НАК «Нафтогаз Украины»: злой колдун или добрый волшебник
Какой должна быть политика компании, чтобы Украина все же завершила реформу энергосектора

Полвека назад, осенью 1970 года, великий экономист и публицист Милтон Фридман опубликовал в The New York Times Magazine свое знаменитое эссе «Главная социальная ответственность бизнеса – наращивать прибыль».
До начала 2000-х взгляды Фридмана доминировали и в академическом, и в деловом сообществе. Но после глобального финансового кризиса и акционеры, и сами корпорации стали пересматривать этот подход, обращая внимание на значимость социальной функции бизнеса для общества в целом. «Прямая дорога от Фридмана лежит к Трампу», – аргументировал экономический обозреватель The Financial Times Мартин Вульф, напоминая об исключительной ориентации на финансовую прибыль всех решений нынешнего хозяина Белого дома.
Дискуссия на эту тему обострилась в наши дни из-за пандемии коронавируса, которая привела к неожиданному обвалу рынков, а компании столкнулись с непредвиденными рисками и фактически остались без возможности планировать бизнес в относительно стабильных условиях. К тому же сам горизонт планирования в непредсказуемой среде сократился до минимума.
Все эти условия располагают к новому витку громких споров об эффективности НАК «Нафтогаз Украины» и роли госхолдинга на рынке. Резонансные скандалы вокруг его бизнеса и качества управленческих решений – неотъемлемая часть его истории, которая началась в 1998 году.
В сегменте газовых поставок промышленности и частным домохозяйствам с «Нафтогазом» конкурирует несколько сотен трейдеров, которые неоднозначно воспринимают его действия. CEO ETG.UA Владимир Шведкий подготовил для читателей Mind дискуссионную статью, где делится своими размышлениями о пользе и вреде «Нафтогаза» для продолжающего трансформироваться украинского газового рынка.
В своем нынешнем виде НАК «Нафтогаз Украины» не несет пользы рынку, хотя имеет рычаги, которые может применить всем во благо. Пока что он похож на колдуна, который забыл, что может быть добрым волшебником.
Что происходит сейчас? Госхолдинг пока неэффективен, и это уже проявилось в его результатах. Как игрок, он сдерживает энергонезависимость Украины и показывает пример нечестной игры на рынке. Это затрудняет свободную конкуренцию. Но все может быть иначе. Компании под силу упорядочить продажи газа, сделать их более ликвидными и полезными для всех: поставщиков и потребителей.
Чтобы улучшить ситуацию, НАКу следует придерживаться следующей политики.
Сегмент трейдинга. Регулярно продавать газ «Укргаздобычи» (УГД) на бирже. Это позволит сбалансировать внутренний спрос, снизить импортозависимость Украины, развить рынок независимых поставок газа. Доступность ресурса повысит ликвидность самой госкомпании за счет рыночных цен, которые сформируются на открытых торгах. Это позволит УГД инвестировать в добычу собственного ресурса.
Что еще важно – продажи газа УГД на бирже помогут создать украинский газовый хаб, которого все так ожидают на рынке. Он в свою очередь сформирует рыночные цены на газ в Украине и предотвратит появление монополий и злоупотреблений со стороны участников рынка.
Сегмент промышленности. Последние полгода НАК реализует газ промышленному сектору по принципу «пока толстый сохнет, худой сдохнет». Компания продает ресурс промпотребителям по ценам ниже импортного паритета. Это позволяет ей агрессивно наращивать долю в этом сегменте.
Забегая вперед, скажу, что такая политика приведет к уходу с рынка независимых игроков. О рынке свободных поставок промышленности придется забыть. Хотя сейчас потребителям может казаться, что заниженные цены – это хорошо.
На самом деле такое поведение НАКа порождает его монополию. Реформируя рынок, мы пытались уйти от этого явления. Считаю, что монополия всегда приводит к необоснованному росту цен и делает потребителей зависимыми от одного игрока. Противопоставить ему – чтобы достичь снижения цен – к тому моменту будет некого.
Сегмент населения. Буду справедливым и отмечу полезные действия НАКа. Безусловно, госкомпания стала ледоколом, который проторил дорогу участникам на свободный рынок поставок газа населению. В частности, «Нафтогаз» приложил немало усилий, чтобы создать законодательное поле для появления свободных поставок ресурса.
Он поддержал большинство полезных инициатив, благодаря которым потребителям легче вырваться от монополистов. Сейчас НАК ведет активную кампанию по распространению знаний о свободном рынке газа для населения, и это очевидная польза.
Вместе с тем, трейдеры «Нафтогаза» агрессивно захватывают долю в розничных продажах за счет демпинговых цен. Делать это компании позволяет и статус «поставщика последней надежды» (ПОН). В этом статусе «Нафтогаз Украины» реализует газ клиентам, потерявшим своего поставщика. И делает это по ценам «рынок минус». Как и в сегменте поставок промышленности, это неминуемо приведет к сужению предложений со стороны новых независимых участников и выбыванию их из конкурентной гонки.
В итоге нивелируется сама цель реформы, так как практически все потребители окажутся на обслуживании у всего двух игроков: компаний, которые ранее реализовали газ на условиях ПСО, а также у самого НАКа.
Политика демпинга в продажах промышленности и населению только увеличит убыточности госхолдинга. В будущем это может закончиться тем, что НАК окажется неспособным выполнить свои обязательства перед потребителями газа. Это приведет компанию к краху, что спровоцирует большой общественный резонанс. Хотелось бы избежать такого сценария.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.