Американское оружие для Украины: реальность и мечты
И в чем больше всего нуждается украинская армия

Очередной визит в CША украинского президента Петра Порошенко и решение Конгресса о предоставлении крупного финансирования для оборонных нужд Украины на 2018 финансовый год (который, напомним, начинается уже в ноябре) вызвали шквал комментариев, смысл которых широко варьируется – от «завтра «Джевелины» будут на Донбассе» до «как всегда, Украина не увидит ни копейки американских денег». Mind предложил Михаилу Жирохову, военному эксперту, автору книг и статей по истории локальных конфликтов ХХ века, внести ясность по поводу того, что Украине до сего момента поставили США, на каких условиях и что нашей стране крайне необходимо, исходя из реалий войны на Донбассе.
В чем на сегодня состоит военная помощь Украине? Начиная с 2014 года, страны НАТО и США начали оказывать помощь нашей стране в противостоянии внешней угрозе. Всего, по некоторым оценкам, за три года она составила вполне приличную сумму в $250 млн. Однако в эту цифру не входит большинство позиций, которые проходят по другим ведомствам или программам.
Так, для Госпогранслужбы действует проект международной технической помощи «Содействие реформированию и укреплению потенциала Государственной пограничной службы». По этому проекту за короткое время американцы передали на безвозмездной основе 569 КВ-радиостанций производства компании Harris на $21 млн. Кстати, благодаря этому наши пограничники на сегодня имеют самую разветвленную сеть закрытой связи, и, условно говоря, с какого-нибудь острова Змеиный можно без помех пообщаться с абонентом в Киеве или Мариуполе. Свои станции получили и корабли береговой обороны. И эта программа продолжается – буквально на днях Посольство США передало для нужд пограничного спецназа «Дозор» 30 монокуляров на сумму около $150 000.
А, например, финансирование строительства американцами объектов для военно-морских сил (оперативный центр управления, ремонтная мастерская для катеров и т. д.) проходит по другой программе – Foreign Military Construction Sales. Стоит ли говорить, что подготовка наших военных и реабилитация раненых финансируются по совсем другим программам? Так что, говоря о помощи США для наших Вооруженных сил, стоит принимать во внимание большое количество ее каналов. Однако все это на данный момент – поставки нелетального оружия, по западной терминологии.
«Джевелины» – Украине: миф или реальность? Уже третий год Украина на всех уровнях говорит о том, что для защиты от притязаний «северного соседа» она нуждается в оборонительном вооружении. Но пока лишь Литва поставила небольшую партию крупнокалиберных пулеметов ДШКМ и патронов калибра 5,45 мм. Говоря же о вооружении этого типа, многие политики и общественные деятели вспоминают прежде всего о противотанковых ракетных комплексах «Джевелин». Но при этом не говорят о двух вещах – их стоимости и количестве. Эти американские сверхэффективные комплексы стоят от $250 000, а каждый выстрел – $50 000. А теперь осталось прикинуть, сколько их нужно на фронт протяженностью 400 км и при наличии около 300 танков у незаконных вооруженных формирований на оккупированной части Донбасса. Таких денег нам никто и никогда не даст – и, увы, это реальность, хотим мы этого или нет.
Каковы потребности нашей армии в американском оружии? Анализируя опыт боевых действий на Донбассе, примерно их можно сформулировать. И тут в приоритете совсем другие вещи – прежде всего это БМП «Брэдли». В ходе боевых действий украинская армия лишилась по тем или иным причинам большей части парка БМП-2. Дошло до того, что в строй массово пришлось поставить «древние» БМП-1. Армии на передовой очень нужны многоцелевые «Хамви» и бронеавтомобили MRAP. Наши производители пытаются перекрыть эти потребности, но получается не очень – буквально «в час по чайной ложке», а техника для доставки личного состава нужна уже сегодня. И это американцам вполне по силам: «Хамви» массово снимаются с вооружения и сотнями отправляются на хранение или стратегическим союзникам по всему миру (от курдов до афганских силовиков).
Очень нужны контрбатарейные радары дальнего радиуса действия, причем не те маломощные контрминометные образцы, которые поставлялись в конце 2014 года и уже успели повоевать под Дебальцевом. К тому же желательно, чтобы эти образцы были без урезанных функций, что позволяло бы корректировать ответный огонь по позициям дальнобойной артиллерии и РСЗО противника. Можно отметить и крайнюю нехватку на фронте армейских разведывательных беспилотников дальнего радиуса действия с защищенным каналом связи. Полученные от США Raven RQ-11B с аналоговым каналом в условиях активного применения российских средств радиоэлектронной борьбы оказались малоэффективными и ныне выведены на «вторую линию».
И только в самый конец списка стоит поставить противотанковые комплексы, которые будут нужны лишь в случае полномасштабного наступления, а сейчас, в условиях позиционной войны, они просто бесполезны. А для момента «большой войны» гораздо важнее другие инструменты гибридной войны в виде целевых денежных фондов для развития нашего военно-промышленного комплекса. Ведь Украина все еще в состоянии производить противотанковые ракеты, хотя и предыдущего поколения, но дешевле и массово – были бы деньги.
Что еще требуется Украине для эффективной обороны? Многие забывают о другом аспекте американской помощи: кроме непосредственных поставок, нам гораздо важнее, например, обмен данными с американской разведкой в реальном времени или подготовка наших военных по стандартам НАТО. В этом направлении сделано очень много. Так, только в рамках британской операции Orbital на начало 2017 года было обучено 3000 украинских военных. А есть еще как минимум канадская и американская программы, которые уже доказали свою эффективность.
Причем наших военных учат не только наступать и обороняться, но и, например, таким крайне нужным вещам, как разминирование территории, оперативное планирование и многим другим моментам, кардинально отличающимся от советских стандартов, по которым обучалась львиная доля офицеров среднего и старшего звена.
Что в итоге получим? Судя по всему, в ближайшее время мы не увидим массовых поставок американского оружия, но как минимум придет большая партия «Хамви» (о чем вскользь уже упоминалось в СМИ), пара катеров береговой охраны типа «Айленд». Вполне возможно, партия средств радиоэлектронной борьбы.
И это только из США. Но не стоит забывать ту же Канаду – ведь не обсуждать же «свободную экономическую зону» туда поехал наш президент сразу после Вашингтона. Есть вероятность, что мы увидим в степях Донбасса и другое европейское вооружение. Из последних примеров – испанские компоненты для мобильного минометного комплекса (о чем еще в 2015 году мы могли только мечтать).
В общем и целом можно говорить о том, что сотрудничество с США и Западом в военной сфере переходит на совершенно новый уровень, и это не может не радовать.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.