Кто первый встал – того и тапки, или Как пиариться на обыске
Типичные ошибки в публичной плоскости, которые приводят к потере преимущества

«Не запостил – значит, ничего не было и никто не узнает», – так, наверное, думают собственники бизнеса, когда комментируют обыск правоохранителей на своих страницах в Facebook. Нужно ли сообщать всему миру, что в компанию пришли «гости»? И что говорить, чтобы ее услышали? Денис Овчаров, партнер, руководитель практики защиты бизнеса Lavrynovych & Partners Law Firm описал для Mind, как выстроить адекватную и эффективную коммуникацию.
«Кто первый встал – того и тапки». Если 2–3 года назад про очередной «успех» в борьбе с бизнесом сообщали пресс-службы правоохранительных ведомств, то в последнее время этой функцией занимаются фейсбучные прокуроры, советники и министры. Еще не успели подписать протокол обыска, а фотографии с места событий – уже у них в Facebook-профиле.
В пиаре действует принцип: кто первый заявит о происходящем и донесет свое мнение до публики – тот и управляет ситуацией в публичной плоскости. Всегда помните: в случае обыска одна сторона доказывает, что действовала законно и обоснованно, а другая – что пришли беспредельщики.
Как сообщить общественности об обыске? Для начала ответьте себе на ключевой вопрос: «С какой целью вы выносите «сор из избы»? Новость или сообщение об обыске поможет решить одну или несколько задач:
1. Привлечь внимание прессы и обеспечить поддержку общественности. Считаете, что «заход» к вам безоснователен, и хотите как можно больше публикаций в СМИ и на ТВ, или в дальнейшем планируете митинги, акции протеста, и чтобы побольше неравнодушных пришло в суд.
2. Успокоить сотрудников, клиентов и контрагентов. Бытует мнение, что компания, пережившая обыск, токсична для окружения. И если вчера пришли к тебе, то сегодня могут прийти ко мне. Клиенты, сотрудники и контрагенты должны оставаться союзниками для вас, видеть и понимать вашу позицию.
3. Заявить о своей правоте и перевести стрелки на виновную сторону – хороший ход для оправдания в глазах окружающих. Когда для этого есть аргументы и факты.
4. Привлечь внимание и получить помощь адвокатов, международных организаций и т. п. Призыв к действию в публичной плоскости может дать эффект, если вы реально оцениваете свои возможности и уровень интереса этих субъектов к вашей компании и проблеме.
5. Любая другая конкретизированная цель. Если для вас новость – это старт антикризисной пиар-кампании, то будьте готовы вступать в диалог и отвечать на неудобные вопросы. А если не готовы – не стоит и начинать.
Как выстраивать коммуникацию? После того как вы определили цели – помните о них всегда. Прямой акцент на цели должен быть как минимум в начале и конце вашего сообщения. В зависимости от того, для кого новость, нужно правильно подобрать слова, которые зацепят вашу аудиторию.
Структура сообщения об обыске:
1. Привлечение внимания и ключевой месседж, исходя из целей.
2. Ключевые факты истории: кого обыскали, кто и когда пришел, что искали и нашли, какой и кем был нанесен ущерб.
3. Правовая оценка ситуации: юридическая аргументация происходящего и нарушений, которые были допущены, кто в них виноват.
4. Чувства и эмоции: какой ваш социальный капитал, почему на обыск должны обратить внимание, чем это грозит рынку, нише и т. д.
5. Предложения и план действий: каким вы видите конструктивный выход из сложившейся ситуации, ваши ближайшие действия, которые усиливают позицию.
6. Ключевой месседж и призывы: поделиться, прийти, поддержать и т. д., в зависимости от цели.
Типичные ошибки. Они приводят к потере преимущества в публичной плоскости:
- Медленная скорость реакции.
- Отсутствие конкретики.
- Отсутствие контента (фото, видео с места событий, копии определения суда об обыске).
- Правовые ошибки как в оценке нарушений, так и ситуации.
- Призывы к президенту, премьер-министру, богу о помощи и ожидание ответа.
Сообщение об обыске – важная часть пиар-стратегии по защите компании во время уголовного преследования. Чем меньше вы сделаете ошибок в ней, тем эффективнее и бюджетнее будет общая защита.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.