Коронавирус vs бизнес: почему именно сейчас стоит покупать книги

Коронавирус vs бизнес: почему именно сейчас стоит покупать книги

Как поддержать национальных издателей и чем им и украинцам грозит длительный карантин

Цей текст також доступний українською
Коронавирус vs бизнес: почему именно сейчас стоит покупать книги

Авиация, туризм, рынки ценных бумаг – от вспышки COVID-19 страдают, пожалуй, все отрасли бизнеса. Культура – не исключение. Более того, она – одна из наиболее уязвимых, поскольку оказывается в конце списка приоритетов как у населения, так и у властей.

Что происходит в этой сфере из-за введения длительного карантина, который накануне Кабмин продлил до 24 апреля и как может развиваться ситуация, рассказала Mind генеральная директор издательства Vivat Юлия Орлова.

Отмена мероприятий

С момента обнаружения первых случаев заболевания коронавирусом нового типа европейские и американские музеи, театры, филармонии и концертные залы закрыли свои двери. Организаторы стали сообщать о переносе или отмене массовых культурных событий: музыкальных фестивалей, модных показов, книжных ярмарок.

Не пройдет в этом году Livre Paris, главное литературное событие Франции, которого ждала вся Европа. Не будет и Болонской книжной ярмарки, которую ежегодно посещали украинские издатели, чтобы продать авторские права на отечественные произведения и выбрать новинки западных коллег для перевода на украинский. Еженедельно в Publishers Weekly отчитываются о падении продаж, уменьшении спроса на книги на глобальной платформе Amazon, о сокращении производства. Однако ситуация на Западе все же качественно отличается от украинских реалий.

Пребывание на карантине/в вынужденном отпуске/безработица для жителей развитых стран Евросоюза и Соединенных Штатов означает вынужденную, временную остановку активной деятельности и дополнительную возможность для саморазвития, досуг в семейном кругу. Правительства ЕС и США субсидируют бизнес, поддерживают граждан. В Италии и Франции на время пандемии отменили «коммуналку». Правительство Соединенных Штатов выделяет $1000 помощи каждому гражданину ради предотвращения безработицы, еще в общей сложности $100 млрд – на оплату больничных и страхования от безработицы. Жители Германии, Испании могут рассчитывать на значительную социальную помощь.

В Украине такой системы социальной поддержки нет. Поэтому неудивительно, что наши сограждане во время тотального экономического кризиса думают не о том, как с пользой провести свободное время, а о том, как прокормить семьи.

Издатели уже чувствуют падение онлайн-продаж минимум на 30%. И это несмотря на значительные скидки на весь ассортимент, бесплатную почтовую доставку заказов, за которую на самом деле платит сам продавец. Книжные магазины закрываются. Авторские туры писателей и презентации новых книг – вне закона и вне здравого смысла. Издательская отрасль на паузе. Так же, как и другие. Впрочем, книгосоздателей, как никто другой, будут чувствовать на себе долговременные последствия кризиса уже после того, как он пройдет.

Будущее украинской культуры

Издательский бизнес не входит в список наиболее рентабельных и очень инвестиционных. С момента возникновения идеи создания книги до момента получения первых доходов с ее продаж проходит примерно два года. Поэтому у книгосоздателей обычно нет значительных ресурсов, накопленных оборотных средств, которые позволили бы просто переждать кризис.

В такой ситуации выживут сильнейшие игроки. Небольшие издательства, которые производят качественную, но малотиражную литературу, уже сейчас, в конце марта, исчерпывают свои ресурсы. В апреле им уже не будет чем платить зарплаты людям. Смогут ли они восстановить работу после завершения кризиса – вопрос.

К сожалению, этот вопрос остается, кажется, последним приоритетом для власти.

Неудивительно, ведь таким он был и в лучшие времена. Ассоциация книгоиздателей и книгораспространителей уже обратилась к премьер-министру с открытым письмом. Оно содержит просьбу о предоставлении налоговых льгот и краткосрочных кредитов на восстановление производства. Остается надеяться, что голос бизнеса в министерстве услышат, потому что речь не только о разрушении целой отрасли, но и об угрозе культурному, интеллектуальному, духовному развитию украинцев, без которого не может полноценно существовать ни нация, ни государство.

Что могут сделать сами издатели?

Оказавшись в трудной ситуации, украинский бизнес, тем не менее, не сдался. У отечественного издателя нет такого огромного ассортимента электронных и аудиокниг, как у наших американских и европейских коллег, который мог бы компенсировать потери от продаж бумажных изданий. Однако мы обладаем гибкостью и умением адаптироваться к обстоятельствам. Сейчас книготворческий, как, пожалуй, и весь остальной бизнес, концентрируется на онлайне. Издатели устраивают презентации книг и встречи с авторами на YouTube, конкурсы и флешмобы в социальных сетях, активизируют e-mail-рассылки и используют все возможные инструменты, которые ранее оставались неизученными или второстепенными.

В определенной степени кризис стал катализатором для диджитализации бизнеса. А интернет превратился если не в Ноев ковчег для всех, то, по крайней мере, на спасательную шлюпку для некоторых. Хочется верить, что тех, кто на ней «выплывет», будет достаточно, чтобы сохранить украинскую культуру, а в будущем продолжить ее продвижения и внутри страны, и снаружи.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно