Заболело в мире
41,228,181
Умерло в мире
1,131,339
Вылечилось в мире
28,122,798
Заболело в Украине
322,879
Умерло в Украине
6,043
Вылечилось в Украине
134,898
Победа с оговорками: чего ждать от рынка газа для населения

Победа с оговорками: чего ждать от рынка газа для населения

И чего опасаться со стороны монополистов

Этот материал также доступен на украинском
Победа с оговорками: чего ждать от рынка газа для населения
Фото: pixabay

С сегодняшнего дня, 1 июля, бытовой потребитель природного газа в Украине станет свободным от «оков» монопольных поставщиков. Многие игроки приветствуют запуск этой важной альтернативы. Ведь открытие рынка позволит домохозяйствам выбирать выгодные и интересные условия, а поставщикам – развивать и улучшать свои предложения. Услуга станет конкурентной, как во всем цивилизованном мире. Однако на практике работа этого механизма может значительно отличаться от планируемой модели. О том, какие риски скрыты за «вывеской» реформы на рынке газа, специально для Mind рассказал Владимир Шведкий, СЕО энергетического провайдера ETG.UA.

НАК «Нафтогаз» все еще является монополистом. Обладая отечественным газом, который добывает его «дочка», компания «Укргаздобыча», он может демпинговать, сужая конкурентные возможности других поставщиков. Такого не должно быть на свободном рынке. Мы считаем, что все участники рынка природного газа, включая «Нафтогаз», облгазсбыты и частные компании, должны получить возможность приобретать газ у «Укргаздобычи» по прямым контрактам.

Только в таком виде модель свободного рынка природного газа сможет быть эффективной. Иначе ситуация не изменится и рынок будет свободным лишь формально. Риск того, что монополист применит принцип работы «ПСО-минус», велик. Это даст НАК «Нафтогаз» возможность захватить ту часть рынка, которая сегодня принадлежит облгазсбытам. О свободной конкуренции на рынке в этом случае речь не идет. Как бы не получилось: «Это же наш общий газ, но мечты сбываются только у вас».

Отсутствие биржи как таковой и понимания, как будет формироваться цена для населения, также влияет на готовность рынка к открытию. Конечная стоимость для потребителя формируется следующим образом: цена TTF + ПСО + транспорт + наценка (маржа поставщика). Реальная маржа поставщика должна находиться в пределах 7–10%, иначе работа на данном рынке становится невыгодной, а значит – либерализация не состоялась. При наценке в 1% к TTF вся формула для независимых компаний будет нерыночной. Поставлять в убыток никому не интересно, поэтому рынок останется без поставщиков. Да и рынком это назвать будет нельзя.

В июне поставщики НАК «Нафтогаз» – «ГК «Нафтогаз Украины» и «Нафтогаз Трейдинг» «заигрывали» с промышленным потребителем в рознице существенным дисконтом от рыночных цен на бирже. Они реализовали газ потребителям со скидкой 400–500 грн по цене 2900 за 1000 куб. м. В то же время продажи июльских объемов газа на бирже «Нафтогаз Трейдинг» осуществлял по рыночной цене 3300–3450 грн за 1000 куб. м, оптовые продажи. Это первый звоночек, который демонстрирует, что и на рынке поставок газа населению могут быть манипуляции и искажения за счет монопольных позиций НАК «Нафтогаз» на ресурс.

Разрешение населению переходить к независимым поставщикам с долгами создает определенные риски, хотя отчасти и является позитивным фактором. У покупателя появляется возможность переходить с такими долгами от поставщика к поставщику бесконечно, не расплачиваясь за газ. С такими клиентами нужно выстраивать правильную работу по погашению задолженности – давать им инструменты, которые позволяют удаленно, не выходя из дома, решать вопросы оплат.

Переход к новому поставщику без профиля потребителя – дополнительное затруднение, которое испытают игроки свободного рынка B2C. Вопросы планирования объемов и контроля их потребления, безусловно, возникнут. Ведь эти персональные данные останутся у облгазов, а потребитель, по нашей философии, не должен заниматься расчетами и аналитикой. Иначе в чем комфорт свободного рынка?

Проблема ощутима, и мы будем применять опыт, который уже имеем в рознице B2C. В нашем клиентском портфеле более 50 таких потребителей, первые «шишки» набиты. Мы полагаем, что этот уникальный опыт нам поможет. 

Население, как покупатель, весьма инертно в плане перехода к другим поставщикам природного газа. Для этого необходимо дополнительное время для разъяснения и обучения потенциальных потребителей, внутренне готовых к переходу. Ведь смена поставщика сопряжена с вопросами безопасности для покупателя газа.

По этой причине мы не ожидаем резкого всплеска активности продаж в данном сегменте, по крайней мере, в этом отопительном сезоне. Итоги перехода B2C правильнее будет анализировать спустя 9 месяцев после того, как «заработает» этот рынок в том виде, в котором задумывался – без договоренностей монополистов и условий, нарушающих права независимых поставщиков. 

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате