Надежда Васильева: «Мы должны поддержать коллег по счастью быть женщиной»
Сооснователь UNEW – о новом проекте, цифровом разрыве между миллионниками и регионами и менторах, у которых стоит брать автографы

30 ноября в Украине стартовала программа цифрового образования для региональных лидеров-женщин UNEW. Это масштабный проект, который реализовывается в рамках Программы EGAP от Фонда Восточная Европа, совместно с Mind, который разработал платформу и осуществляет медиасопровождение проекта.
Как попасть в программу, чему там будут обучать и что получится на выходе – с этими вопросами Mind обратился к идейному лидеру проекта Надежде Васильевой.
Надежда Васильева – основатель Института Цифровой трансформации, ученый в сфере цифровой экономики, международный ментор Vital Voices и Woman on Boards 2050.
«Мы хотим воспитать амбассадоров цифровых инициатив»
– Как родилась идея запустить программу по цифровому образованию для женщин в регионах?
– Мы с Александрой (Александра Орда, сооснователь UNEW. – Mind) давно хотели создать платформу для женщин в Украине, которая бы помогала развитию локального бизнеса и поддерживала бы женщин в их начинаниях. Как вспоминает Александра, мы сами прошли все этапы создания бизнеса в Украине, бились в закрытые двери чиновников и не могли получить кредиты от банков, потому что у нас постоянно спрашивали: «А когда придет муж? Или отец, или хоть кто-нибудь серьезный?»
Это было давно. После этого я прошла корпоративный опыт, дойдя до самой верхушки, выгорев и перейдя потом в собственные либо партнерские проекты, но на лидерские позиции и с четким пониманием условий.
Испытав все это на собственной шкуре, мы поняли, что надо делиться опытом и всячески поддерживать коллег по несчастью, чтобы женщины не теряли веру в себя, а хотели что-то менять в той реальности, которая их не устраивает. Весь мой предыдущий опыт работы в регионах с разными компаниями показал, что все изменения в большинстве случаев драйвят женщины – они активны, им «больше всех надо», они на самом деле хотят улучшить жизнь в своих общинах и семьях. И в то же время именно женщин очень мало в момент принятия решений, значимых для общин.
Например, представители Минцифры и такие же общественные организации, как наша, приглашены для обсуждения инициативы в их области – и ни одной женщины нет на совещании, кроме представителей национального уровня. Как такое может быть? Любой программист знает: если ты делаешь что-то массовое, для всех, а собираешь для обсуждения людей с одинаковым опытом, темпераментом, интересами, решение у тебя получится однобокое.
Тут работает так же: если в группе по принятию решений нет женщин, то, во-первых, в перечне планов крайне редко появляются социально значимые семейно ориентированные проекты, во-вторых, не будет проектов по защите прав женщин, а в-третьих, решения, которые потом будут реализованы, будут, скорее, более удобны для мужчин и не будут учитывать интересы всех остальных.
– А почему решили сделать акцент на помощи именно в диджитализации? В регионах хватает проблем и в других сферах.
– Во-первых, в цифре женщине легче пробиться наверх только за счет своих профессиональных качеств. Если женщина разбирается в этом вопросе, она становится все более независимой и самостоятельной, независимо от места жительства и места рождения, семейного статуса и возраста, чего в реальной аналоговой жизни добиться крайне сложно.
Во-вторых, когда я работала в «Майкрософте» и сотрудничала с различными фондами регионального развития, поддерживающими реформу децентрализации, таким как, например, «Добре», нам представители общин постоянно говорили, что цифровизация «не ко времени». Вместе с фондом «Добре» я ездила по регионам, предлагая цифровые проекты, для начала – связанные больше с развитием инфраструктуры и подключением удаленных уголков страны к сети интернет, однако сталкивалась с непониманием, зачем это нужно, если вокруг так много социальных проблем? Тут срабатывает тот же менталитет: о какой дороге вы говорите, сначала нам нужно построить аптеку или больницу. Только у меня вопрос: как без дороги вам доставят медикаменты, врачей и оборудование? То же самое и с развитием, и с информацией: нет интернета – вряд ли вы станете достаточно образованным современным человеком, даже если у вас в селе есть супербогатая классическая библиотека.
В процессе, когда ты рассказываешь о том, какие возможности дает интернет – от трансляции службы в церкви до онлайн консультаций врача, вызова скорой, полиции, почты или образовательных возможностей для детей во время локдауна, у людей открываются глаза.
Понимаете, в Украине сформировалась проблема, которая со временем будет расти, если не начать решать ее прямо сейчас. Из-за той высокой планки, которую задало себе в этой сфере государство, и бурного роста диджитализации в больших городах между ними и регионами увеличивается разрыв. Пока этот разрыв не углубился необратимо, нам нужно максимально выровнять ситуацию и вовлечь в диджитализацию всех, иначе потом устранить проблему будет невозможно, что может привести к существенному расслоению общества и потенциальным серьезным конфликтам.
– Что нужно, чтобы выровнять ситуацию? Провести всюду интернет?
– Наличие сети – это, конечно, очень важно, но не менее важно – дать доступные устройства, информацию, знания, показать, что это за инструмент, как им правильно пользоваться и какие возможности для жизни, бизнеса и развития он дает. Иначе, даже если мы туда заведем высокоскоростной интернет, сразу построим инфраструктуру, люди просто не будут знать, что со всем этим делать. Кроме того, нужно вырастить инициативу на местах, ведь если нет локального спроса, то и извне никто не поддержит развитие региона, выйти на государственно-частное партнерство будет очень трудно.
Рассчитывать, как у нас бывает, только на государственную систему или на национальных мобильных операторов не приходится, потому что это колоссальные инвестиции, которые должны окупаться, а для этого нужен спрос. То есть должна развиваться экосистема. Особенность цифры как раз в том, что в ней не играют в одиночку, для ее развития необходимы партнерские экосистемы. Иначе это слишком дорого и неэффективно.
Собственно, эти две проблемы и подтолкнули нас к созданию проекта. Первое – мы не хотим, чтобы цифровой скачок Украины превратился в цифровой скачок исключительно городов-миллионников. И второе – для нас важно, чтобы в цифровых инициативах появилось больше женщин, которые исторически поддерживали свои хозяйства и сообщества, даже если это не слишком выгодно, особенно на начальном этапе.
Здесь я хочу привести в пример мой опыт работы генеральным директором в компании «Эмвей», где мне удалось познакомиться с женщинами и мужчинами – лидерами от природы. Большинство людей, которые начинают свою предпринимательскую деятельность с «Эмвей», – женщины. И именно потому, что сначала строить данный бизнес крайне сложно из-за высокой конкуренции, требуется много сил и энергии для прорыва, на первом этапе этим всегда занимаются женщины. И вся семья против увлечения этих женщин предпринимательством, пока они не становятся лидерами. И только после первых серьезных успехов к бизнесу присоединяются их партнеры-мужчины.
Чтобы как можно больше женщин могли быстро и с минимальными затратами масштабировать собственные качественные идеи и начинания в своих регионах, мы должны показать им, как это можно сделать, используя цифровые навыки, знания, системы, техники, технологии.
– Это и есть цели проекта?
– Да. Мы хотим воспитать амбассадоров цифровых инициатив, желающих и меняющих жизнь своей общины к лучшему уже сегодня. Если вовлечь в обучение женскую половину населения страны, это поможет равномерно распределить цифровизацию по всей территории Украины, независимо от размера города, села или региона.
«Я вижу в этом проекте возможность «поставить реактивный двигатель на любимую метлу»
– Что стоит за названием UNEW?
– Дословный перевод: «Ты – новая». Мои дети любят шутить: «Мам, ты взяла метлу и думаешь, убрать или улететь?» Вот я вижу в этом проекте возможность «поставить реактивный двигатель на любимую метлу» – и название полностью соответствует этому представлению об обновлении, открытии новых возможностей, новых сил в себе с помощью новых инструментов.
– Кого вы приглашаете в проект?
– Женщин-лидеров из регионов. Это должны быть харизматичные общественные деятели или чиновницы, имеющие силы, энергию, влияние и полномочия в своем регионе и уже продвигающие собственные инициативы. Для нас важно, чтобы это были активные женщины, обладающие всем, чтобы правильно воспользоваться полученными у нас знаниями и возможностями: характером, умением вовлекать и убеждать людей, полем применения, нашими ценностями и желанием работать для развития общества.
И еще важно, чтобы они лояльно относились к диджитализации. Не обязательно разбираться, но хотя бы не чувствовать внутреннего сопротивления. Убеждать категорических противников у нас просто нет времени.
– Хорошо. Если, к примеру, я чиновница, у меня есть идеи и я считаю себя достаточно активной и харизматичной, что я должна сделать, чтобы попасть в проект?
– Для начала надо разобраться, нужна ли вам эта цифровизация и готовы ли вы потратить свое время на обучение и коммуникацию. Если внутреннее решение принято, нужно заполнить анкету-заявку. С этим стоит поторопиться, потому что количество мест ограничено и конкурс мы устраивать не будем: если люди подходят нам по всем параметрам, то первые подавшие и будут учиться. После регистрации участница получит тест, который нужно будет пройти, чтобы мы могли оценить уровень ее цифровой грамотности.
– Это будет иметь значение при принятия в программу?
– Нет, если вы получили тест, значит, вы уже приняты в сообщество. И теперь нам просто нужно понять, в какую по уровню группу вас нужно определить, попадете ли вы в первый проект или нет, чтобы вам там было комфортно, и подобрать подходящего ментора.
– Сколько времени вы отводите на регистрацию с момента старта?
– Полтора месяца – до 15 января. А тех, кто успеет зарегистрироваться до 17 декабря, ждет «новогодний подарок» – вебинар-практикум «Как спланировать будущий год» от международного эксперта по управлению временем, лидера BogushTime Милы Богуш-Дантд. Она занимается преподаванием с 1990-х, помогла многим людям, треть списка «Форбс-Украина» – ее клиенты.
Что получат участницы от этого тренинга? Фокус, уверенность в себе, критический взгляд на следующий год, свои ценности и планы. Поверьте, у Милы есть чему поучиться. Когда-то я сама училась у нее, и она мотивировала двигаться к цели быстрее и увереннее.
А затем, когда все места заполнятся, мы соберем всех участниц для личного знакомства.
– Соберем? Разве это офлайн-проект?
– Не совсем. Все активности: обучение, работа с менторами – будут онлайн. Но первое знакомство и праздник окончания с презентацией проектов мы бы хотели провести в реальности.
«Попадая в комьюнити, получаешь там «я», умноженное на количество людей в этом сообществе»
– Чему конкретно будете обучать участниц?
– Учебная программа состоит из четырех модулей, в общей сложности 40 часов: 20 часов онлайн-сессий и 20 – самостоятельной работы. Первый модуль посвящен государственной политике цифрового развития страны, второй расскажет о кейсах диджитализации в Украине и мире, третий – о том, как трансформировать аналоговые проекты в цифру, а во время четвертого – участницы вместе в менторами займутся работой над собственными цифровыми проектами.
– В финале они должны будут их представить на суд общественности?
– Да. В самом начале, когда они будут заполнять анкеты, должны будут четко сформулировать, двигателем какой инициативы они являются, что хотели бы масштабировать или уже продвигают. Это не обязательно должно быть что-то цифровое. Уже в процессе обучения мы покажем, как можно практически любую аналоговую идею решить с помощью цифры, и поможем это реализовать, но ни в коем случае не будем это делать за них.
Мы научим наших амбассадоров пользоваться инструментарием, чтобы в будущем они могли делать все сами. Покажем конкретные примеры в Украине и в мире, расскажем о кейсах цифровизации местного самоуправления. Познакомим с менторами – людьми, которые умеют работать с цифрой и не раз реализовывали диджитал-проекты, чтобы и после окончания обучения они могли связаться и задать вопросы, попросить совета. Так что на выходе они не просто получат оцифрованную инициативу, но и смогут самостоятельно сформировать бюджетный запрос и оформить этот проект таким образом, чтобы можно было подать его от своего имени на бюджетирование и реализацию.
Особенно это важно для депутатов местных советов, мэров, их заместителей, глав ОТГ, их заместителей, руководителей верхнего уровня, проектных менеджеров, губернаторов и их заместителей. По моему опыту, у этих чиновников часто возникают отличные идеи, которые они не умеют правильно сформулировать и оформить, чтобы региональный бюджет выделил на это средства.
– Вы планируете провести конкурс этих проектов?
– В этом нет необходимости. В конце мы устроим финальную презентацию проектов, на которой будут присутствовать все потенциально заинтересованные: представители Министерства цифровой трансформации, представители ассоциаций меров, ОТГ, доноры. Это поможет нашим участникам в будущем привлечь внешние инвестиции, добиться реализации своих инициатив. Кроме того, они смогут увидеть проекты друг друга и обменяться опытом.
Часто так бывает, что в одном регионе только разрабатывают проект, а в другом его уже давно реализовали, так что это полезно – видеть ситуацию шире собственного региона. А то порой собственные проблемы кажутся уникальными, а ситуация – безвыходной. Зато, когда попадаешь в сообщество равных и сильных, получаешь там «я», умноженное на количество людей в этом сообществе.
«Проект не закончится с окончанием учебной программы»
– Кто ваши менторы?
– О, это уникальные люди. Расскажу о некоторых. На роли менторов мы подбирали людей исключительно по их достижениям в цифровой экономике. Со многими из них я вместе училась или работала, поэтому они с радостью откликались на предложение поучаствовать в проекте.
Например, Елена Минич, директор Департамента инноваций и интеллектуальной собственности Министерства экономического развития и торговли, до прихода в госсектор была гендиректором украинского мобильного оператора, гендиректором чешского оператора, работала в Великобритании. Она была двигателем реформы интеллектуальной собственности и патентирования в Украине, очень хорошо знает телеком-инфраструктуру. Жила в США, Великобритании, Чехии. Человек с огромным опытом и знаниями.
Еще одна знаменитость – Михаил Шмелев, директор по технологичной политике «Майкрософт». В этой компании он отвечал за весь рынок бывшего СНГ и не только, отлично знает локальное законодательство, местную специфику разных стран, их государственные ограничения, также, как и любые технологические аспекты национальных сетей и цифровых решений. В свое время занимался реформой государственных органов, был одним из разработчиков украинского ЗНО, работал с военными, сейчас является консультантом Верховной Рады по вопросам цифровизации и кибербезопасности.
Менторов на данный момент уже больше десяти и о каждом я могу долго рассказывать.
– У каждой участницы будет свой ментор?
– Да, мы специально приглашали специалистов из разных отраслей, чтобы они могли помочь в конкретной сфере. У нас в команде, к примеру, есть очень интересный ментор – врач Елена Стоянова, кандидат медицинских наук, которая одной из первых сделала цифровую платформу для врачей и их клиентов, добившись более 20 000 визитов в день, и сейчас занимается цифровым продвижением инновационных методик в YouTube, Instagram, Facebook и т. д., агитирует за телемедицину и диджитализацию в медицинских услугах, она украинка болгарского происхождения, имеет три медицинских образования (педиатр, дерматолог и иммунолог), работала и в Украине, и в Болгарии. У нее очень много цифровых продуктов, приложения для смартфонов, она ведет свой YouTube-канал.
– Вряд ли такой масштабный проект со стратегическими целями может просто прекратиться с окончанием учебной программы. Как вы видите продолжение?
– Разумеется, не может, все-таки его цель – создать сообщество, вырастить амбассадоров. Мы хотим, чтобы они стали нашими лидерами, глазами и руками в регионах, чтобы вовлекали в цифровизацию больше людей на своем региональном уровне, чтобы они вообще почувствовали, что благодаря цифре для них открыты все двери, все рынки, независимо от их экономического и географического положения. А мы будем развивать это сообщество, если пилот проявит себя, поддерживать и помогать всем, чем сможем, в реализации масштабных проектов и поиске финансирования.
Материал рубрики «Точка зрения» является отражением личного мнения автора и может не совпадать с точкой зрения редакции Mind. Он не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Инициатива публикации, как правило, поступает со стороны автора.
Редакция не несёт ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя. Материалы в рубрике «Точка зрения» могут быть опубликованы как на коммерческой, так и на безоплатной основе.
Основное требование – общественная значимость темы и открытая публичная позиция автора.