Трудности подклеивания: зачем бизнесу инновационная кассовая дисциплина
И почему бумажные чеки и клей могут служить метафорой украинских реформ в фискальной сфере

31 мая министр финансов Украины Александр Данилюк провел встречу с представителями малого и среднего бизнеса, в ходе которой, среди прочего, заверил собравшихся: вверенное ему министерство активно работает над упрощением процедуры использования кассовых аппаратов и ведения налоговой отчетности. По словам министра, на заседании правительственного комитета, состоявшемся в тот же день, были приняты два документа, которые уже в обозримом будущем позволят фиксировать расчеты через централизованную систему. Речь идет о пилотном проекте внедрения регистраторов расчетных операций (РРО) третьего поколения (смартфоны, планшеты) и о ликвидации «Книг учета расчетных операций» (КУРО). А также – об отмене многих документов, необходимых при регистрации РРО, которые затрудняют ведение бизнеса. Почему осовременивание кассовой дисциплины – одна из самых насущных потребностей отечественного бизнеса, и чем расплачиваются предприниматели за отсталость системы, специально для Mind рассказывает экономист IMF Group Ukraine Владимир Жук.
Бизнес в Украине последних лет – это образцовый пример усердия, трудолюбия и упорства. Возможно, именно с таким упорством и создавались мировые гиганты вроде Apple, Samsung или Google. То, как украинские предприниматели, экономисты и юристы продвигают желанные для нашей страны проекты и реформы, заслуживает величайшего уважения.
Если раньше государство принимало разные абсурдные решения, а бизнес «с пониманием» обходил их – через суды или иными путями – либо просто не исполнял, то сейчас бизнес в лице различных организаций и объединений своим давлением вынуждает государственную машину наконец-то внедрять необходимые изменения.
Наиболее значимые требования – введения налога на выведенный капитал вместо текущего налога на прибыль. Кроме этого, есть и другие аргументированные и четкие запросы предпринимательской среды, например:
- либерализация кассовой дисциплины и отмена «драконовских» штрафов;
- снижение налогов на фонд оплаты труда (действительное снижение, а не полумеры: НДФЛ до 10%, ЕСВ до 15%);
- отмена пережитков советского времени (трудовых книжек, книг расчета кассовых операций) и переход на электронный документооборот;
- современное трудовое право на основе свободы трудового договора;
- масштабная приватизация;
- создание (открытие) рынка земли сельхозназначения.
Почему либеральная кассовая дисциплина так важна для бизнеса? Каждый бухгалтер, директор и предприниматель знает, что кассовая дисциплина – это «дойная корова» налогового инспектора. Государство до сих пор применяет к бизнесу исключительно «советский» подход: чем больше бумажек и подписей на них – тем лучше. Если нет подписи (хотя бы одной на многотысячных бумагах) – предприятию угрожают огромные штрафы.
Так, существует документ под названием «Книга учета расчетных операций» (КУРО). Это бланки строгой отчетности, которые опломбированы специальным средством контроля против несанкционированной расшнуровки.
При продаже товара или услуги предприниматель должен приклеить в КУРО чек, подтверждающий, что клиент этот товар/услугу оплатил. Также в книге нужно от руки записать проведенную транзакцию. Да, бизнесмен вынужден это делать сейчас, в 2018 году, когда рядом на столе лежит его смартфон.
Представьте себе, как много книг собирается в тех же ресторанах или аптеках. И если сотрудник неправильно подклеил чек, либо чек отпал, потерялся, либо проверяющий его сам вырвал – фирме грозит штраф, в пять раз превышающий сумму самого чека. Если в книге было неверно что-то записано – это тоже приравнивается к ошибке, как будто деньги вовсе не были оприходованы – и штраф вновь пятикратный. Собрались уже десятки книг, но была пропущена подпись на одной странице – снова штраф пятикратный.
Не говоря уже о том, что за это «нарушение» проверяющие имеют право выписывать «виновному лицу» админштрафы до 3400 грн, а при повторном «нарушении» – до 17 000 грн. Сможет ли работник, скажем, аптеки уплатить такие суммы? Понятно, что нет.
Почему в Украине поддерживается такой спрос на клей? Ответ очевиден – это «золотая жила» для фискальной службы. Потому что при помощи всех этих «клеевых действий» можно или выписать штраф и улучшить статистику контроля, или – получить взятку проверяющему.
На фоне оптимистичных заявлений главы Минфина, Национальный банк Украины, в полномочиях которого – регулирование ведения кассовых операций, 24 мая нынешнего года утвердил постановление №54 (опубликовано 31 мая), в котором отдельно расписал обязательное «подклеивание и сохранение фискальных чеков». Таким образом, регулятор еще больше развязывает руки налоговым инспекторам для проверок и начислений пятикратных штрафов.
Более того, НБУ обязал все субъекты хозяйствования разработать и утвердить порядок оприходования наличности в кассе и порядок расчета лимита кассы согласно нормам Положения о ведении кассовых операций. О том, что необходимо обновить или разработать для себя порядки работы с наличностями согласно всем последним изменениям, своим клиентам обязаны сообщать сотрудники банка.
Уместны ли требования бизнеса по либерализации кассовой дисциплины и отмене штрафов? Однозначно, да. Когда украинский бизнес придет к современной кассовой дисциплине и когда «пилот» заработает в полноценном режиме, предсказать сложно: государство любит очень долго запускать все простые и необходимые проекты. Возможно, компромиссным решением пока что мог бы стать отказ от штрафных санкций за «ошибки подклеивания», раз уж бумажный формат отчетности планируется отменить.
А пока же «подклеивание» – это метафора украинских реформ в фискальной сфере, а также усердия и живучести предпринимательства в стране.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.