«аболело в мире
20,138,860
”мерло в мире
737,520
¬ылечилось в мире
12,385,787
«аболело в ”краине
83,115
”мерло в ”краине
1,951
¬ылечилось в ”краине
44,934
Ћомать и строить: почему √ј—» не может остановить строительный хаос в  иеве

Ћомать и строить: почему √ј—» не может остановить строительный хаос в  иеве

» как с этим боротьс€

Ётот материал также доступен на украинском
Ћомать и строить: почему √ј—» не может остановить строительный хаос в  иеве
‘ото: ”Ќ≤јЌ

Ѕольшинство проектов жилых комплексов в столице возвод€тс€ с нарушени€ми действующего законодательства. 

‘ункции контрол€ (исходных данных, проектных решений, экспертизы), выдача разрешений и надзор за выполнением строительных работ, технических условий лежит на √осударственной архитектурно-строительной инспекции (√ј—»). ѕочему же в столице такой хаос? ƒело не только в коррупции (и ее части – бездействии). ” ведомства постепенно намеренно отобрали реальные возможности дл€ надзора и наказани€ нарушителей. Ёто и создало текущую ситуацию. ѕочему так происходит и как можно исправить ситуацию, специально дл€ Mind рассказал —ергей ќвчинников, независимый эксперт, директор компании  Stokman.

¬ чем суть нарушений?

¬ √ермании, јвстрии, Ѕельгии строительна€ полици€ – очень серьезна€ институци€, котора€ напр€мую контролирует ведение строительных работ, материалы, качество, соблюдение техники безопасности. ќна способна остановить строительство любого объекта на основании вынесенного решени€.

ј в ”краине – только через суд. –ешение судов оспариваетс€ в других судах и т. д. “ака€ практика позвол€ет возводить объекты с нарушени€ми. ћы знаем не об одном случае, когда с разрешением на 4–6 этажей строились объекты в 8–14 этажей и вводились в эксплуатацию, например, решени€ми судов.

ќбъекты незаконного строительства подлежат сносу. ≈сли не представл€етс€ возможным снести их за счет застройщика, то это необходимо выполн€ть за счет бюджета. ј в отношении застройщика, его акционеров и должностных лиц должны быть прин€ты соответствующие хоз€йственные и уголовные действи€.

“аким образом, застройщики в худшем случае отделываютс€ штрафами. ј в столице продолжают возводить дома с нарушени€ми. Ќекачественно выполненные работы, материалы и инженерные решени€ ведут к тому, что будущим жител€м и ќ—ЅЅ достаютс€ объекты с быстро возникающими проблемами эксплуатации, а «догнать», часто уже ликвидированного застройщика, не представл€етс€ возможным. ƒл€ этого нужно примен€ть целый комплекс меропри€тий.

 акой есть выход?

јктуальный вопрос решени€ коррупции в √ј—» необходимо ув€зать напр€мую с ответственностью как застройщиков, так и подр€дчиков на рынке. ќтветственность должны нести не только директор и акционеры застройщика, но и архитектор и конструктор проекта, которые его разработали, хот€ исходными данными это было запрещено, или допустили использование некачественных материалов, изменение решений проекта, в виде лишени€ лицензий и сертификатов на срок не менее п€ти лет.

“акже лишитьс€ сертификата должны и инженеры технического надзора, которые контролировали и принимали такой объект строительства. 20–30 случаев лишени€ лицензий и сертификатов с озвучиванием ‘»ќ наказанных, должно оздоровить отрасль – уже никто не будет нарушать исходные данные или принимать невыполненные или некачественные работы.

—амоорганизовывающиес€ организации, например —оюз архитекторов и  онфедераци€ строителей, должны также следить за ситуацией.

ќтдельна€ проблема – частое отсутствие архивов как проектной, так и исполнительной документации, которые должны передаватьс€ от застройщика эксплуатирующей организации или ќ—ЅЅ.

“акже достаточно серьезный вопрос, который необходимо передать в ведение √ј—», – это соблюдение техники безопасности на строительных площадках. “екуща€ ситуаци€ –  по€вление инспекторов на площадках только при несчастных случа€х – не выдерживает критики.

¬ведение электронных кабинетов и сквозных баз данных, а также внедрение новых подходов в организации и работе √ј—» должны в ближайшем будущем победить коррупцию. ¬ведение публичного классификатора рисков застройщика и проектов, доработка и прин€тие проекта закона є7084 должны увеличить прозрачность рынка дл€ всех участников и покупателей.

 акова роль √ј—»?

√ј—» безусловно должна развивать сервисную и консультационные функции дл€ участников рынка, иностранных и отечественных инвесторов.

Ќо функции √ј—» – также контроль и надзор, поэтому в ее руках должны быть механизмы дл€ эффективной работы, контрол€ нарушений и реакции на них. ѕри незаконном строительстве реакци€ должна быть достаточно жесткой и быстрой.

Ќеобходимо вернуть уважение к работе как инспекторов, так и инженеров технического надзора, с прин€тием их ответственности за совершаемые действи€.

ќтдельный большой вопрос – это роль √ј—» в развитии проектов, осуществл€емых за счет государственного бюджета, а именно средств налогоплательщиков. ћы об этом часто забываем, касаемс€ только коммерческой сферы, а это только часть работы инспекции.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате