Земельная децентрализация: что могут получить общины

Земельная децентрализация: что могут получить общины

Как должен происходить процесс передачи земли «на места»

Цей текст також доступний українською
Земельная децентрализация: что могут получить общины
Фото Shutterstock

Децентрализацию называют реформой №1 в стране. Главная цель – предоставить общинам полномочия и ресурсы для оптимального управления собственным развитием. Первый этап реформы – финансовый – прошел быстро и успешно. Бюджеты общин значительно увеличились. Однако общины смогут создавать и реализовывать стратегические программы развития только после получения контроля над главным ресурсом – землей.

Сейчас задача передачи полномочий по управлению земельными ресурсами актуализировалась. Поэтому, по поручению правительства, Министерство регионального развития и строительства разработало новый законопроект, который наконец-то решит давнюю проблему. Об особенностях и нововведениях проекта закона рассказывает эксперт Проектного офиса секторальной децентрализации по вопросам земельных отношений при министерстве Олег Проценко.

Как передать землю общинам? Земля – главный ресурс для развития общин. Ведь вновь объединенные общины должны иметь ресурсы для своего эффективного развития. А вопрос принадлежности земель за пределами населенных пунктов – ключевой стимул и фактор для успешного формирования базового уровня местного самоуправления.

При этом Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине предусматривает: «Определение материальной основой местного самоуправления имущества, в частности земли, находящейся в собственности территориальных общин сел, поселков, городов (в коммунальной собственности), объектов совместной собственности территориальных общин сел, поселков, городов, района, области, а также надлежащей базы».

Слова власти должны совпадать с действиями, так что пора передать земли государственной собственности в сферу управления общин. То есть именно община должно решать: сдать в аренду, отдать под приватизацию, дать разрешение на строительство предприятия (промышленного, логистического, рекреационного) на этой земле.

Зачем еще необходимо распоряжение? Оно дает понимание, кто владелец или арендатор, кто будет платить с нее налоги. А также создать условия, чтобы арендатор земли вкладывал не только в выращивание, но и в переработку продукции. А это уже рабочие места и налоги (НДФЛ) в местный бюджет.

Уже два года на рассмотрении парламента находится законопроект №4355 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами и усиления государственного контроля за использованием и охраной земель». Однако за этот период накопилось слишком много поправок к проекту. Поэтому министерство разработало новый законопроект о передаче объединенным территориальным общинам полномочий по распоряжению землей на всей своей территории, то есть и за пределами населенных пунктов.

Именно в этом проекте подробно описана процедура передачи государственной земли от Госгеокадастра общинам. В частности, предлагается установить, что земли государственной собственности за пределами населенных пунктов передаются в собственность территориальных общин, объединившихся в соответствии с законом, и определить порядок такой передачи.

О какой земле идет речь и сколько она стоит? Всего в стране насчитывается более 60 млн га земли, из которых более 70% (42 млн га) – земли сельхозназначения, расположенные за пределами населенных пунктов. Из них 32 млн га – паи. Однако еще 10,5 млн га до сих пор государственные. И существенная часть этих земель расположена в пределах объединенных территориальных общин. Однако общины распоряжаться ими не могут, вместо них землей распоряжаются центральные органы власти.

Сейчас, по данным СМИ, на сером рынке цена земли составляет около $1000/га. Однако это не предел. В Польше, например, – $3000/га. По оценкам экспертов, самые высокие цены на землю – на Мальте и в Нидерландах (более $45 000–60 000/га). В большинстве западноевропейских стран цены колеблются от $15 000 до $30 000/га, а в Восточной Европе от $1000 до максимум $10 000/га. Некоторые специалисты считают, что по плодородию украинская земля похожа на чернозем в США (штат Айова) и Аргентине (LaPlata), где земля стоит в среднем $12 800/га (данные 2015 года).

Передача землі дасть громадам мільярдні ресурси
Источник: voxukraine

Стоимость аренды за рубежом также другая. Самый высокий размер арендной платы сейчас в Дании, Ирландии и Нидерландах – более $600/га в год. Самый низкий в Литве и Словакии ($54/га и $26/га в год).

Цены на проданную землю  Арендные ставки
Год Цена, $/га  Год Цена, $/га 
Болгария 2014 4653,59  2005 278,94
Германия (восток)  2013 11 600,62 2005 219,36
Германия (запад)  2013 16 761,46  2009 219,36
Дания 2012 25 919,26  2014 708,83
Ирландия 2014 39 305,78 2009 592,20
Нидерланды 2012 63 738,43  - 672,14
Польша 2014 10 265,66  - -
Россия 2012 1140,00  - -
Румыния 2012 6132,00  - -
Сербия 2013 19 926,96 - -
Соединенное Королевство  2015 31 389,61  2007 281,29
Франция 2012 7453,00  2009 195,09

Источник: Евростат, Национальный статистический институт Болгарии. Центральное статистическое бюро Польши, Немецкая сельскохозяйственная ассоциация

В Украине арендная плата на землю в частной собственности колебалась около $75/га перед обесцениванием гривны, а в 2015 году составляла около $32/га (со значительными отличиями в разрезе регионов).

Сколько средств теряют общины? Министерство постоянно изучает ситуацию в конкретных общинах и дает практические рекомендации. Поэтому можно на примере отдельной объединенной территориальной общины (ОТО) показать суммы убытков.

Возьмем Тетеревскую ОТО. Центром общины является с.Тетеревка. Также в состав общины вошли села Буки, Дениши, Корчак. Население составляет около 7000 человек. То есть она из категории малых общин, которых в стране большинство.

На территории объединенной территориальной общины есть земли всех категорий, а также земли запаса Всего, га

земли сельскохозяйственного назначения 5087,703
земли жилой и общественной застройки 952,6359
земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения
земли оздоровительного назначения 16,2196
земли рекреационного назначения 4,0222
 земли историко-культурного назначения
земли лесного фонда 7434,564
земли водного фонда 695,91
земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения 7025,21


Наглядно это выглядит так:

Передача землі дасть громадам мільярдні ресурси

Земельные ресурсы на примере конкретной ОТО

Источник: liga.net

Упорядочение земельных вопросов содержит большой потенциал увеличения поступлений в бюджет общины. Общая площадь ОТО составляет 22 736 га. До 2016 года плата за землю составила 6,8% доходов бюджета – 1039 грн. При этом для 64% земель с/х назначения, сданных в аренду, не проведена нормативная денежная оценка (потенциально – 300 000 грн), 25% земель в пределах населенных пунктов не инвентаризированы (потенциально – 125 000 грн), 50% земель за пределами населенных пунктов не инвентаризированы (потенциально – 350 000 грн).

Поэтому сейчас 722 000 грн (5% от общего бюджета ОТО) – плата за землю фактическая по 2016 год. А еще 775 000 грн – возможные дополнительные доходы по плате за землю. В общем потенциальный рост – 107%. Причем можно смело утверждать, что такая ситуация является типичной для страны, ведь 65% ОТО имеют площадь до 250 кв. км.

Каковы следующие задачи? Первоочередная задача земельной реформы – это передача государственной земли общинам. Получив соответствующие права, общины сами приведут в порядок, инвентаризуют и реализуют на открытом аукционе арендные права на землю. Благодаря этому общины получат мощный финансовый ресурс для своего развития.

Поэтому в ближайшее время необходимо:

  • разработать и внедрить стратегию для взаимодействия с парламентом для принятия соответствующих решений по усилению полномочий ОТО по распоряжению земельными ресурсами в пределах их юрисдикции;
  • помочь общинам довести уровень инвентаризированных земель до 100%;
  • определить комплексную планировочную документацию, которая предусматривает архитектурную и земельную информацию уровня общества и региона;
  • обеспечить передачу в аренду или продажу земельных участков коммунальной и государственной собственности через механизм прозрачных электронных аукционов.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно