Автоматический обмен налоговой информацией: что это такое и что с ним делать

Автоматический обмен налоговой информацией: что это такое и что с ним делать

И что следует знать об изменениях фискальных требований на глобальном уровне

Цей текст також доступний українською
Автоматический обмен налоговой информацией: что это такое и что с ним делать
Фото: pixabay.com

В 2014 году Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) одобрила Единый стандарт отчетности (Common Reporting Standard – CRS), известный также как Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах. СRS обязывает налоговые органы государств, подписавших соглашение, получать информацию от финансовых учреждений о налогоплательщиках этих государств и ежегодно автоматически обмениваться этими данными с другими странами. Екатерина Мавренкова, управляющий партнер Henley & Partners Switzerland AG, в материале для Mind раскрыла значение этого понятия, а также рассказала, как автоматический обмен налоговой информацией поможет бизнесу и улучшит ли он условия для функционирования украинских налоговых и валютных резидентов.

Какая информация подлежит обмену. Автоматический обмен информацией коснется как физических, так и юридических лиц, которые являются резидентами юрисдикции, участвующей в обмене либо планирующей начать обмен в ближайшее время. Обмену подлежит информация по финансовым счетам этих лиц (например, банковские счета, вклады), включая информацию о балансе этих счетов.

В целях автоматического обмена информацией все организации делятся на активные и пассивные, в зависимости от вида деятельности и характера проводимых операций. В случае пассивной организации информация о счете организации и ее контролирующем лице передается и в юрисдикцию, налоговым резидентом которой является контролирующее лицо.

Кто участвует в обмене информацией. В настоящий момент свыше 100 стран  согласились участвовать в автоматическом обмене финансовой информацией. Сюда входят практически все офшорные юрисдикции, а также популярные среди россиян Великобритания, Кипр, Мальта и Швейцария.

Каждое государство должно юридически оформить свое согласие следовать нормам CRS. Для этого следует подписать международный договор/пакт, ратифицировать этот документ местным парламентом и привести внутреннее законодательство в соответствие с международным договором. Если страны не сделали эти шаги, обмен между ними откладывается.

Позиция Украины. Уже в 2004 году Украина подписала Конвенцию о взаимной административной помощи (Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters – MCMAATM). Она была ратифицирована Верховной Радой и вступила в силу в 2009-м. В процессе внедрения Стандарта автоматического обмена финансовой информацией подписание МСМААТМ – это первый шаг к внедрению Единого стандарта отчетности для стран, не являющихся членами Европейского союза.

Несмотря на то что на данный момент Украина все еще не озвучила четкий временной план по дальнейшему внедрению CRS, тот факт, что Украина присоединилась к проекту BEPS (BEPS Project – план действий в области международного налогообложения, разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по предложению и при активной поддержке лидеров стран G20. – Mind) с января 2017 года, ясно свидетельствует и о намерении полностью внедрить требования CRS, поскольку оба проекта являются основной движущей силой в глобальной борьбе за налоговую прозрачность.

Варианты налогового планирования. Один из вариантов избежания обмена финансовой информацией – переезд в страну, которая отказалась присоединиться к международной Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Таких стран очень мало, и их число постоянно снижается. Юрисдикции, которые отказываются подписать документ, вносят в черные списки ОЭСР, что может привести к закрытию (или к отказу в открытии) банковского счета. Единственная страна, которая не подписала CRS и вряд ли попадет в черные списки – США.

Еще один вариант – смена налогового резидентства. Обмен финансовой информацией осуществляется на основании налогового резидентства клиента банка или иного финансового института, а не на основе гражданства. Получение второго гражданства или вида на жительство (ВНЖ) даст возможность переехать на постоянное жительство в другую страну и/или стать ее налоговым резидентом.

В некоторых странах существуют варианты получения ВНЖ и гражданства через инвестиции в экономику государства, при этом новые резиденты могут рассчитывать на привлекательные условия налогообложения.

К примеру, Мальта позволяет получить гражданство страны за инвестиции от 1 млн или ВНЖ за инвестиции в размере от 250 000 евро. На Кипре – быстрый способ получения европейского гражданства (около шести месяцев) за инвестиции от 2 млн евро, а также ВНЖ за инвестиции от 300 000 евро. Недомицилированные резиденты получают налоговые льготы на протяжении 17 лет. В Португалии получение ВНЖ возможно через инвестиции от 250 000 евро. Спустя шесть лет можно стать гражданином страны. Для новых налоговых резидентов действует специальный налоговый режим non-habitual resident regime.

Американскую грин-карту можно получить за инвестиции от $500 000. И не стоит забывать, что все граждане CША и резиденты обязаны платить американские налоги независимо от места проживания и страны получения дохода. В Швейцарии ВНЖ выдается за уплату фиксированного аккордного налога, размер которого определяется для каждого инвестора индивидуально (от 250 000 швейцарских франков). При этом большинство инвестиционных программ не предъявляют требований к знанию государственного языка или наличию предпринимательского опыта. Близкие родственники инвестора также могут быть включены в заявление.

Начало автоматического обмена информацией может сильно повлиять на жизнь украинских налоговых и валютных резидентов. Это может стать одним из основных источников информации, с помощью которого украинские налоговые органы смогут установить факт наличия у украинского налогового резидента незадекларированного иностранного счета или компании со всеми вытекающими последствиями. Поэтому лучше заранее позаботиться о налоговом планировании.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно