Зерновой коридор: первые итоги восстановления агроэкспорта из Украины
Полмесяца, которые прошли после разблокирования украинских портов, доказали жизнеспособность Стамбульской сделки. Ее основной недостаток – короткий срок действия

Сегодня, 15 августа, ровно полмесяца, как Украина возобновила, хоть и в усеченном варианте, экспорт морем. Пока пропускной режим действует только для аграрных грузов: «гуманитарная», а не коммерческая составляющая и ссылка на жизненную необходимость украинского зерна для тысяч людей по всему миру позволила достичь договоренности о портовой деблокаде. И хотя за это время с гуманитарной миссией в Одессу зашло лишь одно судно – Brave commander под загрузку 23 000 тонн пшеницы для Эфиопии в рамках Всемирной продовольственной программы ООН, можно констатировать главное – зерновой коридор работает.
Удается ли увеличивать отгрузки?
За полмесяца из Украины было вывезено (не все суда еще достигли пунктов назначения) около 0,5 млн тонн зерна (на протяжении девяти дней – 370 000 тонн). По итогам месяца объем отгрузки превысит 1 млн тонн, так как темпы экспорта увеличиваются. ООН ожидает, что в перспективе показатель вырастет в 2-5 раз.
«Мы ожидаем значительного роста заявок на транзит. Цель получить от двух до пяти миллионов метрических тонн достижима», – сказал временный координатор ООН в Совместном координационном центре в Стамбуле Фредерик Кенни.
На украинской стороне более реалистичны: «Планомерно двигаемся к намеченному амбициозному плану – перевалке трех и более миллионов тонн продовольствия в месяц через порты Большой Одессы», – сказал руководитель Администрации морских портов Украины Алексей Востриков.
По состоянию на 12 августа порты Большой Одессы (Одесса, Черноморск и Южный) приняли (на вход и выход) 18 судов в направлении семи стран мира. Кроме злоключений первопроходца – RAZONI – остальные рейсы прошли благополучно.
С какими сложностями пришлось столкнуться?
После условного устранения военных рисков в Причерноморье, основными тормозящими торговлю факторами стали экономические.
Со старта в отношении судов, заходящих в порты Одессы, применялись повышенные коэффициенты рисков. Официальная страховая премия, колебавшаяся до этого на уровне 3-3,5%, выросла до 5%.
Также к Украине применялись повышенные ставки на аренду (фрахт) кораблей. Стоимость фрахта судна самой ходовой грузоподъемностью 30 000 – 55 000 тонн, для первых рейсов в Одессу оценивалась в 4-5 раз выше, чем аналогичного рейса в мирный порт Констанца.
Именно из-за того, что ввиду логистических и военных рисков портовые тарифы далеки от справедливого уровня, открытие Одессы не пошатнуло привлекательности экспорта через сухопутную границу. Экспортные перевозки зерновых грузов за март-июль 2022 года выросли почти в 2,2 раза – с 0,42 млн тонн в марте до примерно 0,91 млн тонн в июле.
Но первые благополучные рейсы в течении полумесяца подействовали на тарифы успокаивающе.
По данным Минэкономики, стоимость фрахтования судов в Турцию снизилась уже вдвое, а расходы на страхование грузов – с 4 до 1,5%.
«Снижение затрат будет положительно влиять на стабилизацию работы украинских аграрных предприятий», – отметила министр экономики Украины Юлия Свириденко.
Удастся ли нарастить экспорт в будущем?
Как отмечают Xclusiv Shipbrokers, морская торговля зерном составляет около 4% от общего объема морских перевозок, экспорт украинского зерна по морю составил около 10% от общего морского экспорта зерна в 2021 году. «Фактический экспорт (украинского зерна) достигнет лишь 70%-80% от уровня 2021 года», – считают брокеры, что составит менее 0,3% общего объема морской торговли.
Украина, Турция и ООН подписали в Стамбуле «Инициативу по безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов», которая призвана частично разблокировать порты Одесса, Черноморск и «Южный» для экспорта зерна и удобрений, 22 июля.
Условия Стамбульской сделки действуют 120 дней и после этого срока – то есть в конце ноября – должны быть пролонгированы. Учитывая, что зерновой коридор условно-эффективно работает, его значимость возрастает и повышает шансы, что россия захочет воспользоваться пересмотром сделки, чтобы выбить для себя преференции.
По данным Государственной таможенной службы, с 1 июля – начала 2022/23 МГ и на 8 августа Украина экспортировала 2 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, в т.ч. в августе – 387 000 тонн. Это почти в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было вывезено 3,87 млн тонн, из которых 832 000 тонн были отгружены в текущем месяце.
Основная экспортная культура – пшеница, которой было экспортировано 467 000 тонн. На втором месте – ячмень (180 000 тонн). Кукурузы вывезено 1,343 млн тонн. Суммарный экспорт украинской муки на 8 августа составил 4800 тонн (сезоном ранее – 13 500 тонн), в т.ч. пшеничной – 4000 тонн (13 400 тонн).
По итогам первого полугодия, экспорт агропродовольственной продукции составил $10,11 млрд, сохранив за собой статус основной экспортной категории с долей в 44%.
Скорее всего, представители других отраслей – прежде всего металлургической, также будут лоббировать право на пользование морским коридором. В прошлом году экспорт руды и металла принес Украине $21,1 млрд. Это вторая по тяжеловесности статья украинской внешней торговли, после аграрной. Однако обосновать такой экспорт будет сложно, так как металлургические грузы, в отличие от продовольственных, лишены гуманитарного ореола.

Данные: Администрация морских портов Украины, Мининфраструктуры, открытые источники
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].