Подсчитали – прослезились: почему бюджет-2020 обречен на дефицит
К чему приведут Украину «удобные» расчеты Минфина и НБУ

Неправильное прогнозирование курса гривны привело к тому, что госбюджет в январе 2020 года недополучил 2,3 млрд грн. К такому выводу пришла Счетная палата, которая постоянно мониторит и анализирует выполнение главной сметы страны. Какие же проблемы в расчетах спровоцировали сложившуюся ситуацию, и насколько крепкая гривна «виновата» в локальном (пока что) бюджетном дефиците, Mind попросил пояснить экономиста Даниила Монина.
Все, наверно, уже наслышаны, что бюджет по доходам не выполняется. Попробуем разобраться, что происходит и чего можно ожидать в будущем.

По состоянию на 18 февраля можно видеть, что доходы, поступившие от таможенных пошлин на импорт, уже на 5,5 млрд ниже, чем год назад. Причин тут как минимум две.
- Разница в курсе гривны. Если год назад в этот период мы имели курс 27–28,5 грн/$, то в этом году пока 24–25 грн/$.
- Теплая зима. Обычно в зимний период «Нафтогаз Украины» закупает газа на $1 млрд. Также закупается уголь. В 2020 году все иначе: зима выдалась очень теплой, и сейчас в ПХГ еще остается 16 млрд кубов газа. Это говорит о том, что «Нафтогаз» до конца года не будет закупать газ для нужд населения.
Еще одна плохая новость для Минфина
Если год назад Украина стартовала с роста зарплат на уровне 26–30% от 2018-го, то в 2020-м этот показатель составляет всего 13,9%. Это очень низкий уровень, который говорит, что государство своими действиями по минимизации инфляции и курса задавило реальный сектор экономики.
Бюджет по доходам с зарплат был построен исходя из прогноза их роста на уровне 15% в 2020 году. Учитывая такой старт, можно ожидать, что итоговое увеличение зарплат к концу года опустится до отметки 10%. В таком случае государство недосчитается 25–30 млрд грн доходов по НДФЛ и ЕСВ.
И хотя есть надежды, что в феврале будет рекордный – за счет ревальвации гривны – сбор по налогу на прибыль за IV квартал, все равно это не спасет бюджет. Спасением его, очевидно, является девальвация гривны до уровня 27–28 грн/$.
А что же Минфин?
Если год назад он беспокоился по поводу того, что необходимо правильно планировать курс национальной валюты, то сейчас – скромно молчит. И понятно почему. Достаточно взглянуть на показатели работы ведомства на рынке ОВДП за первые 50 дней этого года.

Минфин продолжает привлекать иностранцев в гривневые ОВГЗ, которые уже упали в цене до 10% годовых, замещая свои выплаты Национальному банку.
Но это еще не все. 22 января Министерство финансов привлекло евробонды в размере 1,25 млрд евро и ими погасило свои внутренние валютные обязательства. Минфин не выпускал внутренние валютные обязательства (хотя мог это сделать, и они даже дешевле, чем внешние). Таким образом банки продали валюты еще на 13 млрд грн.
Поэтому можно говорить, что Минфин оказал поддержку крепкому курсу гривны за первые 50 дней в размере $1 млрд. При этом такая позиция лишь усугубляет проблему с доходами бюджета, но министерство сознательно на это идет.
Можно сделать вывод, что политика Минфина и НБУ, который готов тратить резервы на поддержание крепкой гривны, пока направлена исключительно на удовлетворение прибылей финансовых спекулянтов, вложившихся в украинские ОВГЗ.
Чего ожидать в дальнейшем?
Отрицательное воздействие курсового эффекта на доходы бюджета будет ослабевать, поскольку год назад во II квартале курс уже был в пределах 26 грн/$, а дальше – еще ниже. Но все же с учетом замедления экономики на конец года, если Минфин и НБУ будут упорствовать в удержании крепкой гривны, оценочно бюджет может иметь дополнительный дефицит в размере 50–70 млрд грн.
Что делать с вероятным увеличением дефицита бюджета?
Национальный банк в этом году может проделать тот же «финт», что и в 2019-м – когда он перечислил в бюджет на 17 млрд грн больше... за счет резервов, накопленных за предыдущие годы. Таким образом НБУ «определит», что его прибыль за 2019 год будет выше на 15–20 млрд.
Кроме того, с большой вероятностью «Нафтогаз Украины» могут заставить перераспределить в бюджет дополнительную прибыль от $2,9 млрд, полученных в конце 2019 года от «Газпрома». Маловероятно, что полученные бонусные деньги будут вложены в увеличение собственной газодобычи.
Но в этом и суть.
Сейчас мы четко наблюдаем политику, когда государственные чиновники работают в пользу очень узкого круга получателей своей прибыли – в ущерб всему реальному сектору и государственному бюджету, с бенефициарами преимущественно вне Украины.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.