Правила страхования военных рисков ужесточились. Чем это грозит морскому экспорту из Украины?

Правила страхования военных рисков ужесточились. Чем это грозит морскому экспорту из Украины?

Дополнительные затраты на осуществление торговых операций морем делят между собой импортеры и производители сельхозпродукции

Цей текст також доступний українською This text is also available in English
Правила страхования военных рисков ужесточились. Чем это грозит морскому экспорту из Украины?

С 1 января 2023 года военные риски в Черном море официально квалифицируются как более высокие, чем в прошлом году. Клуб взаимного страхования P&I уведомил, что исключает весь регион Украины, россии и беларуси из зоны покрытия договоров перестрахования. Отзыв покрытия означает, что договора перестрахования с клиентами, которые обычно возобновляются на 12 месяцев в начале календарного года, на сей раз продлены не были. А это отменяет покрытие военных рисков. То есть любое судно, которое планирует войти в потенциально опасную акваторию Черного моря, делает это на свой страх и риск – в случае инцидента убыток не будет покрыт страховщиками.

Перестрахование – это делегирование и шеринг финансовой ответственности за вознаграждение. Как ранее писал Mind, страховщики не могут держать у себя большие риски без перестрахования, потому что при их наступлении компания может обанкротиться, отдав все деньги по одному крупному страховому случаю. Чтобы этого не произошло, всегда часть рисков передается на международный рынок. Страховщик при этом делится частью премии с пулом страховщиков, которые могут базироваться по всему миру.

По данным Insurance Top за доказательный 2019 год, украинские страховщики уплатили нерезидентам 3,3 млрд грн премий исходящего перестрахования. Перестраховщики клуба P&I покрывают около 90% рисков океанских судов.

Исключение региона Причерноморье касается не всех типов полисов, которые предлагают клубы P&I. Но включает базовый, необходимый для морских перевозок, – риски судовладельца, связанные с войной. Он покрывает претензии относительно ответственности третьих сторон, включая экологический вред и повреждение груза.

Отдельные правила регулируют защиту корпуса и механизмов от физических повреждений. Таким образом снимается неиллюзорный для Причерноморья риск напороться на мину.

Новые правила введены как для кораблей, так и самолетов.

Mind разбирался, как новые правила скажутся на морском экспорте из портов Большой Одессы и работе «зернового коридора», который был с таким трудом возобновлен.

Стало ли решение об исключении Причерноморья из зоны покрытия международного перестрахования неожиданным? Нет.

Уровень напряжения постепенно нарастал с октября прошлого года, когда стали поступать сигналы о подготовке такой новации. Локальные игроки просили правительство предпринять меры по недопущению остановки их работы.

Читайте также: Український страховий ринок завмер через неможливість перестрахування за кордоном. Яких рішень чекають страховики від нового голови НБУ Андрія Пишного?

Исключения из покрытия введены для всего Причерноморья? Формально к Причерноморью относятся россия, Турция, Украина, Болгария, Грузия и Румыния.

Исключена зона Украины, россии и беларуси – как союзника рф.

Остановился ли экспорт зерна из Украины с 1 января 2023? Нет. Очевидное замедление его темпов в первую декаду было связано с постпраздничной «раскачкой».

Согласно данным Государственной таможенной службы, по состоянию на 9 января Украина с начала января экспортировала 852 000 тонн зерна. Это меньше, но сопоставимо с показателем аналогичного периода предыдущего года – в январе-2022 было вывезено 1,054 млн тонн.

Как изменение правил перестрахования сказалось на экспорте? Повышенные риски на практике означают, что фрахт судна для маршрута в Причерноморье подорожал.

Уже в первые недели 2023 года фиксируется существенный рост стоимости фрахтования суден – дельта оценивается участниками рынка минимум в 20%, в некоторых случаях – 25%.

Поскольку сумма страховых платежей рассчитывается как процент от стоимости судна, которая в свою очередь исчисляется в $20–200 млн, то дополнительные затраты составят несколько десятков тысяч долларов в сутки на один рейс.

Читайте также: Застраховаться от рисков войны уже можно. Но страховки ограничены по суммам выплат и местонахождению застрахованного

Будут ли ставки расти и дальше? Да, это практически гарантировано.

Оптимистичный (!) прогноз – рост в 1,5 раза по сравнению с прошлогодними расценками в среднесрочной перспективе. Увеличение ставок связано с ростом стоимости денег/капитала, который теперь придется закладывать в покрытие рисков.

Кто несет эти дополнительные затраты? В первую очередь, страна – импортер/покупатель, который переплачивает за доставку груза.

Во вторую – украинский фермер, у которого логистические допзатраты отминусовываются от закупочной цены. Разрыв внутренних и мировых цен сейчас находится на разных полюсах и отличается кратно – такой ситуации не было ни разу в новейшей истории Украины.

Есть ли еще и негласные риски? Да.

Уход перестраховщиков – плохой сигнал, который указывает на то, что компании видят усугубление рисков нахождения в зоне конфликта.

В частности, предполагается, что россия может прибегнуть к захвату кораблей в Черноморской акватории под надуманным предлогом перевозки оружия или вовсе без объяснения причин.

Читайте также: Великий вітчизняний зерновий коридор: шантаж росії тривав три дні. Кораблі зі збіжжям знов курсують

Еще один риск – усугубление проблемы очередей на турецком участке маршрута при обязательном досмотре. На сегодня, напомним, инспекции в Босфоре ждут более 90 суден – и это также учитывается судовладельцами и арендаторами при определении тарифа.

Меняется ли география экспорта из-за проблем с логистикой в Черном море? Да, существенно. И усугубление проблем в Причерноморье катализирует эти изменения.

Так, Южная и Северная Америки наращивают поставки зерновых в направлении Африки и ЮВА. Латинская Америка, в первую очередь Бразилия, частично замещает украинское зерно в Турции и Южной Африке.

Китай – еще в прошлом сезоне крупнейший покупатель украинской агропродукции – теперь компенсирует проседание поставками из США.

Объем мировой торговли зерном оценивается в $120 млрд.

Грозит ли замедление экспорта зерна из Причерноморья глобальными проблемами? Да, конечно.

Сокращение присутствия на мировом рынке украинского товара ведет к дальнейшему раскручиванию продовольственной инфляции в богатых странах и к прямому голоду – в бедных.

Какова публичная позиция страховщиков? Как заявил Ascot, андеррайтер Lloyd's of London, программа страхования, обеспечивающая покрытие украинских грузов, следующих «зерновым коридором», будет действовать в 2023 году без повышения ставок.

Этот механизм поддерживают 21 страховая компания. «Предприятие AsOne в Черном море будет продолжать свою работу без каких-либо запланированных повышений рейтинга», – сообщил глава грузового отдела Ascot Крис Макгилл.

Продукт был создан таким образом, что участвующие в программе страховщики разделяют риск без необходимости перестрахования. Это позитивное, но половинчатое решение, которое не создает альтернативы глобальному перестрахованию.

Какие последствия могут быть у новой страховой политики? Основных последствий три:

  • уже упомянутое подорожание фрахта, чтобы покрыть стоимость капитала, заложенного на перестраховку;
  • некоторые корабли будут ходить незастрахованными;
  • снижение объемов экспорта и динамики судоходства в регионе

Может ли Украина повлиять на ситуацию? На глобальном уровне – нет.

Международные синдикаты имеют собственную шкалу рисков, соответствующие им протоколы, которым строго следуют.

На локальном уровне Украина может создать фонд страхования военных рисков для судов с агропродукцией.

Вторая составляющая – позволить украинским страховым компаниям оплачивать такую перестраховку самостоятельно, что сейчас запрещено в рамках борьбы с выводом средств из страны, а те транзакции, которые разрешены, – ограничены по суммам. 

Отметим, что даже в случае снятия ограничений локальные страховые компании вряд ли располагают достаточным объемом свободных средств для обеспечения таких сделок.

Можно ли обойтись без морского экспорта, если он сильно потеряет в объемах? Нет. Даже в усеченном формате торговля морем необходима и безальтернативна.

«Зерновым коридором» из украинских портов с 1 августа по 9 января экспортировано 17 млн тонн агропродукции. Всего с начала 2022/23 МГ было отправлено на экспорт 23,6 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. За аналогичный период предыдущего сезона показатель составил 33,701 млн тонн.

В разрезе культур с начала текущего сезона было экспортировано:

  • пшеницы – 8,712 млн тонн (в 2021/22 МГ – 16,153 млн тонн);
  • ячменя – 1,663 млн тонн (5,29 млн тонн);
  • ржи – 12,5 тыс. тонн (143,5 тыс. тонн);
  • кукурузы – 13,502 млн тонн (11,871 млн тонн).

Читайте також: Запас міцності: за рахунок чого бізнес зміг протриматися у воєнному році

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно