Хорошо информированные оптимисты: что хотел сказать МВФ очередным своим прогнозом
И так ли все радужно для Украины

На прошлой неделе Международный валютный фонд обнародовал свой очередной макроэкономический прогноз на ближайшие шесть месяцев, в котором нашлось место и Украине. Аналитики фонда прогнозируют, что рост реального ВВП Украины по итогам 2018 года несколько превзойдет ожидания полугодовой давности и составит 3,5%, что на 0,3% выше по сравнению с предыдущим прогнозом. В 2019 году в МВФ прогнозируют уменьшение роста номинального ВВП нашего государства до 2,7%. Цены в Украине-2018, по мнению аналитиков МВФ, вырастут в среднем на 10,9%, а в 2019-м – на 7,3%, что также лучше по сравнению с предыдущим прогнозом. Уровень безработицы в текущем году, согласно прогнозу, составит 9,4%, а в следующем году этот показатель сократится до 9,2%. Инвестиционный аналитик Иван Угляница специально для Mind объяснил, о чем может свидетельствовать «сдержанный оптимизм» фонда в отношении украинской экономики на фоне в целом неутешительных прогнозов относительно глобальных экономических тенденций.
Пересмотр МВФ оценок развития и глобальных макроэкономических прогнозов – это довольно ординарная вещь, тем более если говорить о столь турбулентных временах для мировой политики, как сейчас. А упомянутые факторы в своем прогнозе указывает и сам фонд как на одни из самых значимых среди тех, которые могут повлиять на развитие глобальной ситуации.
Глобальная конъюнктура. В частности, «правый поворот», который в последние годы все увереннее шагает по планете, и соответствующие экономические, политические, торговые решения, сопровождающие этот процесс, только ухудшают состояние мировой торговли, которая и без того замедлялась, а также усиливают процессы деглобализации, которые тоже активно ускорялись.
Замедлению будет способствовать и изменение политики глобальных центробанков, в частности, Федерального резерва. На возможный пересмотр своей монетарной политики в 2019 году указывал и ЕЦБ. В том же году сменится руководство европейского центробанка, и новым главой может стать один из представителей северных банков/стран, которые в целом выступают за жесткую монетарную политику.
Украинские реалии. На этом фоне неудивительно, что МВФ несколько ухудшил прогноз по развитию Украины на следующий год. Украинская экономика представляет собой чисто ресурсную систему без всякого существенного уровня передела и добавленной стоимости, которая торгует преимущественно сырьевыми ресурсами, то есть выступает на и без того overcrowded-рынках. Сам же рост экономики страны в значительной степени продолжает базироваться на государственных расходах, доля которых постепенно возрастает и уже превышает 21%.
Инфляция. Прогноз инфляции при этом для Украины составляет 7,3% на 2019-й. В этом году она держится на относительно низком уровне (если говорить об официальных цифрах) главным образом потому, что пока не произошло очередное повышение тарифов, которые наиболее влияли и влияют на инфляцию в стране после того, как прошел эффект девальвации. Но с учетом того, что правительство обязуется повышать цены на газ, отопление и остальные товары и услуги, а также на то, что 2019-й – год выборов, когда будут раздаваться обещания, делаться предвыборные выплаты и ремонты, уложиться в эти таргеты будет трудно.
Похоже, что и сам Нацбанк опять не очень верит в свои и МВФ-овские таргеты, поскольку продолжает держать учетную ставку на уровне, гораздо более высоком, чем официальный уровень инфляции, и, судя по риторике центробанка, готов повышать ее и дальше.
Государственные финансы. Между тем на уровне госфинансов ситуация становится критической: государство испытывает острую нехватку финансовых ресурсов для обслуживания долгов – как внешних, так и внутренних. Процентные ставки внутри страны продолжают расти, но все равно ресурса, который привлекает Минфин, недостаточно для покрытия долга. В бюджете ситуация аналогичная – трудности очевидны были еще в июле, когда у государство были значительные проблемы с выплатой пенсий. А сейчас должен начинаться отопительный сезон, а значит – снова появляется «спрос» на субсидии за оплату жилищно-коммунальных услуг, и этот период, опять-таки, будет продолжаться или совпадать с предвыборным периодом, «аттракционами невиданной щедрости» и другим распределением денежных потоков (преимущественно государственного происхождения) с попыткой как-то улучшить свои политические рейтинги.
Экономическая политика власти. В этой ситуации, когда турбулетность на рынках растет или по крайней мере не способствует этим внутренним аттракционам с перераспределением хронически дефицитного бюджета, с анемичным ростом экономики, единственное, на что надеется власть, – это улучшение внешней конъюнктуры, даже несмотря на то, что в пользу такого улучшения пока существует очень мало аргументов.
Однако, основываясь на таких своих надеждах и ментальных конструкциях, как и на мантрах о том, что транш МВФ – это решенный вопрос, власть продолжает действовать так, будто все в порядке, мировые долговые рынки не закрылись, распродажи рисковых активов отсутствуют, торговый баланс в очередной раз не ухудшается, международные резервы не сокращаются. Она действует так, будто ничего вокруг не меняется, и можно продолжать собирать копеечки перед поездом, который власть упорно желает не замечать.
Главное – собрать свои Х% на выборах, занять какое-то кресло, а дальше... après nous le déluge.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.