Темпы экономического роста: как манипулируют в Украине официальными данными
И почему долларовый ВВП точнее отражает уровень жизни украинцев, чем реальный, на который обычно ориентируется правительство

Украинская методика расчета статистических показателей несовершенна. Особенно проблемными считаются показатели макроэкономической статистики. Но, несмотря на критику и недоверие к расчетам, использование официальной статистики позволяет хоть как-то ориентироваться в том, что происходит в экономике.
Особенно важны данные показатели для правительства: если оно способно управлять экономикой, то занимается разработкой экономических программ и реформ. Если же экономика зависит исключительно от внешнего мира, как это, например, происходит в Украине, то правительства и политики играют в лотерею «повезет/не повезет» и получают соответствующие политические дивиденды.
Не во всем виновата власть. Если оценивать объективно, то слишком низкий процент населения связывает сегодняшний экономический упадок в нашей стране с замедлением темпов роста мировой экономики или трендом контрглобализации. В трехкратной девальвации и падении доходов украинцев виноваты исключительно президент и другие представители власти.
А на самом деле (как свидетельствуют исторические данные) наша экономика, как и американская и любая другая, почти полностью зависит от экономических циклов. В нашем случае они в значительной степени строятся на мировом индексе цен на сырьевые товары. А роль правительства – президента и премьера – сводится исключительно к поддержанию экономики стимулирующими мерами для притока капитала и сохранения рабочих мест в период ее спада и к сдерживанию инфляции в периоды перегрева.
Как искажают данные, когда роста нет. Каждое правительство и каждый президент заинтересованы в росте экономики, так как считают это ключевой определяющей динамики его рейтинга. Однако что делать, если этого роста нет?
Правильно: можно попытаться исказить статистику. Уровень жизни населения это, конечно, не повысит, но зато обезоружит противников.
Исказить самый важный макропоказатель – ВВП (стоимость произведенных в стране за год товаров и услуг) – невозможно, поскольку он рассчитывается по трем различным методикам и различными организациями, которые являются одновременно взаимопроверяющими.
И найти легкий способ эффективных манипуляций внутри него (в балансировании различных пропорций – к примеру, производства и инфляции, соотношении отраслей и т. д.) также крайне непросто, однако удача существует – и украинские чиновники чисто случайно нашли весьма серьезный пробел в системе национальных счетов, на которой строится вся макростатистика мира.
Состоит он в искажении факторов, влияющих на потребительскую инфляцию, и их ручном управлении.

Источник: Госкомстат
Как это работает? Вот так выглядит структура удельных весов, используемая для расчета индекса потребительских цен. Из-за того, что наша экономика до сих пор в целом ряде отраслей сохраняет советские пережитки и стандарты, немалая часть данной корзины и конечного показателя потребительской инфляции зависит от административных действий правительства и не связана с реальной инфляцией в стране.
К примеру, это тарифы на коммунальные услуги, алкоголь, хлеб и другие. Это рынок газа, поскольку цены на газ – одна из составляющих индекса потребительских цен – ярчайший пример искажения инфляции с помощью административного вмешательства.
Обратите внимание на гривневый эквивалент стоимости газа на международных биржах и скачкообразное движение индекса цен на газ для населения в Украине накопительным образом с 2014 года – корреляция между данными показателями в изучаемый период полностью отсутствует.

Источник: МВФ, Госкомстат
Соответственно, это приводит к возникновению разрыва между указанными Госкомстатом показателями потребительской инфляции и реальной инфляцией спроса, вызванной увеличением денежной массы в обороте.
Когда инфляция находится на уровне стран первого мира – в пределах 2–3%, данный разрыв не имеет существенного влияния. Однако когда инфляция достигает уровня двузначных цифр, как это было в Украине в последние три года и будет в текущем году, – целый ряд показателей макростатистики существенно искажается.
К примеру, если цены на международных рынках газа растут или растет стоимость его добычи, а тарифы для населения остаются на прежнем уровне,то мы тем самым занижаем официальную инфляцию и искусственно завышаем темпы роста экономики и наоборот.
Именно из-за игр с перекрестным субсидированием (когда цены на коммунальные услуги для населения искусственно сдерживались за счет бюджетных дотаций) мы сами себе в прошлом году завысили общую инфляцию на 2,6% процентных пункта и, соответственно, недосчитались 2,2% роста реального ВВП. Но к этому вернемся уже в конце статьи.
Чистую инфляцию спроса показывает индекс, производный от потребительской инфляции, который называется базовым индексом потребительских цен. Он корректируется на все упомянутые административные факторы и показывает только то, как выросли цены вследствие увеличения денежной массы в экономике.

Источник: Госкомстат
Как можно изменить показатель ВВП. Есть индекс потребительских цен, и он показывает, как изменилась цена стандартного продуктового набора домохозяйства. И есть индекс базовых цен, который показывает влияние денежной эмиссии Нацбанка на уровень цен.
На практике при расчете валового продукта невозможно найти физические темпы роста производства в каждой из отраслей или делать это просто не имеет смысла ввиду постоянного видоизменения товаров и услуг, на которых данные отрасли специализируются. Это касается, к примеру, ресторанного и гостиничного бизнеса, коммуникаций, финансовой сферы и туризма. Поэтому Госкомстат собирает все данные по выпуску в этих отраслях из отчетности предприятий – находит общий выпуск в текущих ценах и делит его на уровень потребительской инфляции.

Источник: Госкомстат
В США, где создавалась вся система расчетов макроэкономических показателей, функционирует одна из наиболее свободных экономик мира, и поэтому у них подобные казусы с инфляционными показателями были невозможны. Соответственно, данные отрасли, как наиболее близкие к конечному потребителю, у них действительно вполне корректно дисконтировать на индекс потребительских цен.
Что получится в Украине, если применить такой же метод. При возникновении разрывов между базовой инфляцией спроса и потребительской инфляцией, управляемой административно, некую часть ВВП мы рассчитываем, исходя из некорректного показателя цен, и соответствующим образом искажаем реальный процент его роста.
К примеру, какое отношение имеет рост цен на газ для населения или поднятие минимальных цен «Киевхлебом», которые тут же волнообразно поднимают индекс потребительских цен, к уровню цен в ресторанно-гостиничной сфере? Никакого. И таких отраслей, темпы развития которых привязаны к индексу потребительских цен, – 10, и в общей массе они составляют до 26% ВВП.
Почти 26% ВВП могут рассчитываться совершенно некорректно в те периоды, когда существует разрыв между индексом потребительских цен и базовой инфляцией.
Что происходит с инфляцией?

Расчеты автора на базе официальных источников
Поскольку конечное значение ВВП рассчитывается по трем различным методологиям, его конечное значение не может быть завышено или занижено, и данная погрешность всплывает в балансе между общей инфляцией (дефлятором) и темпами роста реального ВВП. Что касается 2016 года, то, как уже упоминалось, в нем мы из-за искусственно завышенного показателя общей инфляции (дефлятора) на 2,6% сами себе недосчитали около 2,2% роста реального ВВП.
Учитывая, что официальные темпы роста составляют 2,3%, это ровно половина нашего общего роста.

Расчеты автора на базе официальных источников
Если говорить о предыдущих годах, картина выглядит следующим образом: в 2011-м, когда инфляция также достигла двухзначного уровня, но значительного административного повышения цен не было – правительство Азарова случайным образом дорисовало себе на 22% больше роста, в стагнационные 2012–2013 годы данный эффект не работал.
А вот начиная с 2014-го он функционирует в обратную сторону и занижает темпы роста реального ВВП, причем на очень солидные цифры. Если брать накопительным образом начиная с 2014 года, то официальное падение составило 13,8%, а реальное – только 8,3%.
Но я уверен, что у абсолютного большинства читателей уровень доходов по сравнению с 2013 годом упал гораздо больше, нежели на статистические цифры падения реального ВВП в 8% или 13%. Потому что, если говорить о стране в целом, падение составило ровно 100% – со $180 млрд до $90 млрд. Несложно понять, что именно долларовый ВВП, который за последние три года снизился в два раза, определяет наш уровень жизни и место Украины на международной арене.
Поэтому, даже если мы в 2021 году достигнем по реальному ВВП уровня 2013 года (как это прогнозирует МВФ), но долларовый ВВП будет расти на скромные 8–10% в год, по качеству жизни мы все еще будем существенно отставать от уровня 2013 года.
Почему долларовый ВВП точнее отображает наш уровень жизни, нежели реальный, на который обычно принято ориентироваться? У каждого из вас, к примеру, есть мобильный телефон – это импорт, и он при расчете реального ВВП учитывается со знаком минус. Но он является неотъемлемым атрибутом нашей жизни и повышает ее качество. Приток валюты от выпуска еврооблигаций или иностранных инвестиций, который позволяет обеспечить данный импорт, никак не отображается в реальном ВВП, поскольку это финансовые инвестиции, но влияет на рост долларового ВВП через долларовую инфляцию.
Какой рост долларового ВВП ждет нас в следующие пять лет и как скоро сегодняшняя средняя заработная плата в $210 вернется к $450 – МВФ также указывает в своем полугодичном обзоре World Economic Outlook. Только данный период на пять лет дольше – и ожидать полного восстановления украинской экономики стоит только к 2024–2026 годам.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.