Конкуренция по-новому: как АМКУ будет сотрудничать с бизнесом

Конкуренция по-новому: как АМКУ будет сотрудничать с бизнесом

Топ-7 нововведений в рассмотрении дел, о которых стоит знать предпринимателям

Цей матеріал також доступний українською
Конкуренция по-новому: как АМКУ будет сотрудничать с бизнесом

7 февраля 2019 года после более чем полуторагодовой ожесточенной борьбы «за» и «против», повторных чтений и блокировок, Верховная Рада проголосовала за законопроект №6746, предусматривающий изменения в процедуре рассмотрения дел о нарушении конкуренционного законодательства. В ближайшее время его должен подписать президент Украины Петр Порошенко.

Какие новации содержит закон и что ожидает нарушителей антимонопольного законодательства, Mind рассказали Анастасия Усова, советник ЮФ Redcliffe Partners, и Анна Вишневская, младший юрист ЮФ Redcliffe Partners.

Новый закон предоставляет гарантии для реализации права на защиту и принципов справедливого процесса при рассмотрении Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) дел о нарушении конкурентного законодательства. Ряд инструментов был разработан на основе механизмов, которые применяет Европейская комиссия.

Теперь рассмотрим семь главных нововведений, о которых стоит знать бизнесу, который имеет дело с расследованиями АМКУ.

Вводится процедура урегулирования (так называемая settlement procedure) по делам о картеле и других антиконкурентных согласованных действиях (с 1 января 2020 года)

В чем суть процедуры урегулирования? Компания-ответчик по делу может получить уменьшение потенциального размера штрафа на 20% в обмен на признание факта совершения ею нарушения и отдельных его обстоятельств. Такой механизм выгоден для обеих сторон:

  • бизнес может не только снизить сумму штрафа, но и сократить временные затраты, нагрузку на менеджмент в связи с расследованием, которое может длиться годами;
  • АМКУ может сэкономить административный ресурс, необходимый для сбора доказательств по делу, и перенаправить силы на расследование других нарушений.

В ЕС этот механизм существует еще с 2008 года, но применяется только в отношении картелей (антиконкурентные сговоры между конкурентами с целью завышения цен или других способов ограничения конкуренции). В период с 2010 по 2017 годы половина (24 из 48) штрафных решений Еврокомиссии в картельных делах утверждались именно по результатам процедуры урегулирования. И это при том, что в ЕС компании могут рассчитывать лишь на 10% «скидку».

Как это работает? Инициатором урегулирования выступает ответчик, который подает в АМКУ заявление, включая согласие оплатить штраф (заявление следует подать до того, как орган АМКУ составит представление с предварительными выводами по делу). Если АМКУ считает целесообразным применить процедуру урегулирования, он предлагает начать эту процедуру всем ответчикам по делу. После этого начинаются переговоры, в результате которых составляется соглашение об урегулировании, которое должно содержать признание факта совершения нарушения и определенных его обстоятельств, размер штрафа с учетом 20% скидки, обязательства прекратить нарушение и т. д. Соглашение утверждает суд, после чего АМКУ принимает окончательное решение по делу относительно этого ответчика.

Важно, что после заключения соглашения об урегулировании ответчик не имеет права обжаловать решение АМКУ по основаниям, которые были им признаны в рамках процедуры урегулирования.

План «Б». Если во время переговоров стороны не достигнут согласия, дело возвращается в обычный режим рассмотрения. При этом любые утверждения ответчика во время переговоров не могут расцениваться как признание правонарушения или доказательства его совершения.

Совершенствование механизма освобождения от ответственности по делам о картеле и другие антиконкурентные согласованные действия (так называемая leniency)

Как было раньше? Так называемая программа leniency была введена в Украине еще в 2012 году и предусматривает полное освобождение от ответственности за участие в картеле или других антиконкурентных согласованных действиях для компании, которая первой сообщила АМКУ о нарушении и предоставила его веские доказательства.

Старая процедура не предусматривала никаких «скидок» для второго и последующих заявителей, поэтому компания-заявитель рисковала понести полную ответственность без «бонусов», если окажется, что кто-то сообщил о нарушении ранее. Поэтому leniency не пользовалась «спросом» среди украинского бизнеса, и известны лишь единичные случаи ее применения.

Как это будет работать теперь? Как и ранее, первый заявитель получает полное освобождение от ответственности, при этом штраф для второго заявителя уменьшается на 50%; для третьего – на 30%; для следующих заявителей – на 20%. Так же как и в случае процедуры урегулирования, компания, которая воспользовалась leniency, не освобождается от ответственности за возмещение вреда от нарушения по искам от третьих лиц.

В отличие от Украины, в ЕС leniency пользуется большей популярностью: в период с 2006 до 2015 год в 85% картельных дел, в которых Еврокомиссия применяла штрафные санкции (46 из 54 дел), компании получили уменьшение штрафов по программе leniency.

Например, в 2016 году Еврокомиссия оштрафовала четырех известных немецких автопроизводителей за ценовой сговор, который длился почти 14 лет (с 1997 по 2011 год). Общая сумма штрафа для компаний Daimler, Volvo / Renault, DAF и Iveco составила почти 3 млрд евро, еще один участник – компания MAN, получила полный иммунитет за раскрытие картеля. При этом Volvo/Renault удалось уменьшить размер штрафа на 40%, Daimler – на 30%, DAF и Iveco получили по 10% «скидки» каждая.

Новые процессуальные гарантии и права для участников дела 

Ответчики и другие участники в деле получат дополнительные права:

  • знать, признаки которого нарушения и какие именно действия являются основанием для рассмотрения дела АМКУ, то есть в распоряжении о начале рассмотрения дела это должно четко указываться;
  • заявлять отводы должностным лицам АМКУ, экспертам и переводчикам в случае конфликта интересов или других сомнений в их беспристрастности или объективности;
  • быть выслушанными органом АМКУ, уполномоченным на принятие решения по делу (а не только должностными особами, которые проводят расследование);
  • оспаривать распоряжение, выданные при рассмотрении дела, а также бездействие органов АМКУ и их должностных лиц;
  • решения АМКУ не могут основываться на доказательствах, с которыми участники дела не имели возможности ознакомиться (кроме конфиденциальной информации) и предоставить возражения, или полученных с нарушением законодательства и права человека на защиту, и тому подобное.

Лица, проводившие расследование, не будут участвовать в принятии решения по делу

Решение органов АМКУ принимаются путем голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов. В отличие от того, как это работает сейчас, по новому порядку член коллегиального органа, проводившего или организовывающего расследования, не будет иметь права голоса при вынесении решения. Таким образом, можно обеспечить беспристрастность при вынесении решения, ведь среди decision-makers не будет тех лиц, которые посвятили несколько месяцев или лет своей жизни сбору доказательств определенного нарушения, и, соответственно, могут быть заинтересованы в постановлении обвинительного решения.

Участники дела смогут проводить консультации с АМКУ

Компании или АМКУ смогут инициировать консультации по отдельным вопросам по делу для обсуждения фактических, экономических, правовых аспектов дела; возможности добровольного прекращения исправления действий, имеющих признаки нарушения и др. Благодаря прозрачной процедуре компании смогут получить больше информации о ходе рассмотрения дела, вовремя донести свою позицию АМКУ и избежать ошибочной интерпретации отдельных фактов и, по возможности, оперативно прекратить нарушение и ограничиться рекомендациями.

Установлены максимальные сроки рассмотрения дел

Закон устанавливает предельные сроки для рассмотрения дел, по истечении которых дело закрывается из-за недоказанности совершения нарушения, в частности:

5 лет по делам об антиконкурентных согласованных действиях;

1 год: по делам об осуществлении концентрации без получения соответствующего разрешения АМКУ; нарушения в сфере недобросовестной конкуренции;

6 месяцев: по делам о невыполнении решения АМКУ; непредоставление информации в установленные АМКУ сроки; представление неполной или недостоверной информации; создание препятствий работникам АМКУ в проведении проверок;

2 года: по другим делам.

Все указанные сроки не учитывают время на получение от ответчика информации по требованию АМКУ и в случае остановки рассмотрения дела. В некоторых определенных случаях сроки могут быть продлены АМКУ не более чем на шесть месяцев, а в случае замены ответчика или привлечения соответчика сроки исчисляются сначала.

Отменена пеня в размере 1,5% за каждый день просрочки уплаты штрафа

После подписания закона президентом через три месяца после его опубликования указанные инструменты и процессуальные гарантии станут доступными бизнесу для более эффективной реализации права на защиту в расследованиях АМКУ. Но, как говорила еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер, «ни один закон не приносит столько пользы, сколько приносит его выполнение». Поэтому путь к «жить по-новому» не заканчивается с принятием закона, а только начинается.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно