Газовый рубеж: чего ждать от мировой энергетики в 2022 году

Газовый рубеж: чего ждать от мировой энергетики в 2022 году

И к каким новшествам придется привыкать украинскому рынку

Цей текст також доступний українською
Газовый рубеж: чего ждать от мировой энергетики в 2022 году
Фото: depositphotos.com

Энергетический кризис, который с прошлого года развивается во всем мире, продолжает диктовать ситуацию в экономике. Владимир Шведкий, СЕО энергетического провайдера ETG.UA, рассказал Mind об актуальных трендах в торговле природным газом и электроэнергией, дал прогноз, что будет происходить на рынке в этом году, а также поделился ожиданиями трейдеров от государственной политики в Украине.

К каким выводам подтолкнул 2021-й?

Ушедший год показал всему миру, что углеводороды останутся в ближайшем десятилетии доминирующим источником энергии. А переход к возобновляемым источникам по «зеленой» повестке не произойдет так быстро, как планировалось и хотелось многим, принявшим ее в последние годы.  

Похоже, это понимают лидеры Евросоюза, если признали атом и природный газ переходными источниками энергии на пути к безуглеродной экономике. И разрешили инвестировать в атомную энергетику до 2045 года, в газовую инфраструктуру – до 2030.

В этом контексте опрометчиво и даже губительно для Украины быстро отказываться от традиционных источников энергии, пока «зеленые» инициативы не набрались сил.

Водород перешел в топ-тренды мировой экономики. Программы по его применению и проекты по его внедрению в Европейском союзе, а также разработки водородных стратегий в отдельных странах и на континентах брендами автомобилестроения вселяют надежду на появление нового поколения авто. Это очередной прорыв человечества с точки зрения как эволюции машин, так и сохранения природы. И он не может не радовать.

LNG как источник диверсификации трубопроводных поставок доказал свою способность быстро влиять на рыночные котировки природного газа в ЕС и Азии. США уже ведут переговоры с Катаром по увеличению поставок. Турецкий Босфор востребован. Украине пора не просто присмотреться, а самостоятельно подготовить инфраструктуру для приема этой альтернативы. Осмелюсь предположить, что о выгодном сотрудничестве с Катаром договоримся. Пример ЭРУ-Трейдинг (закупки американского LNG через Польшу) вдохновляет.

К каким последствиям энергокризиса стоит готовиться?

Было бы наивно полагать, что пик энергокризиса пройден. Ближайшие несколько лет мы увидим продолжающуюся борьбу за доминирование на рынках энергопотребления. И скачки цен на природный газ станут для нас привычным явлением.

Мир оказался не готов к быстрому восстановлению спроса на энергоресурсы в Китае. Глобальные игроки и государства – лидеры в экономике не смогли спрогнозировать резкое увеличение потребностей в углеводородах и угле. Это привело к значительному приросту стоимости природного газа и ископаемого топлива в первой половине 2021 года.

Дисбаланс спроса и предложения привел к последствиям, к которым нашей и соседним экономикам придется приспосабливаться в ближайшие годы. Рассмотрим основные из них.

Десятикратный рост цен на природный газ и трехкратное увеличение стоимости угля. Дефицитом этих энергоресурсов и выгодами от их подорожания воспользовались основные операторы газовых поставок. Например, российский «Газпром» заявил об ожидании рекордной чистой прибыли за 2021 года на уровне 2 трлн рублей.  

Как и прогнозировалось осенью прошлого года, рост цен на природный газ вылился в беспрецедентный уровень промышленной и продовольственной инфляции. Тушить ее бросились главы европейских экономик, Украина в их числе. В январе 2022 года стало известно, что промышленная инфляция в Украине по итогам 2021 года побила 25 летний рекорд. Рост цен составил 62,2%. Интрига для промышленников – как это «проглотит» конечный потребитель.

Игроки розничного рынка газа выбывают из игры. Для многих поставщиков энергоресурсов 2021 год был стресс-тестом: десятки компаний Великобритании, Чехии, Германии отказались от этого бизнеса. Те компании, которые уцелели – пересмотрят модели своего поведения на рынке. Украинские поставщики оказались в более завидном положении – пока мы не слышали о массовом уходе из розничного бизнеса. Значит, конкуренция окрепнет.

Стало очевидным, что цены на энергоносители будут высокими, предположительно, еще один-три года. Это значит, что планы многих производственных компаний претерпят изменения. Они, как потребители, будут стремиться к фиксированию цен в долгосрочных периодах. Такая тактика в закупках природного газа позволит им минимизировать риски колебания спотовых цен, сделает их бизнесы более устойчивыми и прогнозируемыми с точки зрения получения прибыли. И мы, как поставщики, готовы делать такие предложения бизнес-клиентам.

Энергокризис будет предопределять паттерны поведения других участников энергорынка. Первое, о чем задумаются все потребители энергоресурсов, – как снизить затраты на эти статьи расходов, какие программы энергоэффективности внедрить. Полагаю, это приведет к снижению промышленного потребления природного газа в Украине на 10% и более. Отдельные производства окажутся на грани убытков и выживания под давлением высоких цен и энергозависимости. В их числе – химическое, стекольное производство и металлобработка.

Несмотря на нестабильность котировок, природный газ сохранит тренд надежного источника производства электроэнергии, а также чистого источника для балансировки энергосистем в европейской экономике.

Отсрочка запуска «Северного потока – 2» и ограниченная подача газа основными трубопроводами заставит страны Евросоюза искать пути диверсификации и оптимизации поставок на условиях долгосрочного сотрудничества.

Что ждут энергопоставщики от 2022-го?

Какие бы эксперименты и испытания не ожидали поставщиков, мы не прекращаем надеяться на открытие рынка электроэнергии для населения. Монополия должна быть разрушена и в этом секторе. Украинцы имеют право почувствовать энергосвободу и ее преимущества в закупках электричества. 

Вместе с тем мы ожидаем государственной поддержки для потребителей газа и электроэнергии, частных и промышленных. Это удержало бы экономику от обвала в отдельных секторах.

Большие надежды возлагаются на рост коммерческой добычи природного газа в Украине. Госкомпания пока не может похвалиться позитивной динамикой в этом плане в связи с истощением имеющихся месторождений и отсутствием инвестиций в новые. Прогнозирую сохранение тренда по увеличению коммерческой добычи в следующие два-три года.

Обязательства перед МВФ – рынок застыл в ожидании выхода государственной компании «Укргаздобыча» на биржу с газовым ресурсом в мае 2022 года. Это может в корне изменить внутреннюю структуру оптового рынка Украины.

Отопительный сезон 2021/2022 будет завершен с критически низкими запасами природного газа в хранилищах Украины и ЕС. Следовательно, закачка газа на сезон 2022/2023 начнется раньше обычного – в апреле-мае. Это не позволит снизиться ценам на голубое топливо в межсезонье.

Подготовиться к отопительному сезону 2022/2023 будет сложнее, чем в уходящем сезоне. Необходимо сделать выводы, провести работу над ошибками. Главный вызов 2022 года – поиск средств для приобретения газа на будущий отопительный сезон. По нашим подсчетам, для успешного прохождения сезона понадобится $8–10 млрд.

В феврале пройдут первые тесты работы Объединенной энергосистемы в изолированном режиме. По ожиданиям специалистов, тестирование будет успешным. Можно рассчитывать на гладкое прохождение сертификации по ENTSO-E и надежную работу в Объединенной энергосистеме с Европой в будущем.

В расчетах за поставляемую электроэнергию для промышленности будем и далее переходить от формул к фиксированию цен через длинные контракты и так хеджировать риски резких ценовых колебаний.

На нестабильном и шатком энергорынке наибольшим ожиданием участников является взвешенность государственных решений. Хочется надеяться, что эти решения не будут напоминать слона в посудной лавке. Инвесторы уверуют в прогнозируемость и стабильность отечественного энергосектора, а участники адаптируются к вызовам с наименьшими потерями.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно