Chase Manhattan.
В новом объединенном банке не было своей культуры, множество подразделений конкурировали и даже воевали друг с другом. Поэтому первым делом Даймон занялся организационными вопросами, безжалостно увольняя топ-менеджеров. Так началась эра Джейми Даймона в JP Morgan.
Роль 2: опора государства
В марте 2008 года, когда надвигался кризис, за помощью к Даймону обратился директор инвестиционного банка Bear Stearns Алан Шварц – он искал $30 млрд, чтобы спасти банк от банкротства.
Американское правительство настоятельно советовало JP Morgan помочь Bear Stearns, чтобы избежать паники на финансовых рынках. После трехдневных размышлений Даймон согласился.
И поэтому он пришел в ярость, когда через несколько лет администрация президента США Барака Обамы оштрафовала JP Morgan на миллиарды долларов за закладные выкупленного банка. На вопрос, будет ли он помогать правительству в случае необходимости в следующий раз, Даймон промолчал.
Финансовый кризис, во время которого многие банки обращались к нему за помощью, сделал JP Morgan крупнейшим банком Америки по размерам активов, а сам Даймон находился на хорошем счету у министра финансов США Генри Полсона и президента New York Fed Тимоти Гайтнера.
В 2009 году The New York Times назвала его «любимым банкиром Обамы». Конечно, все не так просто, как казалось со стороны. Отношения Обамы и Даймона были далеко не безоблачными. Президенту в большинстве случаев не нравилась радикальная прямолинейность банкира, который предпочитает говорить то, что думает. А банкира раздражало, что спасение финансовой системы США ему лично конкретных плодов не принесло. Хоть Даймона и прочили в министры финансов, Обама назначил на этот пост Гайтнера.
Роль 3: хозяин своих решений
Даймон любит рассказывать одну поучительную историю из своей жизни еще до поступления в Гарвардскую школу бизнеса. В то время он, недавний выпускник университета Тафта, работал консультантом в одной бостонской финансовой фирме. В пятницу вечером его начальник приказал Джейми приготовить к утру понедельника справку по важному проекту.
Джейми проработал все выходные. Утром в понедельник справка лежала на столе босса, но тот не приехал в банк ни в 9 утра, ни в 10. Он появился на рабочем месте лишь около часа дня. «Но вы испортили мне все выходные,- возмутился Джейми Даймон, когда выяснилось, что никакой спешки со справкой не было.- После этого я больше для вас ничего не буду делать!»
Коллеги отвели возмущенного парня в сторонку и объяснили ему, что он не может принимать такие решения. «Еще как могу! – стоял на своем будущий банкир. – Если хотят, пусть увольняют».
Джейми не уволили. Рассказывая эту историю, он всегда добавляет в конце, что ее мораль заключается в уважительном отношении к подчиненным. Однако в истории со справкой можно найти и ещё одну мораль: Даймон с юности делает то, что хочет.
Роль 4: значимость выше ограничений
Джейми Даймон первым из банкиров с Уолл-стрит посетил Китай во время пандемии. 15 ноября корпоративный самолет с Даймоном на борту приземлился в международном аэропорту Гонконга.
Но вместо того, чтобы отправиться в специальную гостиницу на обязательный для иностранцев трехнедельный карантин, он сразу поехал в штаб-квартиру JPMorgan в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а затем встретился с руководством китайских финансовых регуляторов.
Как объяснили гонконгские власти, Даймона освободили от карантина в силу краткости визита – через 32 часа он улетел в Лондон. Кроме того, его приезд был в «интересах экономического развития Гонконга».
Такие исключения для бизнесменов делают очень редко, отмечает The Financial Times. К примеру, Ноэлю Куинну, возглавляющему банк HSBC, пришлось отсидеть в карантинной гостинице три недели, да еще и заплатить из собственного кармана за это сомнительное удовольствие.
Роль 5: человек, способный ошибаться
У Джейми Даймона много поклонников, которые считают его одним из лучших руководителей банков в мире. Есть у него, конечно, и недоброжелатели, при каждом удобном случае напоминающие об ошибках.
Чаще всего вспоминают лондонский скандал 2012 года, когда JP Morgan понес убытки в размере $6,2 млрд от азартных операций трейдера лондонского отделения по имени Бруно Иксил. Скандал получился громким, в Великобритании и США были проведены расследования.
Штрафы американских и британских регуляторов составили $920 млн. Убытки оказались велики даже для такого банка, как JP Morgan. Но Джейми отделался довольно легко: публичным извинением и двукратным уменьшением зарплаты – до $11,5 млн.
В настоящее время он – один из очень немногих глав крупных банков, сумевших стать миллиардерами. По оценкам журнала Forbes, состояние 65-летнего банкира составляет $1,9 млрд, а его годовой доход приближается к $30 млн.
Роль 6: уповающий на бессмертие
За 16 лет в JP Morgan Джейми Даймон совершил немало ошибок. Несмотря на ежедневные операции по всей планете в объеме более $8 трлн, JP Morgan прозевал бум виртуальных платежей, возглавляемый PayPal, Stripe, Square и другими технологическими компаниями. Он плотно сотрудничал с компанией WeWork, два года назад был андеррайтером ее неудачного IPO – и понес огромные убытки от этих вложений.
Самым большим промахом Даймона называют его нежелание готовить себе смену. Формально наследники есть, и банк, случись что с Даймоном, продолжит работу. Но существуют серьезные сомнения в том, что у кого-то из них хватит ума, знаний и многих других качеств, чтобы заменить его не на неделю или месяц, а навсегда.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].