Коронавирус vs бизнес: как и зачем «Укравтодор» меняет правила игры в тендерах

Коронавирус vs бизнес: как и зачем «Укравтодор» меняет правила игры в тендерах

О новых требованиях к тендерной документации и о том, почему их должны утверждать «в пути»

Цей текст також доступний українською
Коронавирус vs бизнес: как и зачем «Укравтодор» меняет правила игры в тендерах
Фото: pixabay

Коронавирус и карантин влияют на все отрасли. Не исключение и строительство дорог.

В начале апреля Государственное агентство автомобильных дорог Украины («Укравтодор») отчиталось о начале «большого строительства» на 144 объектах в 21 области. В ведомстве отметили, что общая стоимость выполнения работ на этих объектах составляет примерно 31,7 млрд грн (включая 4,4 млрд грн за счет МФО).

«Укравтодор» пытается эффективно освоить данные средства и для этого ввел новую методологию тендерной документации.

О том, какие требования вводит ведомство, почему во время кризиса должна меняться процедура их утверждения и каковы последствия этого новшества, рассказал Mind председатель ОО «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков.

Государственное агентство автомобильных дорог Украины, по данным аналитического модуля bi.prozorro.org, с 2015 года объявило более 12 000 закупок на 414,5 млрд грн и заключило сделки только на 186,8 млрд грн. Участниками этих закупок стали 2121 подрядные организации и поставщики услуг и материалов. За этот период Антимонопольным комитетом Украины получено от 150 обжалователей более тысячи жалоб на условия или решения тендерного комитета по закупкам в дорожной сфере на сумму 131,9 млрд грн.

Такая «производительность» оспаривающих заставляла «Укравтодор» в течение пяти лет повторно объявлять закупки или отказываться от ремонта или строительства дорог в текущем году. Бизнес, как всегда, приспособился и к таким неблагоприятным условиям на рынке.

Подавляющее большинство поставщиков для организации сбыта товаров, работ и услуг выбирают договоренность с заказчиком или субподряд от конкурента. И отдельным субъектам жалоба в Антимонопольный комитет Украины, в качестве предмета шантажа «Укравтодора», кажется более эффективным инструментом обеспечения платежеспособного спроса. Следовательно, количество сорванных инфраструктурных тендеров свидетельствует о том, что мы столкнулись с масштабным кризисом в дорожной сфере.

Почему нужно срочно менять правила игры

В этом году для надлежащей организации тендерных процедур структурных подразделений Государственного агентства автомобильных дорог Украины разработана Методология составления типовой тендерной документации. Документ базируется на положительном опыте применения в украинской юрисдикции подходов и правил международных финансовых организаций, финансирующих развитие инфраструктуры в Украине.

Для обеспечения целевого использования средств дорожного фонда и отработки практики применения типовой тендерной документации уже в этом году текущую редакцию этой методологии рекомендовано к применению в тендерном процессе структурным подразделениям «Укравтодора». Ведь во время кризиса решения, которые обсуждались годами, должны приниматься за месяц-два.

Методика, редакция которой пока не является окончательной (еще принимаются предложения от участников рынка), уже рекомендована к применению, ведь риск задержки еще выше. В обычное время никто бы не согласился на такие эксперименты. Но сейчас – не обычное время.

Где укрылись картели

Сейчас сложился стереотип, что крупные подрядные компании в дорожной отрасли нарушают антимонопольное законодательство. Из-за этого к ним наблюдается менее лояльное отношение, чем к мелким компаниям. Так, практика Еврокомиссии по расследованию дел о нарушении конкурентного права, подтверждает этот стереотип. По данным Еврокомиссии, европейские и международные компании, поставляющие щебень, битум, цемент, песок, металл или краску, нередко вступают в «картельные сговоры» для координации своих действий.

Успешный опыт противодействия заговорам в дорожной отрасли есть у Швеции и Финляндии. Нарушение связано с производством асфальтобетонной смеси – самого дорогого компонента.

Может ли касаться такой заговор Украины? У нас не хватает анализа конкурентности и ценообразования на рынке поставок стройматериалов в дорожном секторе, хотя на стоимость приходится 70–80% стоимости работ.

Сейчас только защитникам поставщиков есть смысл рассказывать о возможном сговоре крупных подрядчиков, не упоминая заговор поставщиков. Так, последним невыгодно сотрудничать с крупными подрядными организациями: маржа у них меньше, требования к качеству и стоимости материалов более жесткие. С мелкими подрядчиками легче договориться о высокой стоимости некачественных материалов и работать через несколько посредников для минимизации налогообложения.

Кто и как зарабатывает в Украине на строительстве

Мировые цены на нефть упали, а битум, который производится на ее основе, в Украине в строительный сезон дорожает.

В стране сейчас нет битума для дорог, а тот, что есть, получен в результате крекинга нефти – после переработки нефти в бензин и дизтопливо. Поэтому качество этого материала низкое и нужны добавки, которые стоят дорого.

В то же время дорожный битум высокого качества не требует добавок. А значит, «Укравтодору» пора подумать о строительстве завода для производства дорожного битума и о прямой закупке дешевой нефти. Во-первых, это позволит обеспечить высокое качество битума, а во-вторых – установить его справедливую рыночную стоимость.

Пока же процветают нелегальные карьеры щебня, песка и серые импортеры битума. Несложно сопоставить объем добытого или импортированного материала с объемами, использованными подрядными организациями.

Поставщики битума, щебня или песка сговариваются о распределении рынков, в результате чего каждый участник картеля де-факто имеет монопольное положение в определенном регионе нашей страны, а также возможность злоупотреблять своим положением, навязывая высокие цены на свои материалы и отказываясь от улучшения продукции.

Но пока – никакой реакции Антимонопольного комитета по поводу существенного роста цен на битум, щебень и песок.

Теперь к расследованию картельного сговора поставщиков будет приковано внимание юристов и  покупавших у участников картелей материалы подрядчиков. Решения, принятые по результатам расследований, дают основания лицам, понесшим ущерб из-за существования картеля, обратиться за возмещением к участникам такого объединения.

Экономия или демпинг?

Говорят, что привлечение мелких подрядных организаций к строительству крупных объектов позволит сэкономить 30–40% средств Дорожного фонда. В цивилизованных странах разница  стоимости в 15% является демпингом – причиной инициировать антидемпинговое расследование. А более 15% в дорожно-строительном рынке – это злостный демпинг.

Даже в тендерной практике Всемирного банка, ЕБРР и других международных финансовых организаций четко выполняется оговорка о неразумном демпинге. Ведь он приводит к потере качества, срыву сроков выполнения или расторжению контракта. Демпинг или несбалансированная цена – наибольший риск для украинской дорожной отрасли.

Чем помогут новые условия тендеров от «Укравтодора»

Внедрение методологии «Укравтодора» и то, что сейчас происходит на рынке, больно ударит по поставщикам материалов и посредниках.

Методология приведет к укрупнению заказов. Значит, будут расти и подрядные организации. Будут большие объекты, где легче следить за учетом материалов. Соответственно и объем закупки материалов будет больше.

Подрядчики будут экономить на масштабах закупки, логистике и противодействовать завышению цен со стороны поставщиков битума и щебня, которые сейчас имеют почти монопольное положение. За мелкими подрядчиками – целый шлейф посредников. Зато большая системная дорожно-строительная компания – прозрачная по стоимости, объемам закупленных материалов, их происхождению и качеству.

Вместо выводов

Если поставлена задача масштабного строительства, то, пожалуй, масштаб подрядчиков также будет определяющим. Общеевропейское квалификационное условие в части опыта по видам работ уже в этом году успешно применялось «Укравтодором» в тендерной документации по трассам М-01 и М-05.

Отечественные подрядные организации участвовали в закупке на уровне с международными корпорациями. Чтобы соответствовать строгим квалификационным требованиям заказчика, украинские компании создавали объединения. Вот пример, как отдельным участникам рынка удалось совместить имеющийся опыт с техникой и работниками партнера: СП CRBC & RDS (КНР, Украина) или Joint Venture HGG Insaat Anonim Sirketi – Automagistral-Pivden (Турция, Украина).

В оппозиции быть легко – всегда можно найти, за что критиковать. Критиковать проще, чем прийти и предложить тендерную документацию, которая в большей степени учитывает европейские правила и принципы, справедливую рыночную стоимость, обеспечивает качество дорог и устойчивое развитие подрядной отрасли. А это рабочие места и благосостояние.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно