Заболело в мире
62,295,586
Умерло в мире
1,453,128
Вылечилось в мире
39,854,760
Заболело в Украине
722,679
Умерло в Украине
12,213
Вылечилось в Украине
339,378
Карантин строгого режима: что светит за нарушение условий работы и передвижения

Карантин строгого режима: что светит за нарушение условий работы и передвижения

Как может работать такая система на практике

Этот материал также доступен на украинском
Карантин строгого режима: что светит за нарушение условий работы и передвижения

С сегодняшнего дня, с 17 марта, власти Киева закрывают заведения торговли за исключением продуктовых и хозяйственных магазинов, аптек и АЗС. Так столица продолжает борется с возможным распространением коронавируса.

Кроме того, накануне президент Володиимр Зеленский призвал правительство запретить междугороднее и межобластное транспортное сообщение, а также закрыть метрополитен с 12 часов 18 марта.

Об ответственности за нарушение режима карантина, а также о том, возможно ли контролировать всех и как это осуществит, на практике, рассказал Mind управляющий партнер Адвокатского объединения «Овчаров и Партнеры» Денис Овчаров.

Прежде всего следует помнить, что за нарушение режима карантина как граждане, так и должностные лица могут нести ответственность:

  • гражданско-правовую,
  • дисциплинарную,
  • административную,
  • уголовную.

Сейчас наиболее актуальным для общественности является понимание оснований и порядка привлечения именно к административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность

Статья 42 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает привлечение к административной ответственности в виде штрафа за нарушение санитарных правил и норм (СанПиН).

Его размер зависит от лица, которое привлекают к ответственности:

  • для граждан предусмотрен штраф от 17 до 204 грн,
  • для должностных лиц – от 102 до 425 грн.

На что стоит обратить внимание:

  1. Орган, который имеет право привлекать к ответственности
В соответствии со ст. 236 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением санитарных норм, уполномочены органы государственной санитарно-эпидемиологической службы.
В частности, рассматривать дела о таких правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право:
  • главный государственный санитарный врач Украины и его заместители, главные государственные санитарные врачи Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, главные государственные санитарные врачи водного, железнодорожного, воздушного транспорта, водных бассейнов, железных дорог и их заместители, главные государственные санитарные врачи районов, городов, районов в городах, линейных подразделений и объектов водного, железнодорожного, воздушного транспорта, Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты государственной границы, Службы безопасности Украины, соединений, частей и подразделений и их заместители,
  • врачи-гигиенисты, врачи-эпидемиологи органов государственной санитарно-эпидемиологической службы.

А теперь самое интересное. Госсанэпидслужба, которая имеет право привлекать к ответственности, была ликвидирована в марте 2017 года. Тогда Правительство решило, что дальнейшее функционирование службы нецелесообразно, поскольку выполнение ее функций обеспечивают МОЗ, Гоструда и Госпродспоживслужба.

Поскольку в КоАП не были внесены соответствующие изменения, привлечение лица к административной ответственности за нарушение санитарных норм представляется иллюзорным.

После того как мировое сообщество перешло к беспрецедентным мерам защиты населения, Украина решила отреагировать восстановлением деятельности Санитарно-эпидемиологических станций (СЭС). Очевидно, что Минздрав, Гоструда и Госпродпотребслужба все же не могут обеспечить надлежащее исполнение всего спектра функциональных обязанностей ликвидированной службы.

Первым шагом стало назначение главного государственного санитарного врача Украины, которым стал Виктор Ляшко, врач по образованию. В дальнейшем речь идет о восстановлении всей службы, а это значит, что ст. 42 КоАП понемногу начнет оживать.

Что интересно, назначение Ляшко на должность без восстановления самого органа, является нарушением норм Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения».

В соответствии со ст. 32 этого закона Госсанэпидслужбу (которая ликвидирована) возглавляет руководитель центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, который по должности является главным государственным санитарным врачом Украины 

  1. Стаття 42 КоАП является бланкетной нормой, то есть отсылает к профильному законодательству

Нарушение санитарных норм является очень широким понятием, которое включает в себя целый ряд законодательных норм, государственных санитарных правил, в том числе и ограничения, устанавливаемые во время режима карантина.

Исходя из указанного, можно ожидать привлечения к ответственности за прямое невыполнение требований постановления КМУ от 11 марта 2020 года № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19»:

  • невыполнение требований о приостановлении образовательного процесса;
  • проведение массовых мероприятий, в которых принимает участие более 200 человек (для Киева – более 60 человек).

Кроме того, могут быть расценены как нарушение санитарных правил неповиновение медикам или пограничникам, работающим на контрольно-пропускных пунктах, отказ от медицинского освидетельствования.

Уголовная ответственность

Законодательство Украины предусматривает уголовную ответственность за нарушение СанПиН о предотвращении инфекционных заболеваний и массовых отравлений.

Нарушение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний,

  • наказывается штрафом до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (н.м.д.г) или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет.

Те же действия, если они привели к гибели людей или иным тяжким последствиям, -

  • наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

Такая ответственность предусмотрена ст. 325 Уголовного кодекса Украины (УК).Если рассматривать возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, нарушающих санитарные правила и нормы о предотвращении такого инфекционного заболевания, как коронавирусная инфекция COVID-19, для анализа следует учитывать следующее.

Правила и нормы о предотвращении инфекционных заболеваний и отравления и борьбе с ними содержат ряд законов, постановлений Кабинета Министров Украины, приказов и инструкций Минздрава Украины, а также международные соглашения.

Речь идет о государственных санитарные нормах и правилах, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правилах и нормах, санитарно-эпидемиологических правилах и нормах, противоэпидемических правилах и нормах, гигиенических и противоэпидемических правилах и нормах, государственных санитарно-эпидемиологических нормативах, санитарных регламентах – обязательных для исполнения нормативно-правовых актах центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, устанавливающих медицинские требования безопасности к среде жизнедеятельности и отдельным его факторам.

Нарушением требований, установленных соответствующими правилами, нормами, нормативами и регламентами, могут быть:

  • неотстранение от работы или иной деятельности лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, а также игнорирование карантинных мероприятий;
  • несоблюдение особых условий и режимов труда, учебы, передвижения по территории Украины;
  • нарушение установленных временных ограничений, касающихся транспортного сообщения с другими странами, въезда в Украину иностранцев и лиц без гражданства, ввоз в Украину пищевых продуктов, продовольственного сырья, животных, других грузов, товаров и предметов, которые могут быть факторами передачи инфекции, и т. д.

Инфекционными болезнями по закону «О защите населения от инфекционных болезней», считают расстройства здоровья людей, вызываемые живыми возбудителями (вирусами, бактериями, риккетсиями, простейшими, грибками, гельминтами, клещами, другими патогенными паразитами), продуктами их жизнедеятельности (токсинами) , патогенными белками (прионами), которые передаются от зараженных лиц здоровым и склонны к массовому распространению.

Статья УК предусматривает наличие двух признаков, нарушение которых может быть основанием для привлечения к ответственности, – установлены правила и последствия их нарушения.

  • Предметом данного преступления являются факторы передачи возбудителей инфекционных болезней, объекты среды жизнедеятельности человека, которыми могут быть – воздух, пищевые продукты, предметы быта и т. д.
  • Нарушение правил, установленных с целью предотвращения эпидемических и других заболеваний и борьбы с ними, если эти действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний, является объективной стороной этого преступления.
  • Среди прочих, деяния, за которые предусмотрена ответственность по ст. 325 УК Украины, могут быть в форме непринятия карантинных мероприятий и обсервации находившихся в контакте с больными, незакрытие ввоза и вывоза пассажиров в отдельную местность, неподчинение распоряжению о госпитализации и т. д.

Преступление будет считаться оконченным с момента наступления последствий – распространения эпидемических и других заболеваний или создания угрозы причинения таких последствий.

Важным в этой ситуации является то, что считать распространением эпидемического заболевания можно увеличение количества случаев заболевания на одну и ту же инфекционную болезнь.

Субъект данного преступления – специальный. Это лица, в служебные и профессиональные обязанности которых входит выполнение предусмотренных законодательством норм и правил, установленных в целях предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и борьбы с ними.

К таким лицам относятся работники санитарно-эпидемиологической службы, других органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностные лица предприятий, учреждений и организаций, физические лица – предприниматели и т. д.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности в нарушении соответствующих правил, и неосторожности распространения заболеваний и умыслом в угрозе их распространения.

Умышленное распространение эпидемии с целью ослабления государства (диверсия) квалифицируется по ст. 113 УК.

Гибель людей либо иные тяжкие последствия создают квалифицированные виды этого преступления. Под гибелью людей следует понимать смерть хотя бы одного человека.

К иным тяжким последствиям могут быть отнесены: крупный экологический или материальный ущерб, возникновение массовых беспорядков и тому подобное.

О следственных действиях в условиях карантина

После введения карантина по всей Украине возникает вопрос, может ли лицо не явиться на следственное действие, аргументируя это тем, что сейчас в стране эпидемия и оно не хочет подвергать свою жизнь и здоровье опасности?

В соответствии со ст. 135 Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК) лицо вызывают к следователю, прокурору путем вручения повестки о вызове, направления ее по почте, электронной почте или факсу, осуществления вызова по телефону или телеграммой.

Согласно же ст. 138 УПК Украины уважительной причиной неявки лица на вызов являются обстоятельства непреодолимой силы, к которым как раз и относятся эпидемия и тяжелая болезнь либо пребывание в учреждении здравоохранения в связи с лечением.

То есть после получения повестки о вызове на следственное действие необходимо сообщить следователю, что вы не можете явиться в связи эпидемией в стране или сообщить, что вы находитесь в учреждении здравоохранения на карантине.

О несовершенстве ограничений количества лиц во время проведения массовых мероприятий

Как уже сообщалось, Кабинет Министров Украины 11 марта принял постановление, которым запретил проведение всех массовых мероприятий, в которых участвуют более 200 человек. Киевская городская государственная администрация также ввела ограничения на проведение массовых мероприятий, в которых участвуют более чем 60 человек.

И теперь возникает проблема: фиксация количества лиц во время массовых мероприятий никоим образом не регламентирована. Также не указано, каким образом предусмотрено фиксировать количество человек. Считать по одному или ссылаться на количество присутствующих, которые, например, указаны в регистрационном списке?

Но даже регистрационные списки во время мероприятия точно не указывают правильное количество присутствующих. Поэтому возникают вопросы, как фиксировать присутствующих лиц и как проверить их истинное количество.

Также целесообразно создать определенные нормы в законодательстве, которые определяли бы критерии того, что является массовым мероприятием, а что нет.

Возможно ли привлечь к ответственности на практике

Можем сказать, что в Украине действительно предусмотрена ответственность за нарушение санитарных правил и норм. Но отсутствие правового механизма делает невозможным привлечение большинства лиц к административной, а тем более к уголовной ответственности.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате