От торговли рыбой к картинам: как в Норвегии создали частный музей современного искусства

От торговли рыбой к картинам: как в Норвегии создали частный музей современного искусства

В Astrup Fearnley Museet экспонируются важнейшие произведения выдающихся художников современности

Цей текст також доступний українською
От торговли рыбой к картинам: как в Норвегии создали частный музей современного искусства
Фото Astrup Fearnley Museet

Норвежский Astrup Fearnley Museet – это частный музей современного искусства, созданный и поддерживаемый Фондом Томаса Фернли, Гедды и Нилса Аструпа, а также компанией Astrup Fearnley AS и Фондом Ганса Расмуса Аструпа. Само по себе наличие частного музея в контексте норвежской культурной политики – это уже интересно. До недавнего времени здесь государство финансировало почти все культурные учреждения и медиа (радио, телевидение и т. п.). Но в 1990-е все начало меняться, поскольку возникла необходимость в музее альтернативного формата, который познакомил бы зрителей с мировой арт-сценой, ведь Национальный музей концентрировал внимание именно на норвежском искусстве. Об учреждении и развитии частного музея Astrup Fearnley Mind рассказывает его директор Гуннар Кваран, творческое сотрудничество с которым и обмен опытом был организован украинской галереей современного искусства «Щербенко Арт Центр».

От торговли рыбой к картинам: как в Норвегии создали частный музей современного искусства
Фото Astrup Fearnley Museet

Ганс Расмус является наследником большого капитала семьи, построившей свой бизнес сначала на торговле рыбой, затем на ее транспортировке, а также на кораблестроении. Его предки в начале ХХ века решили вложить значительную часть своего капитала именно в произведения искусства. В столовой семьи на одной из стен висели, в частности, известная картина Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?», на другой  – «Игроки в карты» Поля Сезанна. В начале 1930-х, во время экономического кризиса, семья должна была спасать свой бизнес – того самого Гогена пришлось продать. В результате шедевр спас компанию, а картина теперь хранится в коллекции Бостонского музея.

Кто и зачем основал музей? Итак, семейную традицию коллекционирования продолжил последний на сегодня Аструп – Ганс Расмус. Вместе с братом-близнецом они начали собственное «ответвление» коллекции в начале 1970-х. У братьев была возможность приобрести работы представителей именно современного европейского искусства, в частности Фрэнсиса Бэкона, Дэвида Хокни, Люсьена Фрейда – прежде всего представителей французской, английской и немецкой арт-сцен. А в 1980-е Ганс решил открыть частный музей. Поводом послужила покупка «Библиотеки» выдающегося немца Ансельма Кифера – одной из лучших в серии таких его работ (всего их около 10), которая стала краеугольным камнем музейной коллекции. Первое здание музея открылось в административном центре Осло в 1983 году.

приватний музей сучасного мистецтва в Норвегії
Фото: Astrup Fearnley Museet

Ганс Аструп решил музеификувать свою коллекцию и вывести ее на международный уровень с мыслью о том, что норвежская художественная сцена может быть полифонической. Он начал закупать произведения самых ярких современных художников: Зигмара Польке, Герхарда Рихтера, Гилберта и Джоржда и других. А следующим шагом была закупка американского современного искусства.

Главная идея заключалась в том, что частный музей не должен копировать методы государственного: собирать произведения в строго хронологическом порядке, упорядочивать представителей того или иного направления, а должен, прежде всего, представлять отечественную школу и традицию. Музей должен отличаться и мог себе это позволить. Сам Аструп подсказал амбициозный метод: собрать наиболее выдающихся американских художников (которые, по мнению сотрудников музея, изменили ход истории искусства), и делать это «вглубь» – коллекционировать их лучшие, самые важные произведения.

приватний музей сучасного мистецтва в Норвегії
Фото: Astrup Fearnley Museet

Как музей превратился в визитную карточку города? С 1993 до 2012 год музей находился в административном здании в центре города. Но «окно в мир» там было относительно небольшим. Между тем городские власти вместе с портовой компанией Осло решили провести конкурс на разработку урбанистического плана вокруг небольшого острова у побережья – «Острова воров». В конкурсе победила фирма, которая разработала план со зданием, архитектором которого должен был стать Ренцо Пьяно, выдающийся современный мастер. Музею предложили перебраться именно в эту новостройку, ее запланированная площадь была 3000 кв. м.

Это было заманчиво, но музей сразу попросил 10 000 кв. м – и получил согласие. Итак, Ренцо Пьяно прибыл в Осло, осмотрел и исследовал местность, побережье, порт... И через некоторое время прислал проект сооружения – это был вдохновленный ландшафтом, морскими птицами и парусами шедевр, одно из лучших произведений архитектора. Невероятная крыша музея напоминает то ли крыло птицы, то ли парус – точно не скажешь. Крыша, расположенная под наклоном, добавляет музейным залам динамики и разнообразия. Поэтому разместить первую экспозицию было для нас вызовом, но теперь мы к этому привыкли. И сегодня здание музея стала одной из визитных карточек Осло.

приватний музей сучасного мистецтва в Норвегії
Фото: Astrup Fearnley Museet

Может ли частный музей быть рентабельным? Итак, как  это – управлять частным музеем в «царстве норвежского социализма»? Музей почти не получает ни государственной, ни городской поддержки, ведь они заботятся о своих культурных учреждениях. Здесь выстроили иную модель бизнеса, ядром которой выступает его команда. В то время как штат Национального музея составляет 130 сотрудников, в Astrup Fearnley работают только 30. Есть административный отдел, на котором – все вопросы, связанные со зданием, отдел арт-программы (кураторское и образовательное подразделения) и маркетинговый.

Бюджет частного музея составляет около $5 млн: арт-программа стоит около $1,5млн, зарплата команды и охраны – $1 млн, текущие расходы требуют примерно  $2,5 млн. Стоит отметить, что музей нанимает охрану, которую предоставляет частная компания, а это очень дорого. Однако за счет билетов, музейного магазина и аренды залов (как правило, в вечернее время) музей возвращает около $2,5 млн, то есть 50–60% собственных расходов. Для сравнения, Национальный музей отбивает только 5% своего годового бюджета. Источником средств является фонд компании Ганса Расмуса Аструпа. У Ганса нет детей и свое наследство он передает фонду, который заботится о музее.

приватний музей сучасного мистецтва в Норвегії
Фото: Astrup Fearnley Museet

Но и произведения в коллекции невероятно ценны. Например, работы Ричарда Принца, Синди Шерман, Чарльза Рэя, Мэтью Барни (почти 60 его произведений), Дэмиена Херста сегодня стоят примерно в десять раз больше, чем тогда, когда музей их покупал. К тому же большинство их работ рассчитаны на экспонирование именно в музейном пространстве, а не у кого-то дома. Также в коллекции есть масштабные архитектурные инсталляции (Jane Cardiff & Georges, Bures Miller, Olafur Eliasson, Rirkrit Tiravanija). Например, инсталляция Clamor художников Allora & Calzadila представляет собой бункер, в котором каждый день играет настоящий камерный оркестр – попробуйте представить, сколько стоит выставлять эту работу.

приватний музей сучасного мистецтва в Норвегії
Фото: Astrup Fearnley Museet

В музее решили сформировать небольшую китайскую коллекцию, обратив внимание на третье поколение китайских современных художников. А последние 10 лет сконцентрировались на молодых американских художниках, потому что они сегодня пока недорогие. Поэтому с начала 2000-х годов директор музея путешествует по галереям в американских городах в поисках талантов, цены на которые еще не выросли (Mike Bouchet, Dan Colen, Nate Lowman, Paul Chan, Frank Benson и другие).

приватний музей сучасного мистецтва в Норвегії
Фото Astrup Fearnley Museet

В чем особенности работы музея? Отдельным и важным направлением работы музея является открытие и исследование различных частей мировой арт-сцены в формате геокультурных выставок. В них рассматриваются региональные сцены, развивающиеся в глобальном контексте, но с их локальной спецификой. Это такие выставки, как Uncertain states of America, China power station, Indian highway, Imagine Brazil, Europe, Europe. Музей старается открыть такую ​​выставку каждые три-четыре года. А также регулярно делает ретроспективу одного выдающегося художника, чьи работы есть в коллекции. И здесь всегда проходят две выставки: молодого зарубежного и норвежского художников. У музея есть небольшая коллекция норвежских художников, но только в контексте международного диалога.

приватний музей сучасного мистецтва в Норвегії

Murakami by Murakami
Фото: Astrup Fearnley Museet

Вообще музей организует примерно четыре выставки в год, а постоянная экспозиция коллекционных работ регулярно трансформируется. Но также очевидна серьезная потребность в интеграции деятельности музея в жизнь норвежцев. Что и делается в пределах образовательных программ для детей, подростков и взрослых.

Выставки всегда подкреплены различными медиа: это тексты, видео, мобильные приложения, аудиогиды и т. п. Три года назад был проведен опрос среди посетителей: кто они и зачем ходят в этот музей. Оказалось, что большая часть из них – представители среднего класса, люди с высшим образованием, хотя в Норвегии это большинство населения. Три четверти опрошенных отметили, что они ходят в Astrup Fearnly, чтобы узнать больше о современном искусстве, ведь норвежское образование имеет слабую художественную компоненту.

Стоит сказать, что в последние 10–20 лет Норвегия переживает бум заинтересованности в современном искусстве. В Осло это связано с обновленным урбанизмом: еще недавно это был очень интровертный город, почти без кафе, хороших ресторанов и публичных мест, кроме пространства для «прогулок» до работы и обратно. Но новый план урбанизации внес мощные изменения: вдоль берега моря, почти в центре города, был построен ряд культурных учреждений. Вокруг них появились кафе, гастрономическая сцена города претерпела существенное развитие. Люди начали наслаждаться своим городом, проявлять интерес к современной культуре и искусству. Ведь встреча с этим «безумством» произведений современного искусства явилась новым провоцирующим опытом по сравнению с массовыми литературой и кино. К тому же музей рассчитывает на семейный досуг и в соответствии с этим разрабатывает образовательные программы.приватний музей сучасного мистецтва в Норвегії

Фото Astrup Fearnley Museet

Но среднестатистический посетитель музея – молодой человек (от 20 до 40). Это также влияет на то, как здесь выстраивают коммуникацию с публикой. Например, проводятся арт-вечеринки, куда люди могут прийти и насладиться не только искусством, но и музыкой и даже коктейлями. Для команды сотрудников это также совершенно новый опыт, и его рассматривают как увлекательное приключение.

приватний музей сучасного мистецтва в Норвегії
Фото: Astrup Fearnley Museet

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно