Зерновой коридор: первые итоги восстановления агроэкспорта из Украины

Зерновой коридор: первые итоги восстановления агроэкспорта из Украины

Полмесяца, которые прошли после разблокирования украинских портов, доказали жизнеспособность Стамбульской сделки. Ее основной недостаток – короткий срок действия

Цей матеріал також доступний українською This material is also available in English
Зерновой коридор: первые итоги восстановления агроэкспорта из Украины

Сегодня, 15 августа, ровно полмесяца, как Украина возобновила, хоть и в усеченном варианте, экспорт морем. Пока пропускной режим действует только для аграрных грузов: «гуманитарная», а не коммерческая составляющая и ссылка на жизненную необходимость украинского зерна для тысяч людей по всему миру позволила достичь договоренности о портовой деблокаде. И хотя за это время с гуманитарной миссией в Одессу зашло лишь одно судно – Brave commander под загрузку 23 000 тонн пшеницы для Эфиопии в рамках Всемирной продовольственной программы ООН, можно констатировать главное – зерновой коридор работает.

Удается ли увеличивать отгрузки?

За полмесяца из Украины было вывезено (не все суда еще достигли пунктов назначения) около 0,5 млн тонн зерна (на протяжении девяти дней – 370 000 тонн). По итогам месяца объем отгрузки превысит 1 млн тонн, так как темпы экспорта увеличиваются. ООН ожидает, что в перспективе показатель вырастет в 2-5 раз.

«Мы ожидаем значительного роста заявок на транзит. Цель получить от двух до пяти миллионов метрических тонн достижима», – сказал временный координатор ООН в Совместном координационном центре в Стамбуле Фредерик Кенни.

На украинской стороне более реалистичны: «Планомерно двигаемся к намеченному амбициозному плану – перевалке трех и более миллионов тонн продовольствия в месяц через порты Большой Одессы», – сказал руководитель Администрации морских портов Украины Алексей Востриков.

По состоянию на 12 августа порты Большой Одессы (Одесса, Черноморск и Южный) приняли (на вход и выход) 18 судов в направлении семи стран мира. Кроме злоключений первопроходца – RAZONI – остальные рейсы прошли благополучно.

С какими сложностями пришлось столкнуться?

После условного устранения военных рисков в Причерноморье, основными тормозящими торговлю факторами стали экономические.

Со старта в отношении судов, заходящих в порты Одессы, применялись повышенные коэффициенты рисков. Официальная страховая премия, колебавшаяся до этого на уровне 3-3,5%, выросла до 5%.

Также к Украине применялись повышенные ставки на аренду (фрахт) кораблей. Стоимость фрахта судна самой ходовой грузоподъемностью 30 000 – 55 000 тонн, для первых рейсов в Одессу оценивалась в 4-5 раз выше, чем аналогичного рейса в мирный порт Констанца.

Именно из-за того, что ввиду логистических и военных рисков портовые тарифы далеки от справедливого уровня, открытие Одессы не пошатнуло привлекательности экспорта через сухопутную границу. Экспортные перевозки зерновых грузов за март-июль 2022 года выросли почти в 2,2 раза – с 0,42 млн тонн в марте до примерно 0,91 млн тонн в июле.

Но первые благополучные рейсы в течении полумесяца подействовали на тарифы успокаивающе.

По данным Минэкономики, стоимость фрахтования судов в Турцию снизилась уже вдвое, а расходы на страхование грузов – с 4 до 1,5%.

«Снижение затрат будет положительно влиять на стабилизацию работы украинских аграрных предприятий», – отметила министр экономики Украины Юлия Свириденко.

Удастся ли нарастить экспорт в будущем?

Как отмечают Xclusiv Shipbrokers, морская торговля зерном составляет около 4% от общего объема морских перевозок, экспорт украинского зерна по морю составил около 10% от общего морского экспорта зерна в 2021 году. «Фактический экспорт (украинского зерна) достигнет лишь 70%-80% от уровня 2021 года», – считают брокеры, что составит менее 0,3% общего объема морской торговли.

Украина, Турция и ООН подписали в Стамбуле «Инициативу по безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов», которая призвана частично разблокировать порты Одесса, Черноморск и «Южный» для экспорта зерна и удобрений, 22 июля.

Условия Стамбульской сделки действуют 120 дней и после этого срока – то есть в конце ноября – должны быть пролонгированы. Учитывая, что зерновой коридор условно-эффективно работает, его значимость возрастает и повышает шансы, что россия захочет воспользоваться пересмотром сделки, чтобы выбить для себя преференции.

По данным Государственной таможенной службы, с 1 июля – начала 2022/23 МГ и на 8 августа Украина экспортировала 2 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, в т.ч. в августе – 387 000 тонн. Это почти в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было вывезено 3,87 млн тонн, из которых 832 000 тонн были отгружены в текущем месяце.

Основная экспортная культура – пшеница, которой было экспортировано 467 000 тонн. На втором месте – ячмень (180 000 тонн). Кукурузы вывезено 1,343 млн тонн. Суммарный экспорт украинской муки на 8 августа составил 4800 тонн (сезоном ранее – 13 500 тонн), в т.ч. пшеничной – 4000 тонн (13 400 тонн).

По итогам первого полугодия, экспорт агропродовольственной продукции составил $10,11 млрд, сохранив за собой статус основной экспортной категории с долей в 44%.

Скорее всего, представители других отраслей – прежде всего металлургической, также будут лоббировать право на пользование морским коридором. В прошлом году экспорт руды и металла принес Украине $21,1 млрд. Это вторая по тяжеловесности статья украинской внешней торговли, после аграрной. Однако обосновать такой экспорт будет сложно, так как металлургические грузы, в отличие от продовольственных, лишены гуманитарного ореола.

Зерновой коридор: первые итоги

Данные: Администрация морских портов Украины, Мининфраструктуры, открытые источники

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно