Казнить нельзя помиловать: насколько правильные решения принимает Нацбанк в условиях войны

Казнить нельзя помиловать: насколько правильные решения принимает Нацбанк в условиях войны

И что будет дальше с учетной ставкой, курсом валют и банками подсанкционных собственников

Цей текст також доступний українською
Казнить нельзя помиловать: насколько правильные решения принимает Нацбанк в условиях войны

Mind продолжает публиковать материалы в рубрике «Nota Bene». Этот формат подразумевает несколько большую эмоциональную окраску, что, впрочем, компенсируется глубиной экспертизы автора в изучаемом вопросе. Сегодня Денис Безлюдько, специальный корреспондент Mind, редактор проекта #GDENGI, размышляет о том, как монетарная политика Национального банка коррелируется с военными реалиями, в которых живет страна, и каковы плюсы и минусы таких решений для украинской экономики.

Уже почти полтора года Нацбанк живет по «военному» времени. С 24 февраля центральный банк страны принял много регуляторных решений. По многим из них получил в ответ шквал критики. Зачастую небезосновательной. Но. Чтобы было, если бы их не было? В кризисной ситуации, «вовремя» принятое решение, на чаше весов обычно перевешивает «правильно» принятое. Попробуем поставить запятую в фразе «казнить нельзя помиловать».

Высокая учетная ставка

До мая 2022 Нацбанк мужественно держал учетную ставку на уровне 10%. В принципе, когда всю страну лихорадило, а русские танки расстреливали Киев, Чернигов, Сумы и Харьков, то размер этого макрофинансового показателя мало кого волновал. Да и мало на что влиял. С июня прошлого года, учетная ставка выросла до 25% и с тех пор не менялась.

Минусы

  • Тормозится кредитование. Оно и при 10% было не шибко активным, несмотря на все усилия правительства и НБУ. А при 25% о нем говорить не приходится вовсе.
  • Банки зарабатывают «неприличные» проценты, покупая депозитные сертификаты Нацбанка.

Плюсы

  • Банковская система получила ресурс и выстояла. А значит платежи не рухнули, клиентские счета обслуживаются, экономика живет.
  • Излишек денежной массы изъят из оборота и не создает дополнительного инфляционного давления.
  • Пусть не так быстро, но банки начали повышать депозитные ставки, а население перестало изымать свои средства из банковской системы.

Шоковый период пройден. На профильном комитете НБУ уже звучат голоса о снижении учетной ставки. А правительство нарабатывает механизмы компенсации кредитных ставок. Первые шаги, думаю, будут сделаны в сфере ипотечного кредитования.

Фиксированный валютный курс

С начала полномасштабного российского вторжения, Нацбанк зафиксировал курс на уровне 29,25 грн/долл. В июле – девальвировал сразу на 25% до 36,57 грн/долл. Критиковали и первое, и второе. А решение запретить «обменкам» выставлять курс на табло вообще породило кучу конспирологических теорий.

Минусы

  • Фиксированный курс не отражает реального положения вещей.
  • Разница между официальным и рыночным курсом создает преференции «черному» рынку и дисбаланс для предпринимателей.
  • Запрет на публичное выставление курса значит, что НБУ что-то скрывает.

Плюсы

  • Валютный рынок имел четкий маяк от Центробанка, на который мог ориентироваться.
  • Девальвация официального курса на 25% и разрешение банкам устанавливать наличные курсы валют, убрало дисбалансы на наличном рынке и снизило лишнюю панику.
  • Запрет на публикацию на табло курсов породил кучу мемов (многие из них реально смешные) и побудил «обменки» публиковать патриотические слоганы. «Слава ЗСУ!» на электронном табло отлично смотрится.

Удерживая валютные курсы к привязке к официальному, НБУ подкреплял это масштабными интервенциями. А благодаря масштабной финансовой помощи наших международных партнеров, международные резервы не только не упали, но и выросли до рекордных значений за последние годы. А валютные ограничения, НБУ уже анонсировал, что будет понемногу смягчать.

Санкционная политика

После вывода с рынка трех российских госбанков, Нацбанк осторожничает с участниками банковского рынка. Сенс Банк (экс-Альфа) хотя и находится под пристальным вниманием, но продолжает работу и его судьба пока неясна. Австрийский «Райф» и венгерский ОТР продолжают работать и в россии, и у нас. Даже имея статус «спонсоров терроризма» от НАПК.

Минусы

  • Имиджево «закрывать глаза» на деятельность банков с российским капиталом или работающим в рф, возможно, не самая лучшая идея.

Плюсы

  • Стабильность банковской системы.

В кризис выводить с рынка или реформировать три не самых маленьких (а «Райф» и «Сенс» практически системообразующие) это очень дорогой проект, даже для центробанка. Так что НБУ, в принципе, принял соломоново решение, что «дети за отцов не отвечают» и вверил судьбу материнских контор Райффайзенбанка и ОТР-банка европейскому регулятору. Тем более, что в рамках существующего законодательства, особых санкций к этим «нарушителям» НБУ применить не может. А судьба «Сенс банка» зависла в парламенте. Нардепы просаботировали окончательное принятие соответствующего закона.

В целом, нужно отметить, что НБУ контролирует ситуацию. Резервы растут, курс плюс-минус стабилен, инфляция притормаживает. Она, конечно не в пределах 5%, к которому мы стремились до войны. Но и ниже, чем ожидал сам НБУ. На 2022 прогноз по инфляции был 30%, уложились в 26%. Паники среди населения тоже нет: очереди в обменники за долларами не стоят и в банки за депозитами тоже. Критиковать НБУ, конечно, надо. Общественный контроль никто не отменял, но «запятые» все-таки надо ставить в правильном месте.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно