Земельная децентрализация: что могут получить общины
Как должен происходить процесс передачи земли «на места»

Децентрализацию называют реформой №1 в стране. Главная цель – предоставить общинам полномочия и ресурсы для оптимального управления собственным развитием. Первый этап реформы – финансовый – прошел быстро и успешно. Бюджеты общин значительно увеличились. Однако общины смогут создавать и реализовывать стратегические программы развития только после получения контроля над главным ресурсом – землей.
Сейчас задача передачи полномочий по управлению земельными ресурсами актуализировалась. Поэтому, по поручению правительства, Министерство регионального развития и строительства разработало новый законопроект, который наконец-то решит давнюю проблему. Об особенностях и нововведениях проекта закона рассказывает эксперт Проектного офиса секторальной децентрализации по вопросам земельных отношений при министерстве Олег Проценко.
Как передать землю общинам? Земля – главный ресурс для развития общин. Ведь вновь объединенные общины должны иметь ресурсы для своего эффективного развития. А вопрос принадлежности земель за пределами населенных пунктов – ключевой стимул и фактор для успешного формирования базового уровня местного самоуправления.
При этом Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине предусматривает: «Определение материальной основой местного самоуправления имущества, в частности земли, находящейся в собственности территориальных общин сел, поселков, городов (в коммунальной собственности), объектов совместной собственности территориальных общин сел, поселков, городов, района, области, а также надлежащей базы».
Слова власти должны совпадать с действиями, так что пора передать земли государственной собственности в сферу управления общин. То есть именно община должно решать: сдать в аренду, отдать под приватизацию, дать разрешение на строительство предприятия (промышленного, логистического, рекреационного) на этой земле.
Зачем еще необходимо распоряжение? Оно дает понимание, кто владелец или арендатор, кто будет платить с нее налоги. А также создать условия, чтобы арендатор земли вкладывал не только в выращивание, но и в переработку продукции. А это уже рабочие места и налоги (НДФЛ) в местный бюджет.
Уже два года на рассмотрении парламента находится законопроект №4355 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами и усиления государственного контроля за использованием и охраной земель». Однако за этот период накопилось слишком много поправок к проекту. Поэтому министерство разработало новый законопроект о передаче объединенным территориальным общинам полномочий по распоряжению землей на всей своей территории, то есть и за пределами населенных пунктов.
Именно в этом проекте подробно описана процедура передачи государственной земли от Госгеокадастра общинам. В частности, предлагается установить, что земли государственной собственности за пределами населенных пунктов передаются в собственность территориальных общин, объединившихся в соответствии с законом, и определить порядок такой передачи.
О какой земле идет речь и сколько она стоит? Всего в стране насчитывается более 60 млн га земли, из которых более 70% (42 млн га) – земли сельхозназначения, расположенные за пределами населенных пунктов. Из них 32 млн га – паи. Однако еще 10,5 млн га до сих пор государственные. И существенная часть этих земель расположена в пределах объединенных территориальных общин. Однако общины распоряжаться ими не могут, вместо них землей распоряжаются центральные органы власти.
Сейчас, по данным СМИ, на сером рынке цена земли составляет около $1000/га. Однако это не предел. В Польше, например, – $3000/га. По оценкам экспертов, самые высокие цены на землю – на Мальте и в Нидерландах (более $45 000–60 000/га). В большинстве западноевропейских стран цены колеблются от $15 000 до $30 000/га, а в Восточной Европе от $1000 до максимум $10 000/га. Некоторые специалисты считают, что по плодородию украинская земля похожа на чернозем в США (штат Айова) и Аргентине (LaPlata), где земля стоит в среднем $12 800/га (данные 2015 года).
Источник: voxukraine
Стоимость аренды за рубежом также другая. Самый высокий размер арендной платы сейчас в Дании, Ирландии и Нидерландах – более $600/га в год. Самый низкий в Литве и Словакии ($54/га и $26/га в год).
Цены на проданную землю | Арендные ставки | |||
Год | Цена, $/га | Год | Цена, $/га | |
Болгария | 2014 | 4653,59 | 2005 | 278,94 |
Германия (восток) | 2013 | 11 600,62 | 2005 | 219,36 |
Германия (запад) | 2013 | 16 761,46 | 2009 | 219,36 |
Дания | 2012 | 25 919,26 | 2014 | 708,83 |
Ирландия | 2014 | 39 305,78 | 2009 | 592,20 |
Нидерланды | 2012 | 63 738,43 | - | 672,14 |
Польша | 2014 | 10 265,66 | - | - |
Россия | 2012 | 1140,00 | - | - |
Румыния | 2012 | 6132,00 | - | - |
Сербия | 2013 | 19 926,96 | - | - |
Соединенное Королевство | 2015 | 31 389,61 | 2007 | 281,29 |
Франция | 2012 | 7453,00 | 2009 | 195,09 |
Источник: Евростат, Национальный статистический институт Болгарии. Центральное статистическое бюро Польши, Немецкая сельскохозяйственная ассоциация
В Украине арендная плата на землю в частной собственности колебалась около $75/га перед обесцениванием гривны, а в 2015 году составляла около $32/га (со значительными отличиями в разрезе регионов).
Сколько средств теряют общины? Министерство постоянно изучает ситуацию в конкретных общинах и дает практические рекомендации. Поэтому можно на примере отдельной объединенной территориальной общины (ОТО) показать суммы убытков.
Возьмем Тетеревскую ОТО. Центром общины является с.Тетеревка. Также в состав общины вошли села Буки, Дениши, Корчак. Население составляет около 7000 человек. То есть она из категории малых общин, которых в стране большинство.
На территории объединенной территориальной общины есть земли всех категорий, а также земли запаса |
Всего, га
|
земли сельскохозяйственного назначения | 5087,703 |
земли жилой и общественной застройки | 952,6359 |
земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения | |
земли оздоровительного назначения | 16,2196 |
земли рекреационного назначения | 4,0222 |
земли историко-культурного назначения | |
земли лесного фонда | 7434,564 |
земли водного фонда | 695,91 |
земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения | 7025,21 |
Наглядно это выглядит так:
Земельные ресурсы на примере конкретной ОТО
Источник: liga.net
Упорядочение земельных вопросов содержит большой потенциал увеличения поступлений в бюджет общины. Общая площадь ОТО составляет 22 736 га. До 2016 года плата за землю составила 6,8% доходов бюджета – 1039 грн. При этом для 64% земель с/х назначения, сданных в аренду, не проведена нормативная денежная оценка (потенциально – 300 000 грн), 25% земель в пределах населенных пунктов не инвентаризированы (потенциально – 125 000 грн), 50% земель за пределами населенных пунктов не инвентаризированы (потенциально – 350 000 грн).
Поэтому сейчас 722 000 грн (5% от общего бюджета ОТО) – плата за землю фактическая по 2016 год. А еще 775 000 грн – возможные дополнительные доходы по плате за землю. В общем потенциальный рост – 107%. Причем можно смело утверждать, что такая ситуация является типичной для страны, ведь 65% ОТО имеют площадь до 250 кв. км.
Каковы следующие задачи? Первоочередная задача земельной реформы – это передача государственной земли общинам. Получив соответствующие права, общины сами приведут в порядок, инвентаризуют и реализуют на открытом аукционе арендные права на землю. Благодаря этому общины получат мощный финансовый ресурс для своего развития.
Поэтому в ближайшее время необходимо:
- разработать и внедрить стратегию для взаимодействия с парламентом для принятия соответствующих решений по усилению полномочий ОТО по распоряжению земельными ресурсами в пределах их юрисдикции;
- помочь общинам довести уровень инвентаризированных земель до 100%;
- определить комплексную планировочную документацию, которая предусматривает архитектурную и земельную информацию уровня общества и региона;
- обеспечить передачу в аренду или продажу земельных участков коммунальной и государственной собственности через механизм прозрачных электронных аукционов.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.