Снять стресс: как поддержать сотрудников во время удаленной работы
И сохранить психологическое здоровье коллектива в новых условиях
Карантин и локдаун, направленные на сохранение здоровья людей, также способствуют развивать тревожность и психологический дискомфорт. С другой стороны, эти новые ощущения создают новые потребности. Неудивительно, что популярность специализированных программ и приложений для налаживания психологического здоровья возрастает. Например, один из таких приложений для ментального здоровья Wysa привлек в мае $5,5 млн от бостонской W Health Ventures, инвестиционной программы Google Assistant, фондов pi Ventures и Kae Capital. Сейчас приложение уже имеет около 3 млн пользователей. К тому же новые форматы общения, в частности, перевод рабочих встреч в дистанционный формат тоже не добавляют спокойствия пользователям. Как поддерживать психологическое здоровье сотрудников в период удаленной работы, рассказал Mind региональный менеджер Cisco в Украине Сергей Мартынчук.
Любые существенные изменения в условиях труда могут вызвать у сотрудников если не стресс, то временный дискомфорт и потребовать некоторого времени для привыкания. Массовый переход на удаленную работу стал именно тем фактором, который внес стресс как в работу, так и в психологическое самочувствие сотрудников.
В 2018 году издание Harvard Business Review опубликовало серию отчетов о влиянии удаленной работы на психологическое состояние сотрудников. Эксперты изучали в том числе и чувство одиночества и эмоциональное выгорание:
- В одном из отчетов указывается, что офисные сотрудники, перешедшие на дистанционную работу, чувствовали, что перегружены, а это сказывалось на сроках реализации проектов и провоцировало профессиональное выгорание.
- В отчете Американской ассоциации психологов изоляция названа главным риском для психологического здоровья. В исследовании аналитической компании Buffer, озаглавленном State of Remote Work 2018, указывается, что по результатам опросов сотрудники называют одиночество главной сложностью удаленной работы.
В 2020 году все эти проблемы не просто остались актуальными, но и обострились из-за того, что удаленная занятость стала массовой. Согласно данным опроса Американской торговой палаты (ACC), среди наибольших текущих вызовов для сотрудников респонденты назвали эмоциональное выгорание (59%), недостаточность командной работы (44%), дефицит общения (42%), цифровую усталость (36%).
Возникает вопрос – почему важно предотвращать эмоциональное выгорание особенно в условиях удаленной занятости? Когда сотрудники посещают офис, по их внешнему виду и реакциям можно понять о ситуации, в которой находится тот или иной человек. Когда все работают удаленно – это понять куда сложнее.
Эмоциональное состояние человека значительно влияет как на его личную продуктивность, так и на работу всей команды. Эмоциональное равновесие приводит к большей вовлеченности сотрудников, и, как следствие, повышению эффективности бизнеса.
Согласно ранее проведенным исследованиям Gallup и IBM Kenexa, продажи бизнеса с высокой вовлеченностью выше на 20%, прибыль – на 21%.
Значительно проще предотвратить эмоциональное выгорание, дать человеку «тайм-аут» для возврата равновесия, чем доводить дело до более серьезных последствий – срыва дедлайнов, принятия кадровых решений, передачи части функций других сотрудникам и др. Эмоциональная стабильность впоследствии позитивно скажется на продуктивности каждого отдельного сотрудника и эффективности бизнеса всей компании.
Как руководителям снизить уровень стресса сотрудников
Что конкретно руководители могут предпринять для борьбы со стрессом в своих подразделениях? Рассмотрим несколько самых распространенных тактик.
Постоянное взаимодействие
Недостаточно просто один раз в месяц поинтересоваться, как себя чувствует удаленный сотрудник. Необходимо предпринимать несложные дополнительные меры.
Например:
- Составьте расписание звонков, онлайн-встреч и придерживайтесь его. Также периодические встречи важны, например, для обмена новостями с сотрудниками, чья работа не предполагает взаимодействия на повседневной основе.
- Сочетайте рабочие встречи с неформальными – виртуальными перерывами на кофе. Они помогут руководителю понять моральное состояние сотрудников и оказать им эмоциональную поддержку.
- Создавайте повестку собрания. Неважно, какой характер имеет встреча – формальный или нет: составьте ее план, как минимум для себя.
- Предлагайте возможности для профессионального роста удаленно. Виртуальные встречи на платформах для видеоконференций – хорошая возможность для различных форм профессионального обучения, приобретения новых рабочих и личностных навыков.
Совместная работа в реальном времени
Руководителям важно предлагать такие формы совместной работы, которые позволяют усилить эффект командной работы и уменьшить дефицит общения.
Обмен электронными письмами – это совсем не тот формат, который временами нужен для удаленных сотрудников. Люди не получают достаточно положительных эмоций от такого способа общения.
Частичное решение проблемы – максимальное использование платформ для совместной работы с поддержкой видео, аудио и функцией демонстрации экрана. Такой формат повышает производительность труда и во многом предотвращает возникновение чувства одиночества и выгорания.
Дни психологического здоровья
Очень важно, чтобы каждая компания с дистанционной работой предпринимала целенаправленные действия по предотвращению выгорания своих сотрудников. В мае 2020 года компания Cisco провела для всех своих сотрудников мероприятие «Мой день», посвященный здоровью каждого. Это событие стало поводом устроить «коллективный перерыв» в рамках долгосрочной инициативы по укреплению психологического равновесия офисных и удаленных сотрудников.
Компании могут извлечь выгоду из того, что поощряют своих сотрудников заботиться о психологическом здоровье, брать отпуски и отгулы, а также не работать во внеурочное время.
Даже в рабочие часы регулярные перерывы и соблюдение норм длительности рабочего дня необходимы для снижения уровня стресса, когда работа сопровождается повышенной тревожностью.
Эти меры помогают отвлечься и снижают нагрузку на глаза, возникающую из-за необходимости постоянно смотреть в экраны компьютеров и смартфонов.
Даже в случае улучшения эпидемиологических показателей, в офисы вернутся не все – удаленные сотрудники хотят сохранить многие из плюсов нового рабочего режима. Опрос 10 000 офисных работников из 12 стран, проведенный компанией Cisco, показал:
- 87% работников даже после открытия офисов хотят сами решать, когда и где им работать – дома или в офисе;
- 63% опрошенных хотят сохранить независимость, к которой привыкли во время пандемии;
- 66% респондентов отметили успешную работу в рассредоточенной команде;
- 61% хотят сохранить возросшие темпы принятия решений;
- 54% сотрудников стали ежедневно уделять больше времени физическим упражнениям.
Многие работодатели также уже оценили преимущества дистанционной занятости и решили внедрить ее в свою корпоративную практику. Такая тенденция наблюдается в западных компаниях и в Украине. Согласно результатам опроса АСС и компании Deloitte, 40% бизнес-респондентов планируют оставить работать часть сотрудников удаленно даже после снятия основных ограничений. Поэтому все такие рекомендации удержания сотрудников от выгорания останутся актуальными и в дальнейшем.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.