Надежды СОP26: к каким экотребованиям готовиться украинскому бизнесу

Надежды СОP26: к каким экотребованиям готовиться украинскому бизнесу

Какие планы сформировала Украина после климатической конференции в Глазго

Цей текст також доступний українською
Надежды СОP26: к каким экотребованиям готовиться украинскому бизнесу

Климатическая конференция в Глазго, которая состоялась в ноябре 2021 года, заставила задуматься общество и бизнес, как вести себя с ресурсами планеты и как противостоять глобальному потеплению. Основные тезисы конференции Mind приводил в материале "Ради завтра: 5 важнейших инсайтов COP26". О готовности внести изменения в свою деятельность заявили автопроизводители. Так, BYD, Ford, General Motors, Jaguar Land Rover, Mercedes-Benz и Volvo подписали декларацию на то, что они до 2040 года откажутся от выпуска автомобилей с бензиновыми двигателями. Кроме того, более 40 стран анонсировали отказ от угольной энергетики в течение следующих 20 лет. Однако экоактивисты скептически относятся ко всем лозунгам, которые провозглашали компании и страны во время конференции, и отмечают, что не все приведенные планы действительно будут осуществлены. В то же время часть из провозглашенных планов страны будут пытаться осуществить. Следовательно, и украинскому бизнесу уже сейчас можно готовиться к приведенным изменениям. На что же обратить внимание последнему уже сегодня и какие эко-требования могут быть введены в ближайшее время в Украине, рассказала Mind партнер практики антимонопольного права Redcliffe Partners, адвокат, Анастасия Усова.

Климатическая конференция ООН СОР26 в Глазго стала главным мировым эко-событием этого года. В отличие от мировых СМИ, где СОР26 стала хедлайнером, украинские масс-медиа уделили не так много внимания этому историческому событию. Похоже, что украинцы еще не до конца понимают, насколько ощутимое влияние новые эко-требования окажут на бизнес. Предлагаем рассмотреть, что именно подписала Украина по результатам СОР26, как новый "углеродный налог" ЕС повлияет на украинских экспортеров, и почему эко-трансформация бизнеса – новый императив для привлечения инвестиций.

Результаты СОР26 для Украины

По результатам участия в СОР26 Украина вместе с другими 196 странами подписала Климатический пакт Глазго и обязалась:

  • пересмотреть свои планы по сокращению выбросов углерода в 2022 году, чтобы удержать уровень потепления в пределах до 1,5 градусов по Цельсию до 2030 года;
  • поэтапно сократить использование неослабленного угля, который производится без нейтрализации вредных выбросов.

В рамках СОР26 Украина также присоединилась к ряду международных инициатив, в частности, по сокращению выбросов метана на 30% до 2030 года по сравнению с 2020 годом (Global Methane Pledge); прекращению использования угля при производстве электрической энергии до 2035 года и широкомасштабного инвестирования в возобновляемую энергетику (Powering Past Coal Alliance); устойчивому лесо- и землепользованию.

Уже через несколько дней после СОР26 отдельные страны начали изменять правила игры для бизнеса, чтобы дать возможность постепенного перехода на новые стандарты по декарбонизации. Например, Великобритания вводит требование, что с 2023 года компании должны публиковать детальные планы о мерах декарбонизации с учетом общегосударственных целей по достижению нулевых выбросов углерода к 2050 году.

Что касается Украины, пока все ограничилось короткой публикацией о подписанных документах в рамках СОР26 на сайте Министерства защиты окружающей среды. На данный момент не хватает четких месседжей от правительства о том, какие последствия для украинского бизнеса будут иметь новые реалии глобальной климатической политики, частью которой является Украина.

А для бизнеса важно своевременно понять новые требования и как можно к ним подготовиться, ведь переход на новые эко-стандарты требует не только значительных инвестиций, но и времени для изменения отдельных процессов или всей бизнес-модели.

Какие эко-требования на повестке дня для украинских экспортеров в ЕС?

В частности, одним из основных вопросов СOP26 было обсуждение позиций ЕС по внедрению механизма пограничного углеродного корректирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM). Несмотря на ожидания, что эта инициатива может вызвать серьезное сопротивление среди участников, представители ЕС смогли ее отстоять.

Если все пойдет по плану, уже с 2023 года украинские производители будут экспортировать отдельные товары в ЕС по новым правилам углеродного корректирования.

Какие обязательства предусматривает CBAM?

Чтобы экспортировать товар в ЕС, производители должны будут покупать углеродные сертификаты по цене, которую они бы заплатили, если бы производили товар на территории ЕС. Пока что эти требования распространяются на пять категорий товаров: железо и сталь, цемент, алюминий, минеральные удобрения и электроэнергия. Предусмотрено, что этот перечень будет постепенно расширяться.

"Углеродный налог" является одним из инструментов достижения амбициозных целей Зеленого курса ЕС по уменьшению выбросов углерода на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. Главная цель СBAM – предотвратить риски так называемой "утечки углерода" ("carbon leakage"). При отсутствии такого механизма усилия ЕС по декарбонизации могут сойти на нет, ведь в противном случае компании-резиденты ЕС смогут перемещать свои углеродоемкие производства в страны с более низкими эко-стандартами, чтобы избежать выплат за углеродные выбросы.

Благодаря тому, что "углеродный налог" поставит местных производителей ЕС и импортеров в одинаковые условия, появятся стимулы для инвестиций в "озеленение" производства не только в ЕС, но и в других странах.

Сроки введения "углеродного налога" и как это будет работать на практике

Планируется, что с 2023 года будут действовать новые правила CBAM отчетности – в течение первых трех лет импортеры в ЕС должны только отчитываться об углеродных выбросах ввезенных товаров. А с 2026 года постепенно будут вводиться платежи за углеродные сертификаты. Компании будут ежегодно декларировать объем импортированных в ЕС товаров за предыдущий год и связанных с ними углеродных выбросов, на основании чего определяется количество необходимых для приобретения сертификатов.

Пока что учитываются только прямые выбросы, связанные с производством импортированных товаров. Если производитель уже уплатил налог на СО2 в своей стране, можно будет уменьшить стоимость сертификата на соответствующую сумму при наличии подтверждения о ее оплате.

Что делать, если украинский экспортер не сможет предоставить данные о количестве фактических выбросов? В таком случае придется платить, исходя из среднего показателя углеродных выбросов, задекларированного производителями аналогичных товаров с Украины. То есть отсутствие данных может сыграть против производителей.

При этом стоимость сертификатов может существенно колебаться, поскольку она будет определяться, исходя из стоимости разрешений на выбросы CO2 в системе EU ETS.

Масштаб угрозы для украинских экспортеров

Как видно из статистики 2019 года, Украина входит в пятерку самых крупных стран-импортеров товаров в ЕС, подлежащих CBAM сертификации (после России, Турции, Китая и Великобритании). Поэтому новые требования могут существенно ослабить позиции украинских товаров в ЕС. Стоит отметить, что похожие механизмы планируют вводить и другие страны, в том числе Канада и Япония.

Надежды СОP26: к каким экотребованиям готовиться украинскому бизнесу
Фото: https://www.cer.eu

Чтобы оставаться конкурентоспособными, украинские производители в идеале должны заблаговременно адаптироваться к новым требованиям и декарбонизировать производственные процессы. Эта трансформация требует много времени и финансовых ресурсов, поскольку могут понадобится изменения не только со стороны самого производителя, но и его поставщиков и партнеров на различных этапах цепочки поставки.

Поэтому, чтобы "озеленение" бизнеса осуществлялось максимально безболезненно, важная задача, которая стоит перед украинским правительством – заблаговременно информировать бизнес о новых требованиях, вести разъяснительную работу о том, как они будут работать на практике, разработать понятную дорожную карты по внедрению правил отчетности и процедуре получения сертификатов, и всех необходимых формальностей. В этом вопросе время играет против украинского производителя, и чем раньше правительство начнет подготовительную и информационную кампанию, тем больше шансов для бизнеса провести трансформацию с минимальными потерями.

Не говоря уже о том, что во многих странах правительства предоставляют экономические преференции и налоговые льготы для облегчения перехода на "зеленую сторону".

Финансовые стимулы для эко-трансформации

Як відомо, ніщо так не стимулює бізнеси до трансформацій як кнут (обов'язкові регуляторні вимоги) або пряник (фінансові стимули та переваги). Хороша новина для еко-свідомих компаній, що крім регуляторного тиску, який має прискорити інвестиції в зелені технології, зараз спостерігається потужний світовий тренд з посилення фінансових інвестицій саме в екологічний та сталий бізнес.

Результаты Глобального опроса об устойчивых инвестициях BlackRock 2020 года свидетельствуют о том, что бизнесу, который не соответствует критериям устойчивого развития, будет все сложнее привлекать частные инвестиции. Так, 86% респондентов в регионе EMEA заявили, что именно устойчивое инвестирование уже является или станет центральным в их инвестиционных стратегиях. Под устойчивым инвестированием понимают так называемое "социально ответственное инвестирование" по принципам ESG – ecology, society, governance, когда экологические, социальные и управленческие факторы идут в приоритете при принятии инвестиционных решений. При этом из трех ESG факторов 88% респондентов отметили именно экологичность как приоритетный критерий при инвестировании на момент проведения опроса и на ближайшие 3-5 лет. В опросе приняли участие 425 инвесторов из 27 стран с общей стоимостью активов под управлением в 25 триллионов долларов США.

Поэтому если не "регуляторным" кнутом, так "финансовым" пряником, компании будут вынуждены ускорять переход к устойчивым и более экологическим бизнес-моделям. Чем раньше такие шаги будут сделаны, тем больше выгод от перехода на "зеленую сторону" смогут получить компании.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно