Защита бизнеса: как различать «свое» и «чужое»

Защита бизнеса: как различать «свое» и «чужое»

Почему необходимо отстаивать свои авторские права и что дает своевременное получение патента

Этот материал также доступен на украинском
Защита бизнеса: как различать «свое» и «чужое»

В современном творческом мире заметны две противоположные тенденции: с одной стороны, все более популярными становятся книги в духе «Умоляй, кради и заимствуй», а с другой – информпространство все чаще сотрясают громкие скандалы, связанные с изобличением в плагиате. Даже с учетом того, что «все идеи витают в воздухе» и «все уже кто-то когда-то придумал», защитой авторского права не стоит пренебрегать, отмечают эксперты.

Патентный поверенный, CEO компании IPStyle Мария Ортинская рассказала Mind, какие ошибки чаще всего допускает бизнес и к чему они могут привести.

У людей есть одна особенность – они не учатся на чужих ошибках, и это вот уже который год является предметом исследования и экспериментов психологов и нейрофизиологов. Компании – не исключение, ведь ими управляют тоже люди. 

Поэтому предлагаю ознакомиться с основанным на юридической IP-практикой рейтинга «граблей», на которые чаще всего наступают украинские предприниматели. 

Деловое партнерство

Многие бизнесы создаются в партнерстве, а эйфория от самой идеи создания бизнеса поначалу затмевает прагматизм. Мало кто хочет думать о рисках и том, как делить прибыль, убытки, и что будет, если кто-то перегорит, поменяет свои приоритеты или решит уйти. Ведь мир свидетель тому, как рушились большие и успешные партнерства. Увы, часто «разводы» сопровождаются попытками одного из партнеров блокировать деятельность всего бизнеса, а при «накале страстей» договориться очень тяжело.

Какие встречаются сценарии распределения нематериальных активов – торговых марок, запатентованных технологий, авторских прав на музыкальные произведения и прочих объектов интеллектуальной собственности?

Например, торговая марка регистрируется, а изобретения и промышленные образцы патентуются на одного из партнеров. Соответственно, у него и права на них. Или же марка и патенты оформляются на обоих партнеров, но договор между ними не подписан. В таком случае каждый имеет право использовать их, но без согласия партнера не может передавать права на них кому-либо еще. Впрочем, это не гарантия того, что до судебных тяжб дело не дойдет.

Конечно, если грамотно подойти к оформлению бизнеса, прописав четко в договоре между партнерами фирмы условия партнерства, инвестиции и обязательства, коэффициенты распределения прибыли, активы и прочее, шансы выиграть в одну из самых сложных и многоуровневых игр своей жизни возрастают. Договор должен максимально учитывать все аспекты – вплоть до использования доменных имен, аккаунтов в соцсетях и ситуации по продаже части своих прав.

Служебные изобретения и произведения

Интеллектуальную собственность сама по себе компания не создает. Ее создают авторы, изобретатели.

В чем часто заключается ошибка работодателя? Он думает, что принятие на работу дизайнера или программиста, его трудоустройство и своевременная выплата зарплаты означают передачу имущественных прав. Гражданский кодекс говорит обратное, а юридическая практика «пестрит» исками и судебными спорами.

Соответственно, компании следует предусмотреть в договорах, что разработка, например, программного продукта входит в трудовые обязанности, а все имущественные авторские права на разработку принадлежат работодателю. И вообще… должностная инструкция, трудовой договор с положением об IP-правах и документы о передаче авторских прав в digital-эпоху – must have для любого бизнеса.

Кстати, внутренние системы постановки задач и учета времени по проектам могут послужить доказательством, что сотрудник создавал те или иные на работе – в рамках трудовых обязанностей.

Промедление с регистрацией ТМ и патентованием

Когда начинаешь бизнес, то подача заявок на регистрацию торговой марки или составление патентных формул – далеко не первая и даже не вторая задача. А зря! Ведь «подходящий момент» для вас может и не наступить, чего не скажешь о соседнем магазине с «вашим» названием на яркой вывеске или ворвавшемся на рынок гибком дисплее, идею создания которого вы так долго вынашивали и прорабатывали. Более того, внезапно можно получить иск о нарушении патентного законодательства и похоронить мечты о «большой игре». Это особенно актуально на фоне стремительного развития инноваций и новых технологий. В любой отрасли.

Вывод для бизнеса. Своевременная подача заявок и в тех странах, где компания намеревается вести свою деятельность – это минимизация рисков. Не упускайте ни малейшей потенциальной возможности его развития.

Не навредить другому

Компания готовится выйти рынок и занять ан нем свое место, прорабатывает стратегию, изучает платежеспособность аудитории и конкуренцию, формирует уникальное торговое предложение… но забывает проверить, не нарушает ли чьи-либо права при выводе продукта без «интеллектуальной» проверки. Такая проверка покажет, например, полную «картину» по поданным или уже зарегистрированным маркам. Это же касается патентов.

Безусловно, не стоит пренебрегать «предварительным поиском» перед регистрацией ТМ или патентованием. Ведь если такое имя уже используется для схожих товаров или услуг, лучше сделать ребрендинг, чем вкладывать ресурсы на продвижение, а потом еще и на адвоката. А если выявлено схожее изобретение, то лучше проанализировать риски патентного спора и «семь раз отмерять», прежде чем выводить продукт на рынок.

(Не)защита своих прав

Зачем мы регистрируем ТМ, патентуем изобретения, подписываем договоры с дизайнерами о передаче имущественных авторских прав? Чтобы защитить себя, от копирований и других нарушений. Но когда нарушают наши права, иногда зарождаются сомнения: А если проиграем иск? А если система неэффективна? Может, дешевле не ввязываться? А если нам «припишут» конфликтность и пострадает репутация? При этом компании, особенно малый и средний бизнес, почти всегда забывают, что бездействие в отношении одного нарушителя, порождает последующие нарушения и, например, несанкционированные копии брендов растут как грибы.

Молчаливое согласие – не вариант. Вряд ли большие и известные бренды стали бы такими, если бы с самого начала активно не защищали свои права. 

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате