Вечный «двигатель»: как ОВГЗ укрепляют курс гривни на радость Нацбанку
О чем молчат НБУ с Кабмином и как ответит на это экономика Украины

Кабинет министров и Национальный банк Украины (НБУ) ввели традицию регулярных встреч. Желаемый итог подобных мероприятий – усилить координацию монетарной и экономической политик в пределах Меморандума о взаимодействии с целью достижения устойчивого экономического роста и ценовой стабильности.
Как сообщают в НБУ, такое общение «под кофе» имеет исключительно координационный характер и является площадкой для диалога, а не для принятия решений.
Так, 16 декабря состоялась первая встреча в заявленном формате, во время которой речь шла в основном об укреплении курса гривны, а также его влиянии на инфляцию и экономический рост. В частности, глава НБУ отчитался о достижениях инфляционных "маяков" по итогам года благодаря укреплению национальной валюты.
С учетом курсовых реалий участники встречи договорились, что Украине важно развивать экспорт товаров с большей добавленной стоимостью.
Действительно ли укрепление курса нацвалюты, при условии воздействия других важных факторов, способно положительно повлиять на развитие экономики, и о чем «забыл» упомянуть НБУ, рассказал Mind экономист Даниил Монин.
По результатам этой встречи Национальный банк опубликовал восторженный отзыв.
НБУ рассказал, что благодаря ревальвации был достигнут целевой диапазон 5% +/- 1 п. п. инфляции. Так, по мнению регулятора, Украина выиграла в части расходов на валютных заимствованиях и обслуживании валютного долга, а также на госзакупках импортируемых товаров, в частности, медикаментов.
И вообще все хорошо – пора, мол, создавать продукцию с повышенной добавленной стоимостью.
Так ли все радужно на самом деле?
Если проанализировать все вышесказанное и пересмотреть реальные показатели, можно отметить следующие «темные пятна» в презентованной картинке от НБУ и Кабмина.
Импортные доходы бюджета по НДС/акцизу/пошлинам составляют 11–12% ВВП. В то же время, обслуживание долгов и закупка лекарств – только 3,5% ВВП. Соответственно, бюджет намного больше проигрывает (в 3,5 раза), чем выигрывает от укрепления гривны. Именно поэтому мы имеем невыполнение доходов по НДС уже 60 млрд грн в 2019 году.
Высокая учетная ставка НБУ, держать которую обязал МВФ соглашением от декабря 2018 года, заставила Министерство финансов идти ва-банк и торговать облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ) ниже учетной ставки.
В этой ситуации локальные банки предпочитают «стерилизовать» гривну в депозитных сертификатах от НБУ, по которым доходность выше, чем по ОВГЗ. В результате контригра Минфина и НБУ просто «валит» курс гривны – за счет захода иностранцев в покупку ОВГЗ.
Банки с начала года избавились от ОВГЗ почти на 50 млрд грн. Более того, сам НБУ планово избавляется от облигаций Минфина со скоростью 12 млрд грн в год.
Поэтому единственными покупателями ОВГЗ становятся иностранцы, которые увеличили свои вложения в облигации на 104 млрд грн с начала года.

Покупка иностранцами ОВГЗ укрепляет гривну и влечет за собой проблему для Минфина – усложнение выполнения доходной части бюджета. Соответственно, Минфин идет на выпуск дополнительных ОВГЗ, чтобы покрыть увеличенный дефицит бюджета. И эти облигации снова купят иностранцы, потому что НБУ «стерилизовал» гривну внутри страны, и это только усиливает проблему у Минфина.
Такая политика НБУ ведет к тотальному отсутствию ресурсов у банков, чтобы кредитовать экономику – предприятия не смогут получить нужный объем кредитов. В свою очередь ускорение роста экономики за счет кредитных ресурсов с такой политикой НБУ не представляется возможным.
Такой низкий курс лишает предприятия экспортной выручки и ресурса обновлять фонды, формировать повышенную добавленную стоимость, что будет вести к замедлению роста.
В итоге мы имеем целенаправленный тренд, сжимающий «пружину» украинской экономики под руководством Национального банка.
Что можно предпринять в этой ситуации?
Учитывая вышесказанное необходимо как минимум сделать следующие шаги.
Изменить статью 6 закона «О Национальном банке» и наконец сделать приоритетом рост экономики, а не минимизацию инфляции, чем занимается НБУ, создавая проблемы как Минфину, так и реальному сектору.
Снизить учетную ставку до 10% и перестать «стерилизовать» гривну. Банки должны получить ресурс для кредитования реального сектора. В этом случае как раз программы Кабмина по компенсации учетной ставки могут быть с успехом задействованы.
Если руководство НБУ этого не сделает, а судя по тону отчета, регулятор уверен в своей политике, – Минфину придется поднять стоимость заимствования ОВГЗ до 15% в грн. Другого варианта привлекать гривневый ресурс без проблем с бюджетом у министерства пока не видно.
Поэтому остается только один вопрос – когда, при такой политике государства, упомянутая «пружина» разожмется?
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.