Никаких подпольных миллионеров: налоговики собираются выявлять украинцев, которые «на бумаге» получают минимальную зарплату, а при этом держат миллионы в иностранных банках
Как будет работать обмен налоговой информацией в Украине и почему он затронет не всех налогоплательщиков

Верховная Рада на заседании 16 ноября приняла за основу законопроект №8131, нормы которого закладывают основу для запуска автоматического обмена налоговым данными между Украиной и другими странами.
По словам первого замглавы Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослава Железняка, законопроект предусматривает внедрение в Украине международных стандартов в сфере прозрачности и обмена информацией для налоговых целей.
«Мы становимся частью системы стандартов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. – Mind). Это сделает уклонение от налогообложения еще сложнее, как и использование для этого офшоров», – объяснил Железняк.
Mind разбирался, как подобные изменения повлияют на налогоплательщиков и доступ к каким данным могут получить налоговые органы.
Что такое обмен налоговой информацией? Международный обмен налоговыми данными предусматривает, что фискальные органы конкретной страны получают от налоговых структур других стран информацию о движении по банковским счетам своих резидентов. Причем к таким резидентам относятся как физические лица, так и компании (юрлица), в том числе их бенефициары.
Обмен данными происходит в два этапа. Сначала участники финансового рынка (банки, инвестиционные и страховые компании) в обязательном порядке уведомляют местные налоговые органы об открытых счетах нерезидентов, в том числе о движении средств по ним. А налоговые органы, в свою очередь, предоставляют полученную информацию налоговым структурам тех стран, которые присоединились к обмену данными (таких государств около 100).
Автоматический обмен происходит в рамках унифицированного стандарта отчетности, который разработала ОЭСР, – он называется CRS. На практике это выглядит следующим образом. Некий гражданин Украины имеет банковские счета в Швейцарии. Сейчас украинская Государственная налоговая служба (ГНС) об этих счетах может узнать лишь по специальному запросу, например, в рамках следствия или судебного дела – и не факт, что швейцарская сторона такую информацию предоставит. Но после того, как Украина присоединится к CRS, ГНС будет регулярно получать от Федеральной налоговой администрации Швейцарии данные о счетах и их состоянии упомянутого украинского гражданина по умолчанию в автоматическом режиме.
Второй стандарт называется EOIR – это обмен информацией (которая выходит за рамки условий автоматического обмена) по запросу налогового органа в отношении конкретных налогоплательщиков.
«Кроме счетов, это может быть информация о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах компании, которые имеют в Украине постоянные представительства или штаб-квартиру; о бенефициарах иностранных партнерств, ведущих деятельность или получающих доход, подлежащий налогообложению в Украине; о трастах, которыми управляют украинские резиденты», – рассказывает Игорь Ясько, управляющий партнер юридической компании Winner.
Как обмен данными внедряет Украина? Украинская власть заявляет о намерении подключиться к CRS уже довольно давно. В 2017 году была утверждена «дорожная карта», в рамках которой Украина планировала внедрить стандарт CRS в 2020 году, но сроки постоянно сдвигались. И осенью 2021 года Министерство финансов сообщило о том, что обмен информацией будет запущен уже в 2023 году. Но война очередной раз подкорректировала планы.
Впрочем, в конце августа 2022 года Государственная налоговая служба все-таки присоединилась к многостороннему соглашению CRS. Следующим логичным шагом стало появление законопроекта №8131, принятие которого позволит закрепить взаимодействие между налоговыми органами на законодательном уровне. Если верить словам Железняка, «старт» передачи налоговых данных произойдет в 2024 году.
С какой целью налоговая будет собирать информацию? Суть обмена налоговыми данными сводится к тому, чтобы страны – участницы соглашения CRS могли получать информацию по банковским счетам и финансовым активам своих налоговых резидентов в других странах.
«Доступ к информации должен обеспечить налоговую прозрачность и стать эффективным инструментом контроля своевременного и полного декларирования доходов резидентов стран – участниц CRS, полученных за их пределами», – объясняет Ольга Черевко, управляющий партнер юридической компании GLS.
Налоговая благодаря этому механизму сможет искать незадекларированные доходы и вылавливать уклонистов. Это четко ложится в планы внедрять в Украине косвенные методы контроля после окончания налоговой амнистии (она продлена до 1 марта 2023 года). Наличие доступа к данным о зарубежных счетах упростит налоговикам задачу по выявлению тех украинцев, которые «на бумаге» получают минимальную зарплату, но при этом держат в иностранных банках миллионы.
«Органы ГНС получат доступ к информации об иностранных финансовых активах резидентов Украины и смогут контролировать полноту декларирования доходов, подлежащих налогообложению. Это позволит выявлять незадекларированные доходы и попытки уклонения от уплаты налогов физическими лицами», – соглашается Игорь Ясько.
Что изменится для украинских налогоплательщиков после запуска CRS? Все резиденты Украины, у которых уже открыты счета в украинских банках либо при открытии новых счетов, будут проходить дополнительное анкетирование.
«Это необходимо для определения статуса их налогового резидентства и их налоговых номеров для дальнейшего автоматического обмена информацией по таким счетам со странами-партнерами», – объясняет Ольга Черевко.
И если у резидентов Украины, компаний или физических лиц, открыты счета за рубежом, то после внедрения стандартов CRS и EOIR украинские налоговые органы получат доступ к информации по оборотам и остаткам на таких счетах. Как в автоматическом режиме, так и по запросу.
Также не исключено, что иностранные банки будут более дотошно проверять своих клиентов-украинцев, особенно источники происхождения их доходов.
Как будет выглядеть передача налоговых данных? Данная процедура уже давно отработана в тех странах, которые являются участниками системы обмена информацией.
Согласно принятым стандартам обмена, налоговые службы стран – участниц CRS передают данные:
- о текущих счетах физических лиц;
- о корпоративных счетах – компаний, фондов, трастов.
Информация, которая передается в рамках автоматического обмена, имеет следующее содержание:
- ФИО владельца счета, его адрес, дата и место рождения;
- страна/страны налогового резидентства;
- идентификационный номер налогоплательщика (или эквивалентный номер);
- реквизиты счета и валюта счета;
- текущий баланс, прибыль от финансовых активов (пассивных инвестиций);
- информация о финансовом учреждении, где был открыт счет.
Вместе с тем под требования автоматического обмена попадают не все данные.
Во-первых, не подпадают пенсионные счета, счета срочного страхования жизни и депозитные счета – налоговые органы относят их к счетам с низким уровнем риска.
Во-вторых, требования о передаче данных в налоговые органы в рамках CRS не распространяются на краудфандинговые платформы, на платежные системы и системы электронных денег, на криптобиржи, на страховых брокеров и на пункты обмена валют.
Как налоговые органы используют полученные данные? Как уже было сказано выше, главная задача фискалов – выявить сокрытые доходы и добиться уплаты с них налогов. Логично, что внедрение автоматического обмена данными станет для налоговиков в этом неплохим подспорьем.
Например, физическое лицо – резидент Украины имеет инвестиционный счет в иностранном банке и вкладывает деньги в иностранные ценные бумаги, получая дивиденды по акциям или процентный доход по облигациям. ГНС будет знать об этих заработках благодаря обмену данными в рамках CRS.
«Если физическое лицо не указало такой доход в ежегодной декларации, то у налоговой будут все основания провести проверку и доначислить налоговые обязательства», – говорит Ольга Черевко.
Похожая ситуация и с банковскими счетами контролируемых иностранных компаний (КИК), которые используются резидентами Украины для инвестиций. Если свыше 50% доходов таких компаний – это пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти), информация по счетам КИК также будет передана в налоговые органы Украины. А те, в свою очередь, смогут сравнить реальные доходы контролируемых компаний с задекларированными и, в случае чего, потребовать от украинских бенефициаров КИК уплатить недостающую сумму налога.
Какие риски существуют для налогоплательщиков? Помимо доначисления налоговых обязательств, ГНС может применить к владельцу зарубежного счета штрафные санкции. Размер таких санкций зависит от того, докажут налоговики факт уклонения от уплаты налогов или нет.
В худшем случае, согласно нормам Уголовного кодекса, уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в особо крупном размере влечет за собой штраф в размере от 3,7 до 8,7 млн грн. Также налогоплательщика могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (85–170 000 грн), а заодно лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].