Реалии ВПК: что означает импортозамещение по-украински
И каковы последствия внезапного разрыва кооперации с Россией

Аннексия Российской Федерацией Крыма и последовавший за этим разрыв экономических связей в военно-технической сфере, закрепленный постановлением Кабинета министров 9 августа прошлого года, застал наш военно-промышленный комплекс врасплох. Ведь до этого все годы независимости наши оборонные предприятия работали исключительно на усиление обороноспособности одной страны – России, напоминает военный эксперт, историк Михаил Жирохов. В материале для Mind эксперт проанализировал, как теперь обстоят дела на предприятиях украинской оборонки.
Как было прежде? Россияне активно пользовались отдельными интересными им предприятиями (например, тот же «Южмаш» обслуживал исключительно российские ракетные войска), состояние остальных было крайне непростым. Если украинские инженеры и инициировали новые разработки, то исключительно в кооперации с российскими. Типичный пример – разработка управляемого снаряда «Квітник», в котором в итоге было 80% российских комплектующих.
При этом наши предприятия по кабальным договорам лишались возможности экспортировать технологические новинки. Украине на международном рынке россияне оставляли только самый дешевый сегмент – продавать остатки былого советского могущества в виде устаревших танков, пушек и самолетов в самые бедные африканские страны. Серьезные контракты на поставки новой техники (как то знаменитый пакистанский или тайский танковые) были единичными и не могли изменить общей удручающей картины.
Обратной стороной такой российской политики по отношению к нашему ВПК стала деградация производства: не было заказов, не было необходимости в привлечении и обучении новых кадров, поэтому на предприятиях оставались почти исключительно люди пенсионного и предпенсионного возраста.

Управляемый артиллерийский снаряд «Квітник»
К чему привел внезапный разрыв кооперации? Резкое прекращение сотрудничества с РФ привело поначалу к ступору – государственного заказа не было. Те немногие средства, которые удавалось аккумулировать, отдавались преимущественно предприятиям, которые ударными темпами восстанавливали технику с многочисленных баз хранения. Причем, как показали дальнейшие события, это было одно из самых правильных решений в то трудное для страны время.
Предприятия, «твердо стоявшие на ногах и имевшие опыт продвижения своей продукции за границей, почти сразу нашли внешние инвестиции и нарастили поставки за рубеж. Яркий пример – тот же днепровский «Южмаш», который привлек саудовского инвестора для своего оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром», или киевский «Луч», резко нарастивший поставки противотанковых ракет и ракет класса «воздух – воздух» иностранным заказчикам.
А вот остальным предприятиям пришлось встать на непростой путь замены российских поставщиков. В этом случае показательны две отрасли, которые были менее всего подвержены деградации – авиастроение и производство автомобильной техники.
Авиастроение. Ведущим производителем транспортных самолетов в Украине является ГП «Антонов», которое на 2014 год реализовало сразу несколько совместных с РФ проектов – Ан-148, Ан-158 и Ан-178. Причем доля российских комплектующих в них составляла от 50 до 60%. Уже в 2014 году «антоновцы» приняли решение начать адаптацию производства к стандартам НАТО и начать импортозамещение в самолетах своей конструкции.
В итоге к 2017 году доля комплектующих украинского производства в самолетах «Антонова» увеличилась с 25% до 38%. А к 2020 году госпредприятие обещает разработать новую модель самолета на базе Ан-148 и Ан-158, которая полностью будет иметь европейское оборудование и авионику. Мало того, на базе Ан-70 обещают выкатить аналогичный Ан-77. Если это произойдет, это будет реальный прорыв, так как двигатель для этого самолета имеет редуктор российского происхождения, который заменить нечем. По некоторым данным, ГП «Антонов» рассматривает возможность установки на Ан-70 реактивных двигателей американского производства.
Но это все еще лишь планы. На сегодня есть пока единственный реальный результат: на деньги Саудовской Аравии в кратчайшее время был разработан легкий транспортный самолет Ан-132D – первый самолет КБ «Антонова» без российских комплектующих, зато с канадскими двигателями и французской авионикой. В марте 2017 года в небо поднялся самолет-демонстратор, и есть надежда, что вскоре будет развернуто производство этого самолета не только для саудовцев, но и для нужд отечественных ВВС. Тем более что конструкторы уже предлагают большую гамму модификаций – от патрульного до пожарного самолета.

Ан-132D
Автопром. Серьезной проблемой для украинских производителей грузовых автомобилей стала установка двигателей российского производства. Особенно тяжело пришлось Кременчугскому автозаводу, на модели которого устанавливались исключительно двигатели ЯМЗ. Попытки поставить на серийные автомобильные шасси КрАЗ-63221 американские двигатели Ford-Ecotorq, по всей видимости, не увенчались успехом, и ныне производство столь необходимых армии грузовиков осуществляется крайне неритмично – в зависимости от того, как удается купить двигатели через Беларусь.
Более удачливыми оказались инженеры Черкасского автосборочного завода, которым удалось «скрестить» белорусский грузовик МАЗ-63172 c китайским дизелем Weichai Power.

КрАЗ-63221
Другие отрасли ВПК. В остальных отраслях военно-промышленного комплекса замена российских комплектующих идет не такими быстрыми темпами и чаще всего не попадает в открытый доступ. Известно, например, о работах по полной пересборке артиллерийского снаряда «Квітник» с использованием исключительно отечественных и западных комплектующих. Однако говорить о каких-то конкретных результатах пока рано.
Непросто пришлось тем предприятиям, которые занимаются выпуском и ремонтом танков, ведь большая часть номенклатуры деталей выпускалась в России и из видов стали, которые есть только там. По некоторым позициям удалось заместить за счет стран, входивших в Варшавский договор и имевших доступ к советским технологиям – это прежде всего Чехия, Словакия и Польша.
Но уже можно смело говорить, что непростой и тяжелый процесс замены российских комплектующих в производстве украинского оружия ныне находится в активном состоянии и буквально через несколько лет мы сможем увидеть реальные результаты.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.