А поговорить: как сохранить навыки живого общения в виртуальную эпоху
«10 заповедей» эффективной ознакомительной коммуникации

Современный человек все больше и больше перестраивается на онлайн-коммуникации и все меньше общается лично. Доходит до того, что популярностью пользуются стартапы, например, для любителей и ценителей вина, где эти самые любители пьют вино… по скайпу. Такие новости, появляющиеся в медийном пространстве чуть ли не ежедневно, можно считать столь же обескураживающими, сколь и отвечающими «духу времени». При этом чудеса прогресса – не повод отказывать себе в удовольствии выстраивать и поддерживать живое человеческое общение, уверена Виктория Есауленко, маркетинг-директор Юридической фирмы «Астерс». Специально для Mind она рассказывает, как наладить и сохранить личную коммуникацию в нашем чересчур виртуализированном мире.
Не интервьюируйте. Мы слишком часто слышим от гуру коммуникаций советы, что общаться с новым знакомым надо, задавая как можно больше вопросов. Однако в безоговорочной пользе от таких рекомендаций можно усомниться по нескольким причинам. Во-первых, умение задавать правильные вопросы и вести с их помощью собеседника в нужном вам направлении – это целое искусство, которое далеко не каждый способен сходу постичь. А во-вторых, не кажется ли вам, что режим «вопрос – ответ» очень быстро сведет общение к формату интервью? Но интервью – это обычно весьма одностороннее общение, и именно эта односторонность гарантирует, что искреннего контакта между людьми не будет.
Не задавайте закрытых вопросов. Но давайте все же об искусстве. С помощью искусства вопросов можно «зарыться» в любого человека очень глубоко, а рекомендаций и советов хватит на целую книгу. Но сейчас давайте вспомним главное правило: если вы хотите установить с кем-то тесный контакт – как можно чаще пользуйтесь открытыми вопросами, а закрытых по возможности избегайте.
Обратимся к конкретному примеру (как говорится, почувствуйте разницу):
– Мы встретимся еще раз?
vs
– Где вы предпочитаете встретиться в следующий раз – у нас в офисе или, может, пообедаем в ресторане «Тамбурин», там отличная индийская кухня.
О себе – только полезное. Вопросы – отличный инструмент налаживания отношений, если они используются параллельно с историями о себе. Например, если вы написали книгу и на одном из тематических мероприятий хотите предложить аудитории ее приобрести, то можно это сделать очень по-разному. С диаметрально противоположным результатом. Представьте, что будет, если вы просто спросите какого-то участника: «Не хотите ли приобрести мою книгу?». А он в ответ: «Нет». И что? И все! А если беседу выстроить по-другому: «Представляете, Ванесса Паради после того как разбежалась с Бредом Питом, решила наладить свою жизнь и купила мою книгу «Желаю счастья в личной жизни». И вот недавно вышла замуж!»
Детали – только перспективные. Вы снабдили собеседника множеством интересной информации о себе: что у вас есть книга; что вы знакомы с Ванессой Паради; и вы вместе (с книгой) можете быть очень полезны людям. Это позволит продолжить беседу на самые разнообразные темы: какие достижения есть у собеседника, общие или другие просто интересные знакомые, гендерные вопросы и проблемы в стране и в мире, интересные или неинтересные события и так далее.
Плюс, самое важное – такая подводка намного быстрее приведет к тому, что собеседник захочет сделать покупку, чем если задать ему прямой неожиданный вопрос-предложение.
Узнавая – хвалите. Положительные предположения отлично работают для того, чтобы расположить к себе другого человека и завоевать его доверие. Этим инструментом налаживания отношений мы часто пользуемся неосознанно и ситуативно. А можно использовать его осознанно для пользы дела и процветания: «Вы производите впечатление профессионала высочайшего уровня. У вас, наверное, отбоя нет от клиентов». Вы сделали человеку отличный комплимент, а это тоже то еще искусство; плюс вы также открыли огромные ворота в продолжение беседы и много путей для ее развития:
а) вы ошиблись и человек вас поправит, давая возможность побыть психотерапевтом.
б) вы ошиблись или правы, но человек спросит вас, почему у вас сложилось такое впечатление. Это даст вам возможность рассказать ему еще о своем высоком мнении о нем, уверив в собственном почтении. Это обычно очень располагает людей друг другу, позволяя завязывать длительные отношения.
в) вы правы, человек согласился и готов делиться с вами своей экспертизой.
Пользуясь инструментом позитивных предположений, вы сможете завязать приятную по результатам для вас беседу на самые разнообразные темы, углубить ваши знания о собеседнике и поделиться информацией о себе.
Не «зависайте». При этом и в деловом, и в персональном общении, как и в любом другом деле, важна эффективность. Поэтому из него лучше убирать все лишнее – ненужные эпитеты, слова-паразиты, звуки-размазню – ээээ, аааа. Особенно это касается деловых встреч и переговоров. Время – самый ценный и, самое страшное, невосполнимый ресурс, поэтому не тратьте его на чепуху:
– Что вы делали на выходные?
– Ну, у нас вообще не было никаких планов, и мы долго валялись в постели, я играла с кошкой. Ты знаешь, наша кошка, наверное, уже совсем взрослая стала и практически не игривая. Сергей читал что-то в инете. И так, наверное, около часа. Потом мы завтракали, потом… – собеседница нечто подобное говорит еще долго, а в конце выдает: – Кстати, мы ходили на новый фильм, «Капитан Марвел», ничего так, но все, извини, надо бежать». А вам как раз о фильме-то и хотелось узнать, чтобы определиться – стоит на него идти или нет.
Не «отмораживайтесь». Очень полезный навык – находить в собеседнике что-то особо интересное вам и развивать ваше общение с личной вовлеченностью. Это полезно для того, чтобы беседа не повисала в пустоте с неловким молчанием, которое тягостно для всех, плохо переносится и после нескольких раз полностью убивает желание продолжать встречаться с тем собеседником, с которым это случилось.
В общении двух женщин это происходит крайне редко, если они хотя бы чуть-чуть симпатизируют друг другу. У женщины с мужчиной – тоже. А вот мужчине с мужчиной, особенно, если один из них – клиент и общение необходимо сделать полезным и интересным – для него и перспективным – для будущего контракта, навык избегания неловких пауз всегда пригодится.
Развить его поможет практика – для начала потренируйтесь на кошках близком человеке. Вот тут как раз будут полезны вопросы, чтобы определить, какие темы близки и понятны собеседнику. Если тема близка и вам – значит, будет что обсудить. Если тема от вас далека, то вам придется поверить в то, что она вам чрезвычайно любопытна. И выяснить как можно больше.
Небольшая подсказка. Женщинам больше всего интересны персональные темы – личная жизнь, семья, друзья, дом, хобби. Мужчинам – их достижения и увлечения.
Болевые точки – табу. Тут вполне уместно вспомнить старое, но не изжившее себя правило ознакомительной коммуникации: не затрагивать темы политики, религии, сексуальной ориентации, здоровья и доходов.
Дарите эмоции. Ученые, и не только британские, многократно доказали: лучше всего запоминается то, что вызвало эмоции. Чем глубже эмоция – тем лучше запоминаемость. Естественно, позитивная эмоция увеличивает желание продолжать общение. Самые эффективные инструменты по вызову позитивных эмоций – это комплимент и юмор.
О комплиментах нужно помнить главное правило: комплимент от лести отличает вера в то, что вы говорите. С юмором тоже несложно – если вы знаете много изящных анекдотов и умеете их рассказывать, это может сослужить хорошую службу для дополнительного окраса той или иной ситуации. Но опять же: если общение только зарождается, и вы еще недостаточно хорошо знаете своего визави, то никаких шуток о политике, религии и сексуальной ориентации.
Не ленитесь. Ну и в завершение – самый главный совет: не ленитесь. Не идите по пути наименьшего сопротивления, предпочитая торопливую онлайн-переписку настоящему живому общению и, конечно же, живым человеческим объятиям. Если они вовремя и уместны. Разговор лицом к лицу в реале – совсем не такой анахронизм, как его могут попытаться представить любители вина по скайпу.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.