Обобрали до нитки: как подорожание хлопка скажется на легкой промышленности
Помимо соли и макарон, в список необходимых запасов стоит включить хлопковое белье, футболки и джинсы

Хлопок – базовое сырье для изготовления тканей – с начала 2022-го подорожал вдвое, превысив ценовой максимум за 11 лет. Это подорожание наложилось на прошлогодний рост цен, который составил еще 40%. В настоящее время стоимость волокна достигла примерно $3000 за тонну. И это не предел, поскольку даже после массовой приостановки швейных и ткацких производств рост цен продолжается.
Для сравнения: если год назад трикотажные предприятия Индии могли приобрести килограмм пряжи за $2,5, то сейчас на эту сумму можно купить только 400 грамм. Как это отразится на украинском легпроме и отечественных потребителях, разбирался Mind.
Чем дальше – тем дороже
По данным Всемирного банка, цены на хлопок начали расти с мая 2020 года. При этом из последних 23 месяцев цены повышались в 20 из них.
Повышение цен связано с неблагоприятными погодными условиями в крупнейших странах – производителях и экспортерах хлопка, а также опосредованно – с вторжением россии в Украину, вызвавшем рост стоимости фрахта и топлива.
В США, на которые приходится 20% экспорта хлопка, урожай был подорван сверхжаркой погодой. Индия, ведущий производитель хлопка, столкнулась с неурожаем из-за слабого начала муссона в прошлом году и затянувшихся проливных дождей потом.
Рост цен на топливо на фоне войны в Украине привел к подорожанию доставки – затраты выросли в четыре раза по сравнению с уровнем 2020 года. Неизбежный итог этих факторов уже в ближайшей перспективе – подорожание одежды и разгон инфляции.
Последняя рубаха
Проблемы Индии и Бангладеш кажутся слишком далекими, чтобы быть ощутимыми в центре Европы. Но это не так. В стоимости утилитарной пары джинсов Levi’s затраты на сырье составляют пятую часть. Каждая пара содержит около 0,9 кг хлопка.
Бангладеш, Вьетнам и Таиланд импортируют дешевый хлопок из Индии. Эти страны – глобальные швейные фабрики, где отшивается одежда ведущих мировых брендов, в том числе таких массовых как H&M, Gap Inc, Nike. Экспорт готовой одежды из Индии в 2022 финансовом году вырос на 30% – до $15,9 млрд по сравнению с $12,3 млрд годом ранее.
Азия уже чувствует подорожание хлопка в полной мере: крупные фабрики сокращают производство одежды и тканей, в то время как предприятия помельче вовсе остановили свою работу, увеличив безработицу и усугубляя кризис. В Южной Индии – столице текстильного экспорта страны – прядильные фабрики в мае приостановили производство пряжи.
Чтобы компенсировать подорожание сырья, часть оставшихся на плаву производителей заменяют хлопок синтетическим волокном, которое в два раза дешевле натурального: $0,6–1 за фунт по сравнению с $1,4 за хлопок-сырец.
В середине мая в Индии начал дискутироваться вопрос о введении эмбарго на экспорт хлопка – его лоббируют местные производители тканей и одежды. Решение не принято, но учитывая, что в прошлом месяце Индия уже ограничила экспорт пшеницы, сахара и задумывается о госрегулировании поставок риса, то возможность хлопковых ограничений тоже не стоит сбрасывать со счетов. Если они будут введены, это еще больше взвинтит цены на мировом рынке.
Всемирный банк прогнозирует, что ситуация стабилизируется нескоро – ожидается, что подорожание будет фиксироваться весь год, а в 2023 году, по мере улучшения погодных условий, цены снизятся на 6%.
Глобальный спрос на хлопок в текущем сезоне оценивается в 26,2 млн тонн, что на 2% выше, чем в 2020–2021 годах.
Ближе к телу
Украинская легкая промышленность зависима от импорта и давальческого сырья. Эти потребности кратно возросли из-за радикального увеличения оборонного заказа: производства военной формы, обмундирования, палаток, спальных мешков и т. д.
Подорожание хлопка – это проблема, которую еще только предстоит ощутить Украине. Тут на начало года было более 2500 предприятий легкой промышленности преимущественно небольшого или даже мини-формата. Из более 130 000 работников отрасли 75% составляют женщины.
Сейчас швейные предприятия – те, которые не закрылись или сумели передислоцироваться, больше озабочены дефицитом давальческого сырья. А его не всегда рискуют отправлять в Украину: сложно гарантировать выполнение заказа, а также предусмотреть скачки курса доллара.
Основные покупатели продукции украинского легпрома – страны Евросоюза: на него приходится более 80% экспорта отрасли.
Однако, несмотря на внешнюю востребованность, украинский потребительский рынок полностью импортозависим, с долей импортного товара на уровне 87%. На женские группы товаров приходится 40% одежного импорта. Это значит, что подорожания не избежать. Причем глобальные факторы суммируются со специфически украинскими: ростом затрат на доставку и сложностью с логистикой – в частности, отсутствием возможности контейнерных доставок морем.
Отметим, что брендовая одежда в Украине до войны стоила дороже, чем аналогичный юнит в Европе. Причина – высокие ставки ввозных пошлин и арендных платежей в ТРЦ. По приблизительным оценкам, в Киеве на аренду приходится до трети выручки магазина брендовой одежды.
С начала войны импорт одежды сократился более чем вдвое. Ряд магазинов не успели получить или не полностью получили заказанные в начале года партии товара. Новые поставки – когда они восстановятся – приедут уже по новым ценам.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].