АТО или спецоперация: когда ждать новую стадию конфликта

АТО или спецоперация: когда ждать новую стадию конфликта

И что значит недавнее назначении командования операции объединенных сил

Цей текст також доступний українською
АТО или спецоперация: когда ждать новую стадию конфликта
Фото: пресс-служба президента Украины

В середине марта президент Петр Порошенко назначил командующего объединенных сил, которым стал генерал-лейтенант Сергей Наев. Президент напомнил, что вскоре формат АТО будет изменен на операцию Объединенных сил, а главная задача нового командующего – укрепить вооруженные силы настолько, чтобы они были не только обороноспособны, но и в состоянии освободить оккупированные территории.

По слухам, кандидатура Наева не была главной на эту должность, и она возникла в последний момент с подачи главы Генштаба Виктора Муженко. Ранее Муженко говорил, что изменение формата позволит более эффективно и в рамках правового поля применять ВСУ.

Операция Объединенных сил уже не раз была анонсирована, но о дате ее начала знают только первые лица государства. В феврале Порошенко сказал, что подготовительные процедуры – выбор кандидатуры командующего и разработка положения об объединении в оперативный штаб – должны быть завершены до 1 апреля.

27 марта Наев, отвечая одному из телеканалов на вопрос о дате начала операции, сообщил, что он не будет «называть сроки широкой общественности, но они не будут длительными». Что поменяет на фронте начало операции Объединенных сил, будет ли отменена АТО, кто такой Наев, и кто сейчас реально командует спецоперацией на Донбассе? Mind рассказал военный эксперт Михаил Жирохов.

АТО или спецоперация: когда ждать новую стадию конфликта
Фото: пресс-служба президента Украины

«Уголовщина АТО». Весной 2014 года проявилась крайняя неготовность наших государственных органов называть своими именами боевые действия на Донбассе. Хоть практически сразу понятно, что мы столкнулись с вооруженной агрессией Российской Федерации, в документах эти события стыдливо стали называть «антитеррористической операцией». Соответственно все, что происходило на Донбассе, попадало под действие Уголовного кодекса Украины.

Именно поэтому по всем фактам гибели военнослужащих, мирных жителей и даже вооруженных боевиков (которые, как ни странно звучит, для закона формально граждане Украины), утрате оружия, разрушению инфраструктуры заводились уголовные дела. Именно поэтому базы розыска МВД пестрят номерами «потерянных» противотанковых ракетных комплексов, автоматических гранатометов и пулеметов.

Именно с этим связаны и многочисленные уголовные дела, в которых фигурируют погибшие «мирные жители»,- якобы преступления, которые совершили добровольцы против совсем не мирных жителей на Донбассе. Или даже разрушенные здания в Славянске, по которым допрашиваются армейские артиллеристы. Один из самых типичных примеров – уголовное дело против луганского журналиста Юрия Гукова, который добровольцем воевал в составе батальона «Айдар». Его больше года содержали в СИЗО, инкриминируя совершение преступления по ч. 3 ст. 187 Уголовного кодекса Украины «Разбой».

И только за то, что при обыске у одного из подозреваемых в коллабрационизме в пгт Троицкое  в июне 2014 года у того пропал ноутбук и мобильный телефон. Человек написал заявление в милицию (хотя фактически на тот момент поселок был в «серой зоне») – Гукова и его товарищей задержали, а ноутбук и телефон вернули владельцу. Через 9 месяцев пострадавший написал заявление о преступлении.

Новая метла. И вот на фоне этого 18 января 2018 года власть решается на крайне радикальный шаг – Верховная Рада Украины принимает «Закон про особливості державної політики із забезпечення державного суверенітету України на тимчасово окупованих територіях в Донецькій та Луганській областях». Закон подписан президентом 20 февраля. При этом впервые в лексикон вводится такое понятие как «оккупационная администрация РФ», Россия четко прописывается оккупантом и многое другое.

Однако, самое главное, руководство антитеррористической операцией на Донбассе переходит от СБУ к специально созданному органу – Объединенному оперативному штабу ВСУ с очень широкими полномочиями не только в военной сфере, но и гражданской, на прифронтовых территориях.

Буквально следом происходит назначение командующего этим штабом  – им становится генерал-лейтенант Сергей Наев. Человек совершенно не публичный, достаточно молодой по генеральским меркам, но, тем не менее, имеющий серьезную военную подготовку: закончил в 1991 году Московское высшее общекомандное военное училище, в 2006-2007 году – Национальную Академию Обороны Украины. Имеет реальный боевой опыт – в конце 2014 года возглавлял командование «Сектора Б» и непосредственно отвечал за оборону донецкого направления. Был сторонником удержания Донецкого аэропорта как плацдарма для разворачивания боевых действий непосредственно в Донецке.

АТО или спецоперация: когда ждать новую стадию конфликта
Генерал-лейтенант ВСУ Сергей Наев
Фото: пресс-служба президента Украины

Что поменялось. Стоит заметить, что фактически (до принятия целого ряда нормативных документов как гражданского, так и военного характера, которые будут регламентировать разные сферы деятельности армейской группировки на Донбассе в новых условиях) о серьезных изменениях роли армии в войне речи не идет. По-прежнему все нити руководства остаются в руках нынешнего командующего десантно-штурмовыми войсками Вооруженных Сил Украины генерал-лейтенанта Михаила Забродского.

Ничего кардинально не меняется и в целом. Мы по-прежнему воюем (хоть и гибридно) против России, российские оккупанты остаются оккупантами, коллаборационисты – коллаборационистами. И вполне очевидно, что наше военно-политическое руководство имеет конкретный план с конкретными датами, и назначение командующего оперативным штабом – просто один из этапов. Об этом не скрывая говорит и сам Наев в своих многочисленных интервью.

Чего ждут на фронте. Кстати, изменения роли армии очень ждут на передовой, и для этого есть целый ряд причин. Так, серьезным образом изменится порядок применения оружия и боевой техники. Закон про АТО фактически связывает руки военным международными принципами применения армии внутри страны. В частности, предусматривается пропорциональность применения вооруженной силы, необходимо выполнять целый ряд формальностей, таких как, например, предупредительная стрельба, реализовать которые в условиях, когда противник вооружен танками и артиллерий, невозможно физически.

Крайне характерен недавний пример с бойцом, который осенью 2014 года во время несения дежурства на одном из блок-постов в районе проведения АТО открыл огонь по гражданской машине. Ее водитель проигнорировал законное требование военного остановиться для проверки документов и попытался сбежать. В результате погиб пассажир, а суд вынес бойцу приговор – 13 лет заключения за умышленное убийство и превышение служебных полномочий.

То есть, как оказалось, военный, который защищает наше мирное существование, совсем не защищен в правовом поле. И это крайне тяжело отразилось на морально-психологическом состоянии группировки, которая находится на Донбассе.

Теперь в новом законе от января 2018 года четко прописано, что военнослужащие могут применять  оружие и боевую технику не только для отражения (или предупреждения) угрозы  нападения, атаки охраняемых объектов, но и для уничтожения оружия, боевой техники, транспортных или технических средств незаконных вооруженных формирований. То есть фактически военнослужащие получили право в определенных случаях действовать по ситуации, по законам военного времени.

Согласно этим документам, в уже упоминавшемся случае действия бойца квалифицировались бы как «предупреждение совершения террористического акта» и не попадали бы под действие гражданского правосудия.

Таким образом, характер войны на Донбассе пока остается прежним. Однако вполне очевидно, что происходят серьезные пертурбации в системе управления самой группировкой ВСУ, что в итоге может привести к кардинальным изменениям всей картины противостояния.

АТО или спецоперация: когда ждать новую стадию конфликта
Фото: пресс-служба президента Украины

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно