Айсберги для «черной пятницы»: чем продавцы заманивают клиентов

Айсберги для «черной пятницы»: чем продавцы заманивают клиентов

И всегда ли это у них удачно получается

Этот материал также доступен на украинском
Айсберги для «черной пятницы»: чем продавцы заманивают клиентов
Фото: Depositphotos

Четвертая пятница ноября, которая следует сразу за американским Днем благодарения, пробирается в кошельки и души миллионов покупателей по всему миру. Этот ежегодный праздник потребителя вызывает большой ажиотаж, и с каждым годом украинские ритейлеры все больше вовлекаются в погоню за покупателем и прибылью. «Черная пятница» перекочевала в Украину из Европы, куда, в свою очередь, попала из США. Но в нашей стране она очень отличается от американской. Зося Зосим, креативный директор Royenko Marketing Agency, специально для Mind рассказала, на какие ухищрения идут украинские ритейлеры, и насколько удачными оказываются эти кейсы.

По информации Google Trends, пользователи начинают искать в интернете скидки по словосочетанию «черная пятница» уже в середине октября, что во многом развязывает компаниям руки и позволяет хорошенько продумать свои стратегические шаги в этом направлении. Ведь украинцы не готовы выстаивать стометровые очереди утром и жить в палатках возле магазинов (как это делают в Штатах), чтобы купить товар подешевле. А это значит, что нужно придумать все возможное и невозможное, чтобы человек пришел, увидел и купил.

Многие до сих пор считают, что на войне все средства хороши, поэтому можно действовать как угодно, тем самым рискуя и репутацией, и выручкой (хотя она в этот период все равно остается стабильно высокой).

Увы, не всегда получается отказаться от сомнительных приемов. Так, например, одна из компаний, занимающихся продажей техники и электроники, вызвала бурные и разноплановые обсуждения, использовав в своей рекламной кампании коммуникацию, воспринятую многими пользователями соцсетей как откровенный расизм.

Все началось с публикации этого банера, позже фото в магазинах заметили специалисты в сфере маркетинга и дали более чем разгромный фидбэк, который, если говорить цензурно, выглядел как «Батенька, да вы больны». Как это повлияет на продажи в магазинах сети и повлияет ли, мы вряд ли узнаем, потому что честно об этом никто не скажет. В самой сети не считают эту рекламу дискриминирующей, но наличие прецедента создает негативный фон вокруг бренда, что однозначно не добавляет ему плюсов в репутационную карму.

Подобные ситуации возникают достаточно часто и, как правило, являются следствием отсутствия общей четкой коммуникационной стратегии. Наличие таких всплесков неоднозначного контента говорит о том, что коммуникация ведется хаотично с давлением на «болевые точки», вызывающие впоследствии общественный резонанс. Особенно это заметно в соцсетях, которые в нашей стране иногда работают эффективнее, чем спецслужбы и другие правозащитные организации.

Чтобы избежать подобных моментов, желательно обходить острые углы и придерживаться одной линии поведения, даже если она позволяет подурачиться или похулиганить – не перегибать палку. Сходить с ума по плану – намного безопаснее, да и все тренды говорят в пользу стратегического планирования контента для офлайна и онлайна.

В этом году компании стараются максимально диджитализировать свои акции, чтобы захватить как можно больше внимания целевой аудитории. Так, еще одна из компаний зашла с диаметрально противоположного фланга. Она отговаривает клиентов приходить в магазины, предлагая вместо этого забронировать товар на сайте и забрать его в магазине, чтобы сэкономить время покупателю и не создавать лишнюю суматоху в магазинах.

Чтобы показать, как выглядит «черная пятница» со стороны персонала розницы, в компании выпустили  специальную серию веб-сериала «Миксер» о жизни сотрудников и о том, как они переживают этот день.

Отзывы об этом видео совершенно разные, но нестандартный подход, который в основном вызывает эмпатию у потенциальных покупателей, может сработать и увеличить продажи.

Способствует миграции в онлайн и высокая конкуренция с китайским торговым гигантом AliExpress, который посмотрел на то, что творится на рынке, и сделал свой собственный день «Х», назвав его «Всемирным днем шопинга».

Уже несколько лет 11 ноября сервис завлекает невероятными предложениями. В этот день скидки на некоторые категории товаров могут достигать 90%, но, как было замечено, не без манипуляции с заметным увеличением цены накануне.

Ритейлеры же отвечают отдельным днем распродаж, который уже несколько лет принято называть «киберпонедельником». Несложно догадаться, что следует он сразу за «черной пятницей». В Украине «киберпонедельник» еще не сильно распространен, но это дело времени.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате