Сергей Лавренюк: «Деньги в кино всегда при чем. Деньги — это голоса зрителей»

Сергей Лавренюк: «Деньги в кино всегда при чем. Деньги — это голоса зрителей»

Продюсер фильмов SelfieРarty и «Dzidzio Контрабас» — о том, как снять успешную комедию и почему важно заполучить в зрители детей

Цей текст також доступний українською
Сергей Лавренюк: «Деньги в кино всегда при чем. Деньги — это голоса зрителей»
Сергей Лавренюк
Фото: Александр Заднепряный для mind.ua

Вторая половина этого года – для нового украинского кино едва ли не лучший период за все время независимости: в прокат вышло уже более десяти отечественных картин. Одной из самых громких премьер стала криминальная комедия «Dzidzio Контрабас».

Фильм стартовал 31 августа на 218 экранах и за первый уикенд собрал почти $300 000. Когда бокс-офис составил 18 млн грн, продюсер ленты Сергей Лавренюк сообщил, что «Dzidzio Контрабас» окупился. И хотя бюджет он так и не озвучил, рассчитать вложения несложно, формула распределения прибыли от проката фильма известна: 50% – кинотеатрам, еще около 25% – дистрибьюторам и на промо, остальное получает производитель. Таким образом, бюджет криминальной комедии составляет около 4,5 млн грн. «Цифры, которые называют эксперты, достаточно близки к истине, – комментирует сам Лавренюк. – Но я не оглашал бюджет и Selfieparty тоже. Когда мы будем делать некоммерческие проекты с поддержкой Госкино и денег из бюджета, мы конечно по закону отчитаемся за каждую потраченную гривну. Тут же я скажу так: «Dzidzio Контрабас» был снят за те деньги, за которые можно было сделать нормальный продукт, который был бы оценен зрителями».

После семи недель проката «Dzidzio Контрабас» собрал более 21,5 млн грн, его посмотрели 302 500 украинских зрителей. За девять недель проката касса ленты составила почти $813 000.

Имя Сергея Лавренюка в отечественном кино прозвучало несколько лет назад, сначала как основателя «телеканала позитива» «Солнце», а потом и кинопродюсера. «Все началось еще в школьные годы, – вспоминает Лавренюк. – В восьмидесятые была такая штука, как фестиваль фестивалей, в этой программе показывали фильмы, которые до советского проката обычно не доходили. Их показывали в самое неудобное для просмотра время. И в тот момент, когда я открыл для себя это кино, школа потеряла меня как отличника, а кинематограф приобрел как ударника». Правда, успешным кинопродюсером Лавренюк стал после 25 лет в бизнесе, не связанном с кино. Сменить род деятельности он смог только в 2012-м – и основал ООО «Солар-Медиа». О том, как и почему предприниматель решил стать кинопродюсером, а также о специфике отечественного рынка кинопроката Сергей Лавренюк рассказал Mind.

Сергей Лавренюк: «Деньги в кино всегда при чем. Деньги  –  это голоса зрителей»
Фото: Александр Заднепряный для mind.ua

– Вы пришли в кино после 25 лет в бизнесе. Сложно ли было перестроиться?

– Бизнес дал мне неоценимый опыт с с точки зрения подходов в любом деле. Это такая школа, которая дает принципы систематизации, управления – все то, чего, как мне кажется, не хватает многим творцам в кино на сегодня. Взгляд на кино как на бизнес и производственный процесс, как на заводе, на фабрике, в банке. Если правильно управлять деньгами, людьми и потоками, то различий нет. Разумеется, тут есть огромная творческая составляющая, которая иногда даже вредит (смеется). В нашем кино всегда превалировала именно она.

– А где получали знания именно про кино?

– У меня два высших образования – педагогическое и экономическое. Что касается кино, то знания и умения я получал на практике. Менеджмент и управление как раз и состоят в том, чтобы собрать людей, которые знают как. Каждый должен делать свою работу. Я не берусь за творческую составляющую. Хотя иногда меня тянет, конечно, на площадке порежиссировать (смеется), и я это как генеральный продюсер иногда себе позволяю, чем вызываю неистовый гнев творческой группы. Хотя мне-то кажется, что мои замечания точны и уместны. Но не все так думают. Ну ничего, я еще им всем покажу.

– «Dzidzio Контрабас» – это уже второй фильм, который вы продюсировали...

– Когда стало понятно, что в рамках телеканала «Солнце» нам тесно и мы хотим делать кино, мы начали девелопмент совместного с Любомиром Левицким проекта «Эгрегор». Но это масштабный и длительный в подготовке фильм, поэтому в перерыве этого процесса нам удалось еще и снять молодежную комедию Selfieparty. Фильм вошел в двадцатку лидеров по сборам в Украине, так что мы результатами остались довольны. 75 000 человек посмотрели нашу картину.

– И вторым «перерывом» стал «Dzidzio Контрабас»?

– Любомир Левицкий привел ко мне Мишу Хому (DZIDZIO). Они тогда работали над очередным клипом и обсуждали короткометражку. Миша снимает их уже несколько лет для интернета. И тогда возник вопрос: а почему бы не снять полный метр?

– Как вам кажется, какой процент успеха вашего фильма – это персональный успех самого DZIDZIO как бренда?

– Без Дзидзьо, естественно, этот проект не состоялся бы. Хотя я с большим трепетом всегда говорю о том, что у нас хорошая история. Никто из тех, кто ругает наш фильм, не упрекал нас в недоработках по сценарию. Никто не произнес слова «скучно, провалы и провисы в истории». При разных оценках продукта все отмечают, что история есть, арки героев есть. Но сейчас комедию с нераскрученным лицом, без другого бэкграунда (не обязательно певец – просто медийное лицо, опинион-мейкер), сложно делать. Конечно, роль звезды в фильме сложно переоценить, но оценить заслуги в процентном соотношении мне сложно.

– Успех измеряется, среди прочего, и деньгами. Бюджет вы не разглашаете, но речь, очевидно, идет о сравнительно небольших вложениях и при этом успешной прокатной истории. Вы уже вывели формулу успеха?

– Скажу крамольную мысль, которая давно стала секретом Полишинеля: формулы не существует. Есть какие-то обязательные составляющие, залоги успеха, но никогда нельзя на 100% просчитать все те аспекты, которые повлияют на прокат. Даже когда вы видите свой продукт, и он вам искренне нравится, есть факторы, которые вы просто не учтете, а они помешают дойти зрителю в кинотеатр. Даже погода. Неправильная дата. Не дай бог, в этот момент какая-то в обществе трагедия. Все это от вас не зависит. Безусловно, есть стоимость, ниже которой невозможно сделать качественное кино в определенном жанре. Но не всегда качество гарантирует успех проекта.

Сергей Лавренюк: «Деньги в кино всегда при чем. Деньги  –  это голоса зрителей»
Фото: Александр Заднепряный для mind.ua

– Вы отсматриваете украинские фильмы, которые выходят в прокат?

– Стараюсь.

– Как вам кажется, потенциальная окупаемость украинского кино повышается?

– Кто бы из создателей любого фильма ни говорил: «Деньги в моем случае ни при чем, это чистое творчество» – это неправда. Не верьте. Деньги всегда при чем. Деньги – это голоса зрителей. И я надеюсь, что все больше производителей будут понимать, что отсутствие коммерческой составляющей в кино значительно сужает круг потребителей. Здесь даже не всегда речь об окупаемости, потому что это очень сложно. А в количестве людей, до которых вы сможете достучаться.

– Достучаться – это преимущественно о промо. Вы использовали какие-то нестандартные для Украины стратегии?

– Стратегия базировалась на зрительском ожидании. Все, что на него работает, это потенциально отложенный спрос, который выстреливает, если все сделать вовремя. Это работа на первый-второй уик-энд. Третий-четвертый уик-энды работают по-другому. Тут включается «сарафан». Это те люди, которые придут по рекомендации друзей-знакомых.

Мы разделили работу на несколько составляющих. Первый блок, который работал практически сам по себе, это фанаты Дзидзьо и промо на его концертах. С ними мы формировали мнение, что это не музыкальный клип, не фильм-концерт, а именно кино. В фильме использованы его треки, но они так аранжированы, что часто вообще неузнаваемы.

Второе направление – это создание у киноманов (есть такая категория, которая всегда ходит в кино и всегда смотрит, что нового выходит на экраны) правильного впечатления от будущего продукта. Вам может не нравиться творчество Дзидзьо, его сценический образ, но в фильме у него совсем другой персонаж, у которого есть свои аудитория и поклонники.

И третье – мы очень четко представили себе своего зрителя. Сначала мы хотели делать такое хулиганское кино, но в итоге решили, что лучше делать проект на более широкую аудиторию. Прежде всего из-за того, что основной фанатский пул Дзидзьо – это дети. Мы лавировали на очень тонкой грани: между пресным фильмом и картиной «не для детских ушей». А дети приводят родителей. Дети любят смотреть и по два раза. И мы поняли, что их нельзя отметать.

И кстати, вот тут мы подошли к одному из тех «секретов», опять же очевидных, но которые часто игнорируют продюсеры. Фильм в прокате может себя хорошо повести только в том случае, если он рассчитан на очень широкую аудиторию. Это и дети, и основная ударная сила – молодежь 14–25 лет. С Selfieparty у нас как раз такой просчет и был: мы сделали ставку только на «ударную» силу. Но этого недостаточно. Нет столько этой молодежи, которая принесла бы достаточно денег, чтобы окупить фильм.

Вторая часть работы – кинотеатры. Постоянный контакт. Вбрасывание гэгов, бэкстейджей, трейлеринг. Мы выпустили три трейлера. Первый – за год до проката и за полгода до съемок. На Зимний кинорынок мы привели самого Дзидзьо, который отчаянно зажигал, перефотографировался-переобнимался со всеми, создал вокруг себя настоящую лояльную аудиторию в киношной профи-тусовке.

– Вы во всех сетях прокатывались?

– Да, по-моему из всех DCP-шных кинотеатров Украины только два не взяли нас в прокат. Мы их запомнили (смеется). Что невероятное случилось с нашим фильмом – это то, что после первого уик-энда стали добавляться залы. Мы стартовали с 203 залами, а к концу уик-энда их уже было 219. В Западной Украине на четвертой неделе проката был тотальный sold-out.

– Почему главный женский персонаж в фильме говорит на русском языке? Вопрос не о том, почему не на государственном языке, а о том, чем это оправдано в самой истории.

– На самом деле это именно я настоял. У нас на площадке были по этому поводу дебаты. Актриса у нас с литературным украинским языком, носитель языка (актриса Алена Лавренюк – жена Сергея Лавренюка. – Mind). Разговаривает она достаточно театрально-литературно для нашей стилистики. И на фоне Дзидзьо сразу становилось слышно, что суржик не естественен для Алены. Поэтому мы ее сделали такой столичной фифой, которая тянет на себя негатив, благодаря в том числе языку. Так мы усилили конфликт и недоверие к ней. А в целом мы рассчитываем в следующем фильме рассказать предысторию, из которой все станет о ней понятно.

– То есть можно ждать приквел?

– Надеюсь.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно