Заболело в мире
19,947,467
Умерло в мире
732,650
Вылечилось в мире
12,150,055
Заболело в Украине
81,957
Умерло в Украине
1,922
Вылечилось в Украине
44,359
Подсчитали – прослезились: почему бюджет-2020 обречен на дефицит

Подсчитали – прослезились: почему бюджет-2020 обречен на дефицит

К чему приведут Украину «удобные» расчеты Минфина и НБУ

Этот материал также доступен на украинском
Подсчитали – прослезились: почему бюджет-2020 обречен на дефицит
Фото: НБУ

Неправильное прогнозирование курса гривны привело к тому, что госбюджет в январе 2020 года недополучил 2,3 млрд грн. К такому выводу пришла Счетная палата, которая постоянно мониторит и анализирует выполнение главной сметы страны. Какие же проблемы в расчетах спровоцировали сложившуюся ситуацию, и насколько крепкая гривна «виновата» в локальном (пока что) бюджетном дефиците, Mind попросил пояснить экономиста Даниила Монина.

Все, наверно, уже наслышаны, что бюджет по доходам не выполняется. Попробуем разобраться, что происходит и чего можно ожидать в будущем.

Бюджет-2020: к чему приведут Украину «удобные» расчеты

По состоянию на 18 февраля можно видеть, что доходы, поступившие от таможенных пошлин на импорт, уже на 5,5 млрд ниже, чем год назад. Причин тут как минимум две.

  1. Разница в курсе гривны. Если год назад в этот период мы имели курс 27–28,5 грн/$, то в этом году пока 24–25 грн/$.
  2. Теплая зима. Обычно в зимний период «Нафтогаз Украины» закупает газа на $1 млрд. Также закупается уголь. В 2020 году все иначе: зима выдалась очень теплой, и сейчас в ПХГ еще остается 16 млрд кубов газа. Это говорит о том, что «Нафтогаз» до конца года не будет закупать газ для нужд населения.

Еще одна плохая новость для Минфина

Если год назад Украина стартовала с роста зарплат на уровне 26–30% от 2018-го, то в 2020-м этот показатель составляет всего 13,9%. Это очень низкий уровень, который говорит, что государство своими действиями по минимизации инфляции и курса задавило реальный сектор экономики.

Бюджет по доходам с зарплат был построен исходя из прогноза их роста на уровне 15% в 2020 году. Учитывая такой старт, можно ожидать, что итоговое увеличение зарплат к концу года опустится до отметки 10%. В таком случае государство недосчитается 25–30 млрд грн доходов по НДФЛ и ЕСВ.

И хотя есть надежды, что в феврале будет рекордный – за счет ревальвации гривны – сбор по налогу на прибыль за IV квартал, все равно это не спасет бюджет. Спасением его, очевидно, является девальвация гривны до уровня 27–28 грн/$.

А что же Минфин?

Если год назад он беспокоился по поводу того, что необходимо правильно планировать курс национальной валюты, то сейчас – скромно молчит. И понятно почему. Достаточно взглянуть на показатели работы ведомства на рынке ОВДП за первые 50 дней этого года.

Бюджет-2020: к чему приведут Украину «удобные» расчеты

Минфин продолжает привлекать иностранцев в гривневые ОВГЗ, которые уже упали в цене до 10% годовых, замещая свои выплаты Национальному банку.

Но это еще не все. 22 января Министерство финансов привлекло евробонды в размере 1,25 млрд евро и ими погасило свои внутренние валютные обязательства. Минфин не выпускал внутренние валютные обязательства (хотя мог это сделать, и они даже дешевле, чем внешние). Таким образом банки продали валюты еще на 13 млрд грн.

Поэтому можно говорить, что Минфин оказал поддержку крепкому курсу гривны за первые 50 дней в размере $1 млрд. При этом такая позиция лишь усугубляет проблему с доходами бюджета, но министерство сознательно на это идет.

Можно сделать вывод, что политика Минфина и НБУ, который готов тратить резервы на поддержание крепкой гривны, пока направлена исключительно на удовлетворение прибылей финансовых спекулянтов, вложившихся в украинские ОВГЗ.

Чего ожидать в дальнейшем?

Отрицательное воздействие курсового эффекта на доходы бюджета будет ослабевать, поскольку год назад во II квартале курс уже был в пределах 26 грн/$, а дальше – еще ниже. Но все же с учетом замедления экономики на конец года, если Минфин и НБУ будут упорствовать в удержании крепкой гривны, оценочно бюджет может иметь дополнительный дефицит в размере 50–70 млрд грн.

Что делать с вероятным увеличением дефицита бюджета?

Национальный банк в этом году может проделать тот же «финт», что и в 2019-м – когда он перечислил в бюджет на 17 млрд грн больше... за счет резервов, накопленных за предыдущие годы. Таким образом НБУ «определит», что его прибыль за 2019 год будет выше на 15–20 млрд.

Кроме того, с большой вероятностью «Нафтогаз Украины» могут заставить перераспределить в бюджет дополнительную прибыль от $2,9 млрд, полученных в конце 2019 года от «Газпрома». Маловероятно, что полученные бонусные деньги будут вложены в увеличение собственной газодобычи.

Но в этом и суть.

Сейчас мы четко наблюдаем политику, когда государственные чиновники работают в пользу очень узкого круга получателей своей прибыли – в ущерб всему реальному сектору и государственному бюджету, с бенефициарами преимущественно вне Украины.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате