»ндийский гамбит: как запрет на экспорт пшеницы из »ндии может помочь ”краине

»ндийский гамбит: как запрет на экспорт пшеницы из »ндии может помочь ”краине

» насколько украинска€ инфраструктура способна обеспечить поставки во врем€ войны

÷ей матер≥ал також доступний украњнською
»ндийский гамбит: как запрет на экспорт пшеницы из »ндии может помочь ”краине
‘ото: depositphotos.com

«апрет »ндией на экспорт пшеницы, введенный неожиданно – вечером в п€тницу, 13 ма€ – еще одно доказательство тезиса, что всегда может быть хуже. ѕосле блокады украинских портов вследствие военной агрессии россии »нди€ частично заместила возникший на мировом рынке дефицит как минимум в части наиболее критических поставок – пшеницы. Введенное экспортное эмбарго вывело глобальный продовольственный кризис на новый уровень. Выход из него только один – деблокада портов ѕричерноморь€.

ѕредвестники кризиса

Ќачина€ с марта 2022 года, после того как росси€ разв€зала войну против ”краины, »нди€ стала основным выгодополучателем кризиса в ѕричерноморье. —трана снимала сливки как в объеме, так и в стоимости продаваемого урожа€ – цены на пшеницу в »ндии выросли до рекордно высокого уровн€ $323 за тонну. «а€вленный еще несколько дней назад план экспорта этой культуры составл€л не менее 10 млн тонн. В апреле »нди€ экспортировала 1,4 млн тонн пшеницы, план на май достиг около 1,5 млн тонн.

Внезапность изменени€ курса на противоположный породила версию о политической подоплеке эмбарго. ’от€ объективные факторы дл€ его введени€ тоже присутствовали.

ѕо итогам 2022 года »нди€ планировала собрать 111,3 млн тонн зерна, что €вл€етс€ рекордным показателем дл€ страны. ќднако из-за засухи, разразившейс€ в середине марта, прогноз был существенно снижен – и на сегодн€ не дот€гивает даже до 100 млн тонн. 

ћинистерство торговли и промышленности »ндии, обосновыва€ необходимость запрета экспорта, ссылалось в том числе и на угрожающую внешнюю конъюнктуру: «“акое решение прин€то в рамках мер по контролю над ростом внутренних цен <...>, учитыва€ внезапный всплеск мировых цен на пшеницу, вызванный многими факторами», – сообщили в ведомстве.  роме того, апрельское подорожание продуктов питани€ и энергоносителей в »ндии подтолкнул розничную инфл€цию в этой стране к восьмилетнему максимуму.

Ќовость об индийском эмбарго наложилась на пессимистичные глобальные прогнозы относительно производства зерна, опубликованные USDA.

ћинистерство сельского хоз€йства —Ўј предсказало снижение урожа€ пшеницы в мире впервые за четыре года до 774,8 млн тонн, при этом мировые запасы состав€т 267 млн тонн, что станет минимальным количеством за шесть лет. ѕоказатели ”краины по производству и экспорту пшеницы в 2022/23 ћ√ будут на уровне 21,5 млн тонн и 10 млн тонн соответственно. Ёто на 11,5 млн тонн и 9 млн тонн ниже показател€ 2021/22 ћ√.

”рожай как угроза

”краина тем временем сидит на излишках зерна минимум в 20 млн тонн и находитс€ перед угрозой поступлени€ вала нового урожа€ уже через мес€ц.

ѕервые недели после начала войны внешн€€ торговл€ работала исключительно в режиме импорта, принима€ военные и гуманитарные грузы. ѕо данным ћЁ–“, к 1 апрел€ экономическа€ активность начала восстанавливатьс€, в том числе в части јѕ  и металлургии. Ќа сегодн€ ежемес€чные объемы экспорта зерна составл€ют 1,5 млн тонн против 5 млн тонн до войны, то есть упали в четыре раза.

Ётого мало, чтобы решить две главные задачи аграрной отрасли: накормить мир и освободить мощности по хранению к поступлению нового урожа€.

 лючевые товарные категории украинского экспорта – агропродукци€ и металлы – поставл€лись через порты, дол€ которых достигала 75%. ѕо мере роста среднего урожа€ в ”краине, который за 10 лет удвоилс€, синхронно развивалась и украинска€ портова€ инфраструктура. —ейчас отрасль в заложниках у своей современности и мощности – европейские порты не могут подхватить такие огромные объемы и перевалить их с той же эффективностью. Ѕлиже всего к этим возможност€м балтийские порты, однако их невозможно отдать эксклюзивно под зерновые грузы. ≈сть и друга€ проблема: как довезти зерно до Ѕалтики.

јльтернативный экстенсивный путь развити€ зерновой логистики – налаживание перевалки с доставкой по железной дороге через западную границу, котора€ ранее не была востребована у бизнеса (за исключением поставок руды). «ерновую инфраструктуру здесь нужно создавать с нул€. Ётот эволюционный путь займет годы, а у ”краины есть только несколько мес€цев.

В довоенное врем€ железна€ дорога перевозила около 30 млн тонн грузов в год. »з них половина приходилась на металл и руду. “аким образом 20 млн тонн зерна за несколько мес€цев – задача практически непосильна€, даже если аграрным грузам будет создан – административным путем – режим максимального благопри€тствовани€. “ем более, что создать его можно только на украинской стороне. 

«≈вропейска€ железнодорожна€ инфраструктура подчин€етс€ коммерческим рыночным отношени€м и радикально вли€ть на это сложно, – говорит операционный директор ј“ «”крзализниц€» В€чеслав ≈ремин. – ћы служим скорее путеводителем, показыва€ [украинским компани€м], куда можно двигатьс€ и развиватьс€, но дальше включаютс€ уже бизнес-отношени€».

ѕеревалочные мощности украинских портов, которые развивались и наращивались 20 лет подр€д, невозможно заместить за несколько мес€цев. “ем не менее, логистика через западную границу гарантированно будет крепнуть. » станет первым шагом интеграции ”краины в европейское экономическое пространство.

≈ще один наземный вариант, пока существующий только в теории, но практически возможный -поставки через гуманитарный коридор по территории Ѕеларуси. Ќо сегодн€ никто не поручитс€, что такой путь будет более безопасным, чем через „ерное море под угрозой обстрелов из российских орудий.

≈диное окно

“аким образом, у украинского зернового экспорта нет никаких альтернатив, кроме портов – причем черноморских, так как аналогичную по мощности морскую инфраструктуру найти в ближайшем приближении сложно. Вопрос их эксплуатации лежит в плоскости более финансовой, чем военной – а именно, как побудить международные страховые компании застраховать грузовые суда, приход€щие в ѕричерноморье. В качестве одного из вариантов обсуждаетс€ возможность военного гарантировани€ безопасности зерновых грузов.

ѕр€мое следствие блокировки украинского зернового экспорта – мирова€ продовольственна€ инфл€ци€, гуманитарный кризис и нова€ волна миграции из африканских стран в ≈—.

Ќе удивительно, что ≈вропейска€ комисси€ анонсировала план создани€ «линий солидарности» дл€ обеспечени€ поставок агропродукции из ”краины. «Ёто гигантский вызов, поэтому важно координировать и оптимизировать логистические цепочки, внедр€ть новые маршруты и избегать, по возможности, узких мест», – отметила комиссар по транспорту јдина Валеан. —реди проблем – разна€ ширина колеи, поэтому большинство грузов нужно переваливать на автомобили или вагоны, соответствующие стандартной колее ≈—.

’ороша€ новость в том, что высокомаржинальна€ продукци€ пострадала от блокады меньше, так как она изначально перевозилась в основном железнодорожным и автомобильным транспортом. Ќеобходимость оптимизировать логистику, ее сложность и дороговизна могут стать еще одним фактором, стимулирующем развитие внутренней переработки и производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.ua
ѕроект использует файлы cookie сервисов Mind. Ёто необходимо дл€ его нормальной работы и анализа трафика.ѕодробнее’орошо, пон€тно