Наказание рублем: за что могут штрафовать застройщиков

Наказание рублем: за что могут штрафовать застройщиков

Что предлагает ГИМ для предупреждения нарушений на строительстве

Этот материал также доступен на украинском
Наказание рублем: за что могут штрафовать застройщиков
Фото: pixabay

Как уже сообщалось, Mind начинает работу над рейтингом надежности застройщиков. Его цель – способствовать установлению прозрачности на рынке. Теоретически за честные рыночные условия в этой области в течение долгого времени отвечала Государственная архстройинспекция (ГАСИ), которую сейчас жестко реформируют – вплоть до полной ликвидации. Но в реальности этот госорган не справился с возложенными на него задачами.

Ликвидация ГАСИ и создание нескольких отдельных органов также вызвали много вопросов и нареканий со стороны строительной сферы. Чего ожидать от новых ведомств, Mind выяснял в интервью с министром развития общин и территорий Алексеем Чернышевым. Новые органы – ГИГ (Государственная инспекция градостроительства Украины) и ГССГ (Государственная сервисная служба градостроительства). По словам министра, функции третьего ведомства, работа которого заключается в нормотворчестве, может выполнять и Министерство развития общин и территорий.

В то же время ГИГ уже начал работу. Так, председатель Государственной инспекции градостроительства Украины Юрий Васильченко рассказал Mind, как ведомство планирует контролировать стройки после реформирования ГАСИ.

Почему существующая система неэффективна

Современные украинские реалии проверок соблюдения правил строительства доказывают, что существующая система штрафов неэффективна, так как она никоим образом не стимулирует соблюдение ее требований.

Дело в том, что наложенные штрафы, особенно на большие суммы (например, начиная с 0,5 млн грн), в большинстве случаев оспариваются в суде, в частности, из-за несовершенства законодательства, что порождает его неоднозначную трактовку различными судами.

Есть и другие ситуации, когда нарушителям выгоднее заплатить небольшой штраф. Сейчас за недопущение должностного лица на объект для проверки налагается штраф (около 6000 грн) и составляется предписание. Хозяйствующие субъекты понимают, что им дешевле не допустить проведение проверки и заплатить эту сумму, чем вынужденно сделать паузу в работах и устранить имеющиеся нарушения. Также это дает возможность не платить большие штрафы за те нарушения, которые хозяйствующий субъект сам видит, но не хочет вовремя исправлять.


Например, за неустановленное ограждение площадки штраф уже превышает 6000 грн. Если к этому добавить другие наиболее распространенные нарушения – неустановленный информационный щит, незаполненные журнал авторского надзора и общий журнал работ – сумма получается еще больше.

Такая система не является корректной для правового государства.

Что нужно изменить в законодательстве

Учитывая ситуацию предлагается два пути ее решения.

Усиление ответственности за недопущение на объект строительства.
Введение уголовной ответственности за нарушение градостроительного законодательства.

Второй пункт – это вопрос на перспективу, ведь он предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс. Речь идет о введении такой уголовной ответственности как для исполнителей работ, инженеров технического надзора, главных архитекторов проекту и т. д., так и для самих государственных инспекторов. Последние в настоящее время за недобросовестное выполнение функций могут получить максимум дисциплинарное взыскание. Причем его легко избежать благодаря пробелам в отечественном законодательстве. Это особенно выгодно для недобросовестных заказчиков строительства.

Далее имеем интересный нюанс. Если увеличение ответственности для государственных служащих не вызывает вопросов у общественности, то по поводу исполнителей возникает вопрос – почему именно они?

Заказчик – не всегда специалист в строительстве, у него есть желание и средства, но при этом некоторыми важными техническими моментами при реализации проекта он может просто пренебречь.

Поэтому мы должны прежде всего побудить специалистов-исполнителей качественно осуществлять свои прямые обязанности, чтобы они не боялись противоречить заказчику. Если специалисту, кроме штрафа, будут грозить серьезные санкции, то у него будет другое отношение к работе.

Как работает система сейчас

Сейчас имеем отдельные ситуации, когда специалист-исполнитель получает штраф, например, в размере 20 000 – 30 000 грн, а заказчик ему говорит, что для него исправление этого нарушения не является существенным. Последний просто «компенсирует» расходы на взыскание, а исполнитель должен продолжать соблюдать определенную «генеральную линию» ведения работ. Поэтому специалист соответственно будет допускать ситуации с возникновением нарушений законодательства – в частности, не пускать на объект для проверки, допускать отклонения от проекта, нарушения технологии выполнения строительных работ и т. д.

Другой пример: инженер технического надзора обязан в случае выявления нарушений, допущенных подрядчиком и которые он (подрядчик) отказывается устранить, уведомить и орган госархстройконтроля об этом. Но количество таких сообщений фактически минимально.

Возникает вопрос : неужели нет таких нарушений и все работы ведутся в полном соответствии с законодательством? Нет, они есть. Но почему тогда о них не сообщают?

Для этого может быть несколько причин. Инженеры технадзора либо не являются профессионалами, то есть не знают своих прав и обязанностей, либо умышленно не выполняют установленные законодательством нормы. То есть сознательно идут на нарушения, поскольку зависят от заказчика. Хотя, возможно, они заказчика и уведомляют, но органы госархстройконтроля – нет.

Более серьезным аргументом, чем штрафы и предписания, которые налагаются сейчас, станет лишение за повторное нарушение требований законодательства конкретного специалиста права заниматься профессиональной деятельностью по решению суда на год.

Такое предложение около месяца назад ГИГ внесла на рассмотрение Минрегиона.

Кто должен проверять застройщика

Ранее, до градостроительной реформы, выполнение работ СС2, СС3 лицензировалось, а теперь оно будет сертифицироваться. Это создаст механизмы воздействия на недобросовестных специалистов и позволит лишать их права заниматься соответствующей деятельностью.

Но сертификация будет касаться не только исполнителей. Чтобы качественно проводить проверки, сами проверяющие обязаны иметь соответствующий уровень компетентности. Поэтому такую процедуру целесообразно ввести для работников ГИГ и Госсервисстроя.

Исполнителей работ может сертифицировать госсервисстрой, а работников Госсервисстроя и ГИГ – Минрегион.

Кроме того, имели место единичные случаи: подается уведомление о начале строительства, а когда приходит орган градостроительного контроля – никого нет на месте. Соответственно проверка не проводится.

Сейчас внесены изменения, предусматривающие возможность проведения проверки без субъекта градостроительства, но с привлечением представителя органа местного самоуправления. Это корректирует ситуацию.

Что должен делать ГИГ

ГИГ будет выявлять нарушения строительного законодательства и влиять на нарушителей: выдавать предписания, налагать штрафы, подавать в суд и т. д.

В целом система законодательства должна быть построена так, чтобы субъекту градостроительной деятельности было бы и более комфортно, и выгоднее, и проще не нарушать закон, чтобы было понимание: в противном случае будут применяться серьезные санкции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате