Игры с невесомостью: станет ли космос российским

Игры с невесомостью: станет ли космос российским

Что на самом деле происходит с программами коммерческих и военных запусков РФ

Цей текст також доступний українською
Игры с невесомостью: станет ли космос российским
Запуск ракеты космического назначения Союз-2.1А с космодрома Байконур, 13 февраля 2018 года
Фото КЦ "Южный"/ЦЭНКИ/Роскосмос

На прошлой неделе Россия со второй попытки смогла запустить ракету-носитель «Союз-2.1А», которая вывела на орбиту космический грузовой корабль «Прогресс МС-08». Это выглядит заметным успехом на фоне череды провалов последних лет: «Союзы» родом из 1960-х, и они неизменно отказывают – с 2011 года упало как минимум пять таких ракет. На фоне регулярных неудач даже в России стали осторожно говорить о «проблемах в ходе реализации космической программы». Хотя, если быть объективным, можно вполне уверенно сказать, что космонавтика в Российской Федерации пребывает в системном кризисе. Чем обусловлена череда провалов в коммерческих запусках, и есть ли основания опасаться в связи с военными космическими программами РФ, Mind спросил у военного эксперта Михаила Жирохова

Почему падают ракеты? Причин для этого более чем достаточно – это и недостаток финансирования (особенно после аннексии Крыма в 2014 году), и кадровый голод (никто из молодых ученых не горит желанием работать за копейки в неотапливаемых помещениях на приборах 50-летней давности), и, наконец, коррупция космических масштабов. Так, на заседании  госкорпорации «Роскосмос» по итогам 2017 года заместитель генерального директора по безопасности Сергей Демин был вынужден признать, что в результате регулярных проверок по обнаружению коррупционных проявлений общий ущерб, причиненный госкорпорации и предприятиям отрасли в 2006–2016 годах, составил 17,6 млрд рублей.

В качестве яркого примера также можно привести дело компании «Российские космические системы», которая безуспешно занималась внедрением системы ГЛОНАСС и была обвинена в завышении стоимости выполненных работ не менее чем на 3 млрд рублей.

Расходы на космическую программу 2016–2025 годов заложены в российском бюджете в сумме 1,4 трлн рублей. На первый взгляд, это достаточно большие деньги, но в переводе на доллары – всего $20 млрд на девять лет. Для сравнения – в США ежегодные текущие расходы НАСА составляют около $18 млрд.

Собственно, это видно и по частоте коммерческих космических пусков. Если до 2014 года Россия была постоянным лидером по количеству запусков в мире, то затем ситуация начала меняться, причем кардинально. Так, в 2017 году в США выполнили 29 пусков (все удачные), тогда как россияне – 19 (из них удачных 17). Еще в 2014 году показатель был на уровне 32 и 23 в пользу РФ.

Российский космос: упадок все глубже
Запуск ракеты космического назначения «Союз-2.1А» с космодрома Байконур, 13 февраля 2018 года
Фото: КЦ «Южный»/ЦЭНКИ/«Роскосмос»

Кому и зачем нужны российские ракеты? Дело в том, что запуск «древних» ракетоносителей «Союз» и «Протон» обходился дешевле, чем аналогичных европейских Ariane-5 или американских Delta-4, поэтому потенциальные заказчики охотно шли в РФ.

Стоит сказать, что в плане доставки грузов на околоземную орбиту американцы в свое время сделали ставку на создание космических шаттлов, то есть кораблей, которые можно было многократно использовать для полетов в космос. С одной стороны, такие аппараты могли нести больший вес как на орбиту, так и с нее, и большее количество астронавтов, чем советские космические корабли типа «Союз». Однако килограмм полезного груза обходится в $18 400. А советская одноразовая ракета «Протон», запускаемая с 1965 года, способна доставить до 22 тонн и всего-то за $3600 за килограмм, то есть в четыре-шесть раз дешевле.

На этом фоне россияне перебрали роль мирового «космического извозчика», фактически перестав вкладывать деньги в перспективные направления и подготовку новых кадров для космической промышленности. Поэтому, пока были люди, которые помнили, как собирать старенькие «Союзы» и «Протоны», на Россию работал весь украинский сегмент советской космической программы, включая «Южмаш», и все было отлично. Однако через десяток лет, когда украинские предприятия перестали сотрудничать с российскими (по крайней мере, так активно, как раньше), «выросли» новые космические державы – тот же Китай или Индия – и российский космос оказался у разбитого корыта. 

В США  буквально за несколько лет возникла частная компания SpaceX,  НАСА вкладывало немалые средства в реализацию проектов марсохода Curiosity, станции New Horizons, «Вояджер» и многое другое.

Российский космос: упадок все глубже
Сборка ракеты-носителя «Союз-2.1а», космодром Восточный
Фото: Artem Lepesin/wikimedia.org

Как на отрасль повлияли международные санкции? Но для постепенной деградации космической программы РФ существует много и других причин, на которых после распада СССР старались не акцентировать – по крайней мере внутри страны. Например, Россия фактически не имеет независимого доступа в космос – запуски пилотируемых кораблей она может проводить только с космодрома Байконур на территории пока еще лояльного, но независимого Казахстана. С единственного российского космодрома Восточный можно запускать только ракеты типа «Союз».

Кроме того, создание космических аппаратов полностью зависит от иностранной элементной базы. В РФ за 25 лет создана система, при которой в условном Зеленограде занимаются созданием конструкторской документации для изготовления матрицы для, например, фотоприемного устройства. После чего документация отдается на завод-изготовитель за рубежом, и уже там деталь производится в нужных объемах и возвращается в Россию только для постановки корпуса, где и получает гордую надпись Made in Russia. По некоторым оценкам, до 2014 года доля иностранных комплектующих в российских спутниках гражданского назначения составляла от 70 до 90%.

После 2014 года, с принятием международным сообществом санкций, даже столь извилистый технологический путь для россиян оказался закрытым – фактически Запад ввел эмбарго на такого рода сделки. Проблема за четыре года настолько обострилась, что россияне даже пошли на возобновление переговоров с Китаем о закупке китайских технологий для создания радиационно стойкой электронной компонентной базы космического назначения.

Однако Пекин уже далеко не тот, что был даже в начале 1990-х, и ныне китайцы хотели бы получить в обмен российские технологии производства кислород-керосинового ракетного двигателя РД-180. Учитывая, что сегодня те же РД-181 используются компанией Orbital ATK в ракетах «Антарес» и фактически являются основой американской космической программы, аппетиты Китая весьма и весьма показательны. То есть, пользуясь не очень хорошим нынешним положением России, когда фактически технологии россиянам взять неоткуда, Пекин «выкручивает руки», чтобы получить доступ к реально работающим уникальным технологиям. И есть четкое ощущение, что рано или поздно китайцы своего добьются.

Российский космос: упадок все глубже
Запуск ракеты космического назначения «Союз-2.1А» с космодрома Байконур, 13 февраля 2018 года
Фото:КЦ «Южный»/ЦЭНКИ/«Роскосмос»

Способна ли Россия покорить космос? В этой связи совершенно непонятны опасения Запада в отношении военной космической программы РФ. Так, буквально на днях генсек НАТО Столтенберг обвинил Россию в нарушении договора о ликвидации ракет средней и малой дальности в случае испытаний новой ракеты средней дальности. Что это – нагнетание психоза, работа на внутреннего потребителя или непрофессионализм – абсолютно непонятно. Ведь сообщения об опытно-конструкторской работе (даже не создании опытного образца) новой ракеты среднего класса «Феникс» появились только в апреле 2017 года. И пройти огромный путь от «бумаги» до реализации в условиях нынешней России буквально за год-два просто нереально.

При том что проблемы возникают даже с военными заказами. Например, в феврале 2016 года Министерство обороны РФ было вынуждено заказать у промышленности дополнительно четыре спутника связи «Меридиан» вместо планировавшихся им на замену аппаратам «Сфера-В», которые в итоге оказались слишком тяжелыми для существующих ракет-носителей «Протон-М» и «Ангара-А5». Казалось бы, мелочь, однако она обошлась государственному бюджету в кругленькую сумму.

Единственным выходом для России как космической державы в этом случае было бы кардинальное комплексное изменение самой модели функционирования отрасли с установлением жестких механизмом контроля и ответственности за результат. Ведь, как показала практика, простое увеличение финансирования без решения проблемы неформального контроля за финансовыми потоками ничего не изменит. Однако в нынешних обстоятельствах с отсутствием технологической базы и нехваткой кадров российский космос обречен на деградацию, которая будет происходить неизбежно теми или иными темпами.

Российский космос: упадок все глубже
Пуск последней ракеты-носителя серии «Союз-У» с ТГК «Прогресс МС-05».
Фото: КЦ «Южный»/ЦЭНКИ/«Роскосмос»

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно