В одни ворота: как фиксированные цены рискуют похоронить рынок газа в Украине
И почему выгоды от «стабилизации» получит только «Нафтогаз»

Кабинет Министров на прошлой неделе все-таки определился с ценами на газ для населения. Соответствующее постановление было принято после длительных дискуссий в профильном министерстве и гражданских протестов в разных городах Украины. «Ценовой компромисс» позволил несколько снизить социальную напряженность в стране, но в то же время он поставил под сомнение жизнеспособность украинского газового рынка. Почему, специально для Mind объясняет CEO компании ETG.UA – независимого енергопровайдера – Владимир Шведкий.
Последние требования фиксировать цены на газ для бытовых потребителей и цену на его годовой объем напоминают игру в «доброго и злого полицейских», где добрый – это правительство, которое пытается поддержать население, «вручную» устанавливая, по его мнению, объективные цены, а злой – поставщики, которые якобы преодолели ценовой предел, после чего терпение народа лопнуло.
На самом деле то, что выглядит как пощечина от правительства монополисту в лице большинства газсбытов – выгода для конечного выгодоприобретателя, НАК «Нафтогаз Украины». Именно в его «ворота» играет Кабмин, устанавливая ограничения в 6,99 грн за 1 куб. м для населения и загоняя игроков в летнюю фиксированную цену на газ. Для независимых провайдеров этот месседж читается примерно так: «Ребята, расходитесь, мы приветствуем монополию «Нафтогаза» вместо газсбытов. Поиграли в реформу – и хватит».
НАК «Нафтогаз», как конечный бенефициар последних регуляций, получит выгоду от правительства: цену на рынке, которая является прибыльной только для него через доступ к дешевому газу «Укргаздобычи» и потребителей, которые перейдут к нему как «поставщику последней надежды». Перейдут от компаний, которые уйдут с рынка, не выдержав конкуренции с фиксированными ценами.
О неоправданных надеждах
Нам, как участнику, решившему оставить у себя портфель клиентов, приобретенный за время действия свободного рынка, принявшему правила игры правительства, остаются дискомфорт и экономический ущерб от ограничений. Такие убытки совершенно не мотивируют развивать данный сегмент: мы инвестировали в этот бизнес и запланировали средства на дальнейшее развитие инфраструктуры сервисов и маркетинга.
Мы прошли начало этого пути. Но после таких решений желание дальше инвестировать в это направление становится все меньше. А если вспомнить примеры решений правительства в «зеленой» энергетике, то все это суммарно больно бьет по общей инвестиционной привлекательности страны в целом и сектора энергетики в частности.
Негатив от такого поспешного решения мы почувствуем на оптовом рынке газового трейдинга. Ведь многие участники, которые готовились к отмене ПСО, заключили импортные контракты на отопительный сезон с поставкой в феврале-марте. Сегодня разница между импортным паритетом и ограниченной правительством ценой составляет около 2000 грн на 1000 куб. м.
Следует ожидать, что по таким контрактам могут быть объявлены дефолты и отказы от объемов. Это приведет к ощутимым потерям трейдерской компании и перекосу внутреннего рынка. Стоит отметить, что «Нафтогаз Украины» сегодня выступает индикативом в этом сегменте трейдинга и реализует свой ресурс по цене «импортный паритет TTF минус 2 евро». Поэтому «ручные» решения правительства откровенно демотивируют тех, кто надеялся на свободный конкурентный рынок.
Мы признаем, что, наверное, в Кабинете Министров Украины лучше чувствуют социальные настроения и обеспокоены тем, как помочь и поддержать определенные слои населения, для которых рыночные цены слишком высокие. Но при этом не было принято во внимание мнение независимых инвесторов и частных компаний, которые поверили в реформу и начали развивать этот бизнес – не только ради прибыли, но и для создания нового свободного рынка. А сейчас у них нет уверенности в том, что реформирование будет восстановлено после 31 марта и рынок не законсервируют.
О фиксированном ущербе вместо фиксированной маржи
На наш взгляд, можно было обойтись менее разрушительными для рынка мерами. В частности, нам так и не было предложено поставлять газ потребителям с фиксированной маржой вместо фиксированных убытков. Хотя такое предложение правительства звучало.
Другой подходящий вариант поступил от Министерства энергетики, предусматривающий свободную продажу газа, добытого компанией «Укргаздобыча», поставщикам на бирже. Но почему-то предложения Юрия Витренко так и остались только на его странице в Facebook. Это наталкивает на мысль, что лобби НАК «Нафтогаза» победило в дискуссиях вокруг ограничений.
Но мы стоим на том, что в Украине все же должен появиться собственный индикатив и газовый хаб, который лишит желающих спекулировать на «газовой» теме в Украине такой возможности. Реформа должна продолжаться. И мы сознательно идем на убытки, чтобы оправдать доверие потребителей и не потерять надежду на свободные цивилизованные рынки.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.