Учимся давать обратную связь: как можно и как нельзя
Как повысить вовлеченность сотрудников и поднять их мотивацию

Мир стремительно меняется, но человеческая сущность остается неизменной. Нам необходимо осознавать свое место в социуме. И сделать это проще всего через взаимодействие с себе подобными. Кто я, какая от меня польза, нужен ли я здесь? Куда идти дальше? Это вопросы, ответы на которые можно найти только в фидбеке, который получаем от собеседника – друга, коллеги, начальника, конкурента. Как его правильно давать и что категорически нельзя делать, Mind рассказала Ирина Никитчина, психотерапевт, co-founder 4ID «Студия корпоративной психологии».
С раннего детств мы привыкаем оценивать свое положение, искать цели и даже мечтать в зависимости от того, как на нас смотрят другие. Критикуют ли, хвалят ли, дают ли рекомендации и наставления. Обратная связь во взрослой жизни не менее важна. Особенно, если речь идет о командной работе в достижении бизнес-цели.
Маркетинговые исследования показали, что у руководителя, умеющего давать и получать конструктивную обратную связь есть все шансы повысить вовлеченность сотрудников и поднять их мотивацию, а следовательно – увеличить эффективность бизнеса в целом.
Ценность обратной связи в цифрах
Согласно данным консалтингового агентства Gallup, 70% опрошенных сотрудников жалуются на отсутствие общения с начальством в достаточной мере. По их мнению, это ведет к потере мотивации и вовлеченности, поскольку нет понимания эффективности или неэффективности своих действий.
Это же агентство приводит еще одну весомую цифру: потеря мотивации и растущая отстраненность сотрудников приводят ежегодно к финансовым убыткам компаний в размере $550 млрд.
Опрос Harvard Business Review свидетельствует о том, что работники нуждаются в обратной связи – 57% опрошенных изъявили желание получать не просто похвалу, а конструктивный фидбек. Даже больше: уж лучше отрицательный отзыв, чем вообще остаться без обратной связи!
Качественная обратная связь не просто снимает стресс и способствует формированию культуры доверия в коллективе. Позитивный фидбек улучшает производительность работника на 50%, а эффективность бизнеса – на 20%.
Что же это такое – «конструктивная обратная связь»? Как правильно принимать эту «таблетку» и как грамотно использовать ее в условиях, когда сотрудники порой разбросаны за пределами офиса, вот как сейчас?
Не просто разговор…
Фидбек – это не разговор по душам. Это нечто большее. Руководитель, давая обратную связь, оценивает действия подчиненного в прошлом, чтобы скорректировать или повлиять на его поведение в будущем, с целью добиться желаемого результата. Для подчиненного же, конструктивная обратная связь – это возможность оценить себя и свой вклад в общее дело, повысить самооценку и определить пути для самосовершенствования.
Фидбек – процесс взаимовыгодный для всех сторон. Отсутствие обратной связи или неправильная ее подача дезориентируют человека и потихоньку убивают желание работать.
В общем, обратная связь – один из главных инструментов в развитии вашей команды.
Как не надо делать: «ловушки» обратной связи
- «Все и так понятно, мы же взрослые люди». Ошибочно мнение, что давать фидбек о мелких удачах или промахах – это пустая трата времени. Один сотрудник сочтет это безразличием начальства к своей персоне. Другой же решит, что заслужил полное доверие. И первый и второй теряют мотивацию для роста.
- «Успехи и так видны, надо сосредоточиться на устранении ошибок». Жертва постоянной критики в свой адрес воспринимает ее как сигнал «нечего и напрягаться». Ведь что бы человек ни сделал – видны только недочеты. Сознание начинает воспринимать любую критику и рекомендации как пустой звук и «пропускает мимо ушей». Вечно недовольный, придирчивый начальник побуждает подчиненных скрывать ошибки или перекладывать ответственность друг на друга.
- «Только позитив и похвалы – это же мотивирует, не так ли?» Не совсем верно. Перекос в сторону «позитивного мышления» и постоянных похвал усыпляет бдительность ума. Если руководитель не хочет говорить о неудачах сотрудника, то последний их и не увидит. И естественно, не изменит свой подход к делу. Даже если подчиненный – чуткий и ранимый человек, всегда есть возможность найти способ сказать ему правду.
- «Это не годится. Переделайте!» Нельзя давать поверхностную обратную связь, не вникнув в детали ситуации. Выскажите собственное видение. Дайте понять, в чем конкретно человек ошибся.
- «А вот полгода назад…» Несвоевременная обратная связь не работает. Как с позитивным, так и с негативным оттенком. Положительный результат, зафиксированный своевременным подкреплением в виде похвалы формирует новые нейронные связи. Момент упущен? Значит, нужно просто забыть.
- «Давайте сразу обо всем, чтобы дважды не собираться». Обсуждать за один раз нужно только один аспект. Фокусируйтесь на главном.
Как нужно делать: 7 правил конструктивной обратной связи
- Управлять эмоциями. Обратная связь – это как зеркало, в котором человек хочет увидеть результаты своей работы. Приготовьтесь оперировать только фактами. Если начальник то ругает невесть за что, то захваливает так, что пора и насторожиться, – человек не в состоянии адекватно оценить реальное положение вещей.
- Обсуждать события и действия, а не переходить на личности. Фразы «Как вы могли? Что вы себе думали?» не работают. Спросите конкретно о том, что именно вас беспокоит, не затрагивая личность подчиненного. Личность – дело тонкое.
- Говорить о конкретном событии. «Вы все время опаздываете!» – неверно. Правильная формулировка: «Почему вы сегодня опоздали на 15 минут?»
- Обсуждать событие сразу, не откладывая в долгий ящик. Фраза «Вот полгода назад я не сказал…» – не сработает, а породит недоверие. Молчал полгода – значит, все устраивало, так зачем поднимать этот вопрос сейчас?
- Начинать диалог, а не монолог. Вовлекайте сотрудника в разговор, дайте возможность выразить свое мнение. Тактичность – ваш союзник. Иначе невысказанность и затаенная обида со стороны подчиненного неотвратимы.
- Хвалить прилюдно, критиковать с глазу на глаз. В критике используйте «принцип бутерброда»: похвала – критика – похвала. Так человек почувствует свою значимость в ваших глазах. И так культивируется доверие.
- Вспоминать и говорить о том, что можно исправить. «План провален. Вся работа насмарку. Теперь все из-за вас останутся без премиальных» – плохо. Хорошо примерно так: «Да, план провален и сегодня сидим без премиальных. Но давайте подумаем, как этого избежать в следующем месяце. Я предлагаю…».
Используя эти семь правил в повседневной жизни компании, уже через несколько месяцев вы заметите, насколько изменились отношения внутри коллектива и насколько продуктивнее стало общение с подчиненными.
Не бывает плохой или хорошей обратной связи. Она либо есть, либо ее нет. Воспринимайте любой фидбек как подарок и возможность сделать правильный вывод.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.