STEАM-образование – мировой тренд, пришедший в Украину
Как реагировать на изменения, которые несет с собой прогресс

Экономика и вообще благосостояние людей по всему миру поддерживаются наукой, техникой, инженерией и математикой. Именно эти дисциплины лежат в основе промышленности, производства продуктов питания, здравоохранения и множества другого, без чего мы не можем жить. И все эти сферы нуждаются в специалистах, спрос на которых стабильно растет. Более того, футурологи предсказывают: научно-технический прогресс станет очень быстрым и очень сложным, поэтому потребует для управления все больше квалифицированных кадров. Чему необходимо учить наших детей сегодня, чтобы они стали востребованными специалистами в будущем – Mind спросил Елену Кухаревскую, эксперта в области современного инновационного образования, директора Liko-School и технологического лицея «Лико».
Что такое STEM-образование? Для решения этой задачи и разработана система обучения STEM: Science (наука), Technology (технологии), Engineering (инженерия) и Mathematics (математика), которые изучаются не отдельно, как мы привыкли, а в комплексе. Система возникла по запросу бизнеса, ведь сегодня большая часть рабочей силы не имеет навыков, необходимых в XXI веке, и не в состоянии быстро реагировать на изменения, которые несет с собой прогресс.
По методике STEM в центре внимания – практическое задание или проблема.
Ученики учатся находить решение не в теории, а непосредственно на практике, путем проб и ошибок. STEM-образование помогает формировать у детей критическое мышление, навыки командной работы, видение целостной картины мира и умение применять знания для решения задач из реального мира. В отличие от классического образования, обучаясь по STEM-методике, ребенок получает гораздо больше автономности. На такой процесс обучения меньше влияют отношения, которые сложились между учеником и учителем, что дает возможность объективно оценивать прогресс. За счет этого ребенок учится быть самостоятельным, принимать решения и брать за них ответственность.
STEM – это только для технарей? Совсем нет. В последнее время в этой системе активно развивается и креативное направление, которое включает в себя творческие и художественные дисциплины (Art). Именно отсюда еще одна буква в аббревиатуре – STEAM. И это вполне оправдано, так как будущее, основанное исключительно на науке и технологиях, вряд ли кого-то обрадует.
В последние годы на Западе много говорят о дефиците STEM-работников, который в ближайшие годы еще увеличиваться. В частности, британская Королевская академия инженерных наук сообщает, что британцам придется выпускать более 100 000 студентов по STEM-специальностям до 2020 года, чтобы удовлетворить спрос. Согласно другим исследованиям, в Германии не хватает 210 000 работников в области математики, информатики, естественных и технических дисциплин. Поэтому в развитых странах, таких как Австралия, Великобритания, Израиль, Китай, Корея, Сингапур, США, страны ЕС, существуют государственные программы в области STEM-образования. Например, в США в рамках Стратегического плана по развитию STEАM-образования до 2020 года планируется увеличить до 50% долю учащихся, вовлеченных в STEАM, и подготовить 100 000 новых STEAM-учителей.
Украина также не отстает. На сегодня в нашей стране STEM-образование в школе – в тренде, как и внешкольное. Работает Малая академия наук, проводятся различные олимпиады, конкурсы и мероприятия и тому подобное.
Однако нередко эту аббревиатуру используют для привлечения учеников и учителей. Следует понимать, что STEM – это не увеличение часов или добавление новых предметов, а кроспредметный подход. Это прежде всего алгоритм и базовые принципы работы над проблемой для ее креативного решения. Чтобы учебный процесс отвечал концепции STEAM, необходимо изменить привычную для нас форму преподавания, когда урок построен вокруг учителя, в сторону командной работы самих учащихся.
Можно уверенно говорить, что широкое внедрение STEAM-образования способно ни много ни мало изменить экономику нашей страны, сделать ее более инновационной и конкурентоспособной. А сегодняшним ученикам – помочь стать успешными профессионалами в будущем.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.