Зрелость и юность, рояль и скрипка: как презентуют академическую музыку в Киеве

Зрелость и юность, рояль и скрипка: как презентуют академическую музыку в Киеве

Итоги музыкального вечера в Национальном союзе композиторов

Цей текст також доступний українською
Зрелость и юность, рояль и скрипка: как презентуют академическую музыку в Киеве
Фото: escuelainsulardemusica.org

На днях в Киеве, в концертном зале Национального союза композиторов Украины, прошел интересный музыкальный вечер. В его программе приняли участие четверо артистов, прозвучала академическая музыка от барокко (Иоганн Себастьян Бах) до наших дней (Игорь Фролов).

Часть первая, клавишная

Первым выступил пианист киевлянин Дмитрий Виноградов, выпускник Киевской консерватории, студент класса профессора И. М. Рябова, проходивший стажировку в Московской аспирантуре, в классе профессора, известного исполнителя Виктора Карповича Мержанова. Дмитрий – зрелый музыкант, опытный концертант и конкурсант, лауреат международных конкурсов. В его исполнении прозвучало пять произведений.

Зрелость и юность, рояль и скрипка: как презентуют академическую музыку в Киеве
Дмитрий Виноградов

Сначала Виноградов исполнил транскрипцию баховского хорала Nun Komm’ Heiden Heiland (в переводе «Ныне приходит Спаситель язычникам») Ферруччо Бузони. Это редко звучащая транскрипция, достаточно картинная; характерно слышится поступь, изображенная октавами в басах, движение начинается негромким звуком, постепенно переходит в нарастающее драматическое напряжение, хорал увлекает и захватывает.

Баллада Фредерика Шопена op. 52, № 4, f-moll, достаточно известна и является одним из лучших его произведений. Особенно нужно подчеркнуть скрещивание в четвертой балладе вариационной техники с тематической работой. Замечательно светлое вступление баллады, тихое и спокойное. Несколько волн разработки заканчиваются бурной кульминацией. После этого публика замирает в говорящей паузе, предваряющей мощную виртуозную коду. Баллада f-moll вся пронизана поэзией природы, отзвуками леса, воды и образами пасторали.

4-й этюд Скрябина – лирический, напевный, мечтательный, прозвучал приятным негромким контрастом. Разложенная фактурная гармония переносит нас в мир созерцательного размышления.

Венгерская рапсодия Ференца Листа №8: пианист порой демонстрировал бриллиантовую мелкую технику, выразительно подчеркнул фактурные и динамические контрасты.

В конце высокую технику и выразительное туше Виноградова представил концертный этюд «Кампанелла» Листа-Бузони.

Публика не отпускала музыканта, и на бис послушала сначала написанный шестнадцатилетним Александром Скрябиным Этюд ор. 2, №1 – лирический, нежный, кантиленный… И в заключение – Этюд op. 10, №5 соль-бемоль мажор Фредерика Шопена, известный как Black Keys («Черные клавиши») – легкий, энергичный, привлекательный и популярный. Вся программа была исполнена с большим мастерством, однако все же показалось, что сам пианист был недоволен то ли своим исполнением, то ли инструментом.

Часть вторая, скрипичная

Затем играли два студента класса скрипки консерватории Сингапура. Юноши – ровесники, им 21 год. Они учатся у одного профессора – Чень Чжоу (Qian Zhou), известной солистки и педагога. Она несколько раз бывала в Украине: в столице в качестве члена жюри на конкурсе им. Лысенко в 2012 году и играла в Днепропетровской филармонии с тамошним оркестром в 2014-м. В январе Чень Чжоу прилетит в Киев прослушивать скрипачей для обучения в консерватории Сингапура. Также она планирует дать мастер-класс и концерт в НМАУ им. Чайковского.

Зрелость и юность, рояль и скрипка: как презентуют академическую музыку в Киеве
Бобур Эшпулатов

Парни выступали, меняя друг друга после каждого номера. Было увлекательно и интересно слушать и наблюдать за ними. Первым вышел уроженец Ташкента Бобур Эшпулатов, открыв скрипичный блок сонатой Леоша Яначека (1921). Ребятам аккомпанировала опытный концертмейстер Елена Синчук. Бобур играл по памяти, с прекрасным звуком. Достаточно «острая», окрашенная в «чешские цвета» музыка прозвучала очень осмысленно и выразительно.

Затем киевлянин Родион Синчишин, выпускник школы им. Лысенко (класс Людмилы Ивановны Овчаренко), исполнил широко известную скрипичную сонату соль минор Клода Дебюсси. Играл буквально эталонно, красочно, используя разнообразие штрихов и импрессионистических нюансов.

Поклонники скрипки хорошо знают и любят «Цыганские напевы» Пабло Сарасате. В исполнении Бобура Эшпулатова публика принимала композицию с восторгом.

Сменил его Родион Синчишин. Единственное произведение этого вечера для скрипки соло – соната №6 ми минор Эжена Изаи – прозвучала увлекательно, интригующе.

В следующем номере блеснул узбекский скрипач «Фантазией Бриллианте» на тему оперы Ж. Бизе «Кармен» венгерского скрипача-виртуоза рубежа ХІХ–ХХ веков Енё Хубаи. У нас ее играют редко. Фантазия технически сложна и хороша по музыке и разнообразию фактуры и штрихов. Феерические, филигранные пассажи чередовались с благозвучными напевами двойных нот, «небесными» флажолетами, жесткими аккордами и «сумасшедшими» руладами.

«Цыганка» Мориса Равеля в исполнении Родиона – популярное, замечательное произведение. Но «Фантазия» Хубаи просто сверкнула, несколько снизив накал пьесы французского импрессиониста. Возможно, следовало сыграть эти композиции в обратном порядке.

Зрелость и юность, рояль и скрипка: как презентуют академическую музыку в Киеве
Родион Синчишин

Завершил концерт «Дивертисмент» Игоря Фролова для двух скрипок и фортепиано, в котором прозвучали джазовые импровизации, освежившие и без того яркие впечатления.

Необыкновенный вечер в стиле музыкального салона. Браво!

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно