Черта под 2020-м: о чем говорят итоги финансового года

Черта под 2020-м: о чем говорят итоги финансового года

И какие госучреждения приложили руку к этим показателям

Цей матеріал також доступний українською
Черта под 2020-м: о чем говорят итоги финансового года
Фото: пресс-служба НБУ

НБУ и другие профильные учреждения – Министерство финансов и Госказначейство – наконец опубликовали основные материалы, дающие представление об итогах 2020-го финансового года. Mind попросил экономиста Даниила Монина проанализировать полученные цифры и объяснить, о каких реалиях для украинской экономики они говорят (по отчетам каждого из ведомств).

«Картинка» от НБУ

Национальный банк наконец выдал свой январский инфляционный отчет и дал свою оценку завершения 2020-го. Результаты, мягко говоря, удивляют.

Так, по оценке НБУ, падение экономики в 2020 году составило всего 4,4% (по подсчетам автора – около 5%). А ВВП, по прогнозам НБУ, в 2020-м составил 4079 млрд грн (с индекс-дефлятором по итогам года на уровне 7,2%). Это даже выше ожиданий.

Эксперты Украинского института будущего пока считают, что индекс-дефлятор будет на уровне 7%. Но НБУ выдал прогноз индекс-дефлятора на IV квартал на уровне 11%. В итоге данные НБУ за I квартал пересмотрены кардинально: прогноз по номинальному ВВП вырос с 3925 млрд грн до 4079 млрд грн. Наш прогноз – 4018 млрд грн ВВП по итогам 2020-го.

Черта под 2020-м: о чем говорят итоги финансового года

«Картинка» от Минфина

Государственный долг составляет 2551 млрд грн. Для сравнения, годом ранее он был 1998 млрд грн. Но читателя не должен пугать такой рост государственного долга: в начале 2019-го этот показатель составлял 2168 млрд грн. Просто на начало 2020 года валютный курс был 23,5 грн/$, а в 2021 году – 28,1 грн/$.

В то же время такое увеличение госдолга увеличивает его соотношение с ВВП с 50,3% до 62,6%. При этом 62,6% – это хороший результат на фоне кризиса, обрушившегося на все страны. Особенно, если учитывать, что Минфин ожидал на конец года госдолг на уровне 68% ВВП.

Уровень государственных расходов составил гигантские 46,3% ВВП, а доходы – рекордные 41,0% ВВП. Для сравнения, в 2019 году госрасходы достигли 41,5% ВВП, а доходы – 39,3%.

По доходам в 2020 году основной рост пришелся на "зарплатные" налоги: ЕСВ и НДФЛ выросли с 6,9% ВВП до 7,2% ВВП . Акцизы увеличились с 3,4% до 3,8% ВВП, а неналоговые доходы – с 5,4% ВВП до 5,7% ВВП. При этом по неналоговым поступлениям основной эффект дали дивиденды "Нафтогаза" по Стокгольмскому арбитражу (30+ млрд грн).

В конце декабря государство провело взаимозачетную операцию на 42,5 млрд гривен (более 1% ВВП), которая увеличила на эту сумму как доходы, так и расходы государства. Т.е. по факту без нее оба показателя были бы менее впечатляющими: госрасходы – около 45,3% ВВП, а госдоходы – около 40,0% ВВП.

Эта операция заключалась в том, что Минэнерго выдало 32 млрд гривен "Нафтогазу Украины" за поставки ПСО. "Нафтогаз" погасил свой старый долг перед "Укрнафтой" и сделал предоплату, а "Укрнафта" оплатила старые налоговые долги по ренте в размере 21,7 млрд грн. Также "Укрнафта" и "Нафтогаз" заплатили 8,7 млрд грн дополнительных доходов по НДС на более 12 млрд грн по налогу на прибыль.

Общий дефицит бюджета в 2020 году составил 219 млрд гривен, или 5,4% ВВП. То есть меньше плановых 7.5%, но больше прогнозированных ранее автором.

Фактически, есть основания утверждать, что часть полученных в декабре валютных кредитов от МФО пошла на покрытие дефицита госбюджета. Ведь согласно данным Госказначейства, по итогам года через ОВГЗ дефицит был покрыт всего на 152 млрд грн, а остальное – через валютные кредиты.

Увеличение дефицита бюджета в основном связано с одной статьей расходов – "Медицина". Если к сентябрю-2020 расходы по ней превышали расходы предыдущего года всего на 8-9 млрд гривен, то по итогам года превышение составило 45 млрд.

Так, только в декабре на медицину было расписано 46 млрд грн или 1,15% ВВП. Итого общие медрасходы государства в 2020-м составили 4,4% ВВП, что даже выше, чем заложено в план расходов на 2021 год с учетом повышения зарплат медикам на 30%.

При этом по закупкам медпрепаратов за 2020 год числится скромная цифра – всего 11 млрд грн. Поэтому очевидно, что основные расходы на медицину пошли по зарплатам и премиям медработникам и по услугам Национальной службы здоровья. Именно поэтому – за счет дополнительных выплат в государственном секторе – в декабре на 3 млрд был перевыполнен план по сборам НДФЛ и ЕСВ.

Есть основания для критики Минфина за неверное планирование сумм по обслуживанию долгов и за то, что ведомство прописывает неадекватные расходы на обслуживание долга. Так, в 2020 году в плане было 145 млрд грн, хотя по факту вышел всего 121 млрд грн.

В 2021-м все повторяется: Министерство финансов, очевидно, снова неверно спланировало свои расходы по обслуживанию государственного долга: в Госбюджете-2021 числится сумма в 161 млрд грн. По прогнозам автора этого материала, потребуется не более 144 млрд грн. То есть резерв по этой статье составляет целых 17 млрд грн – вполне достаточно, чтобы запустить налог на выведенный капитал с III квартала 2021 года.

Но Минфин, судя по всему, и не ставил себе задачу уменьшить уровень государственных расходов на 2021 год – они слишком раздуты. Многие государственные ведомства в кризис увеличили свои зарплаты на 30%.

Расходы на экономическую деятельность в 2020 году – с учетом выдачи "Нафтогазу" бюджетных средств на компенсации по ПСО – составили рекордные 6,4% ВВП. Это огромный рост после 3,9% ВВП в 2020-м. Поэтому заявления Министерства финансов о том,  что в Госбюджет-2021 оно заложило увеличение экономических государственных расходов, мягко говоря, не вполне соответствуют реальности.

Реальные же расходы на экономическую деятельность в 2021-м году можно оценить на уровне 4,6–4,8% ВВП.

Вместо послесловия

Если резюмировать, то в целом Украина прошла кризисный 2020-й вполне рационально. Да, декабрь внес немного негатива. Но он, как ни странно, был поддержан именно международными финансовыми организациями. Без них мы бы имели еще меньший дефицит бюджета.

Основные показатели​ экономики 2017–2020 и консолидированные доходы государства в 2017–2021 годах

Черта под 2020-м: о чем говорят итоги финансового года

Консолидированные расходы государства в 2017–2020 годах

Черта под 2020-м: о чем говорят итоги финансового года

Консолидированные доходы и расходы государства в 2017–2020 годах

Черта под 2020-м: о чем говорят итоги финансового года

Вот что реально пугает – так это неистовая борьба государства за доходы даже в кризисное время. Когда все страны давали льготы и деньги бизнесу – Украина в основном только "закручивала гайки" и увеличивала налоги. 

А Госбюджет-2021 слишком раздут именно по государственным расходам. И поэтому ждать хорошей динамики при восстановлении экономики в нынешнем году не приходится. А жаль.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате