Эмиграция гиганта: зачем Shell хочет переехать из Нидерландов в Великобританию

Эмиграция гиганта: зачем Shell хочет переехать из Нидерландов в Великобританию

И почему не все этому рады

Цей текст також доступний українською
Эмиграция гиганта: зачем Shell хочет переехать из Нидерландов в Великобританию

Политические и экономические кризисы заставляют крупных бизнесменов во всем мире адаптироваться к стремительным переменам, чтобы удержаться на рынке. Энергетические компании и банки, попадая под давление правительств, акционеров и общественных активистов, перемещаются в эпицентр таких изменений.

На примере историй компании General Electric и банка JP Morgan, которые в этом году оказались в центре внимания ведущих западных деловых изданий, Mind уже рассказывал о том, как лидеры рынка входят в противостояние с государственной властью и пересматривают свои подходы к корпоративному управлению, реагируя на новые рыночные вызовы. Развивая эту тему, сегодня мы рассказываем о компании Shell, находящейся в шаге от масштабной трансформации.

На 10 декабря, запланировано собрание акционеров англо-голландского нефтегазового гиганта Royal Dutch Shell. Крупнейшая компания Старого Света хочет упростить структуру акционерного капитала, перенести свое налоговое резидентство в Великобританию и там же разместить штаб-квартиру. А еще – сократить название до Shell, чтобы не ассоциироваться с королевским домом Оранских, правящим в Нидерландах уже свыше пяти веков.

Делается это, по словам гендиректора Royal Dutch Shell Бена ван Бурдена, ради упрощения структуры компании и уменьшения налогов для инвесторов. Структура корпоративного управления останется неизменной, и акции компании по-прежнему будут торговаться на биржах Амстердама, Лондона и Нью-Йорка.

Коротко и жестко

Двадцатиминутной неторопливой прогулки по Гааге достаточно, чтобы преодолеть расстояние между резиденцией премьер-министра Нидерландов, который формально руководит королевством, и штаб-квартирой Royal Dutch Shell, глава которой фактически рулит страной. Но Бен ван Бурден решил сообщить неприятное известие формальному главе страны – премьер-министру Марку Рютте – по телефону.

Их разговор состоялся в середине ноября. Марк Рютте, который с трудом руководит ⁠хрупким коалиционным правительством, попытался отговорить Shell от необдуманного, по его ⁠глубокому убеждению, шага. Для этого он также ⁠попросил партнеров по коалиции поддержать отмену налога на ⁠дивиденды, который является, по крайней мере, на словах, главной причиной переезда нефтяников в столицу Великобритании.

Рютте уже пытался отменить налог в 2017 году, но, столкнувшись с сильным сопротивлением парламента, был вынужден дать задний ход. Затем были еще несколько неудачных попыток. После разговора с ван Бурденом о переезде Shell он сделал еще одну попытку отменить налог на дивиденды, чтобы сохранить в королевстве энергетического гиганта, но вновь потерпел неудачу.

«Shell угрожает переехать, потому что ее заставляют платить налоги на дивиденды. И что делает кабинет? Предлагает отменить налог. Это не решение, это шантаж. Интересно, кто на самом деле руководит Нидерландами?», – объясняет лидер партии «Зеленые левые» Ессе Клавер.

В правительстве Рютте после очередного поражения смирились с провалом и махнули рукой на «предателей»-нефтяников. Министр экономики Нидерландов Стеф Блок на днях сообщил законодателям, что власти больше не будут уговаривать Shell остаться. 

Недостаточно «зеленая» нефть

Отношения между Shell и родным королевством уже не первый год оставляют желать лучшего. Держать на своей территории компанию, которая ежедневно выкачивает более 3 млн баррелей нефти, не считая миллиардов кубов газа, не нравится большей части нидерландского общества – несмотря даже на то, что Бен ван Бурден пообещал к 2050 году обнулить углеродные выбросы в атмосферу. 

В октябре пенсионный фонд государственных служащих ABP решил продать все акции нефтяных компаний, включая, Shell, чем сильно рассердил ее руководство.

Накануне климатического саммита G20 знаменитый своими агрессивными атаками на крупнейшие компании инвестор-активист Дэниел Леб объявил войну Shell. Его хедж-фонд Third Point скупил акции нефтегазового гиганта на $750 млн, объявил об этом 27 октября и тут же потребовал разделить компанию на две новых: в одной оставить традиционные «грязные» нефтегазовые активы, которые становятся токсичными для инвесторов, а во второй – собрать «перспективные» активы, связанные со сжиженным природным газом, возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) и маркетингом.

В своем письме, которое цитирует Bloomberg, Леб пишет, что последние два года для Shell были непростыми, напоминает о первом со времен Второй мировой войны резком сокращении дивидендов и о майском решении суда в Гааге, потребовавшем от Shell изменить бизнес, чтобы сократить выбросы парниковых газов.

Активисты, подавшие иск, считали, что Shell ставит чересчур низкие задачи для борьбы с изменением климата. Нефтяники планировали снизить их к 2030 году на 20% по сравнению с уровнем 2019-го и обнулить к середине века. Суд пришел к выводу, что переход Shell к чистой энергетике проходит слишком медленно, и для соблюдения прав человека и уважения мнения нидерландцев приказал нефтяникам ускорить снижение углеродных выбросов – на 45% через девять лет.

Выход – платный

Для парламентской оппозиции последняя провалившаяся попытка правительства Рютте отменить налог на дивиденды послужила поводом для ускоренного принятия так называемого «налога на уход», при помощи которого они надеются компенсировать потерянные после переезда нефтяников доходы.

Первоначально «налог на уход», по словам члена парламента от «зеленых» Тома ван дер Ли, предназначался для корпорации Unilever, но в прошлом году принять его не получилось. В середине ноября – после того как стало известно о переезде Shell, о нем вспомнили. «Зеленые» срочно внесли его на рассмотрение парламента, чтобы успеть принять в декабре.

«Зеленые» все еще надеются, что в Shell одумаются, когда узнают, каким затратным станет переезд. В прошлом году, когда «зеленые» пытались утвердить налог против Unilever, в компании заявили, что в случае его принятия им придется заплатить €11 млрд. 

Критики нового налога в шутку называют его «отель Калифорния» по аналогии с известной песней группы Eagles, в которой говорится, что из гостиницы можно выписаться в любое время, но уехать не удастся.

В Shell говорят, что советовались со многими юристами и получили ответ: даже если налог будет принят до переезда, им его платить не придется, потому что он нарушает не только англо-голландское соглашение о налогообложении, но и общеевропейское налоговое законодательство. Юрист компании Andersen tax advisory сказала FT, что она бы рекомендовала компании ускорить уход из Нидерландов, потому что пока непонятно, как будет работать новый налог, если его примут.

Что дальше?

Переезд штаб-квартиры Shell в Лондон, очевидно, растянется на годы. Сначала на Туманный Альбион переедут топ-менеджеры во главе с ван Бурденом и финансовым директором Джессикой Уль. В отношении рабочих мест нидерландцы если и потеряют, то немного.

На предприятиях Shell в Нидерландах работает 8500 человек. Огромный НПЗ Pernis в Роттердаме, многочисленные ветряные электростанции и многомиллиардный проект по захвату двуокиси углерода продолжат работать и позволят Shell сохранить солидное присутствие на нидерландской территории. Поэтому большинству сотрудников нефтяного гиганта увольнение не грозит.

Больше полезной информации, новостей и аналитики о мировом энергетическом рынке – на канале Светланы Долинчук. Читайте тут о главных трендах в энергетике и торговле энергоресурсами, новых технологиях в нефтегазовой отрасли, энергопереходе и декарбонизации.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту editor@mind.ua
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно