Речной стратег: зачем «Нибулон» строит элеваторы у Днепра и Южного Буга?

Речной стратег: зачем «Нибулон» строит элеваторы у Днепра и Южного Буга?

Сколько денег в это вкладывает и на какую выгоду рассчитывает

Цей текст також доступний українською
Речной стратег: зачем «Нибулон» строит элеваторы у Днепра и Южного Буга?
Фото «Нибулон»

14 июля 2017 года в небольшой город Голая Пристань Херсонской области съехались чиновники из министерств, бизнесмены и даже руководители международных финансовых учреждений в Украине. Все они прибыли на открытие зернового перевалочного комплекса, который построило сельхозпредприятие «Нибулон» – один из крупнейших зернотрейдеров Украины.

Новый элеватор в Голой Пристани рассчитан на 77 000 тонн единовременного хранения. Месяцем ранее «Нибулон» открыл еще один элеватор недалеко от Днепра – в селе Беленькое Запорожской области. Оба перевалочных комплекса хорошо вписываются в речную логистику «Нибулона», которую он развивает уже много лет. Сейчас в СП «Нибулон» насчитывается 26 элеваторов и перевалочных комплексов, 11 из которых расположены вдоль Днепра и Южного Буга. Большинство речных элеваторов построено за последние 10 лет.

Зачем менять логистику? Генеральный директор СП «Нибулон» Алексей Вадатурский во второй половине «нулевых» спрогнозировал: за речной логистикой – будущее, возить зерновые железной дорогой и грузовыми авто станет дорого и хлопотно.

Прогнозы менеджмента «Нибулона» подтверждаются: каждую осень аграрии испытывают все больший дефицит подвижного состава на железной дороге, на подвозе к портам все чаще случаются заторы, увеличиваются расходы на транспортировку, и, главное, железнодорожные перевозки в последнее время ощутимо дорожают.

Так, за последние два с половиной года «Укрзализныця» дважды повышала тарифы на грузоперевозки: в 2015 году на 30% и в 2016 году на 15%. Сейчас топ-менеджмент железной дороги инициирует повышение тарифов еще на 25%.

Кроме того, в прошлом году «Укртрансбезопасность» (УТБ) усилила контроль на дорогах. В этом году он станет еще жестче – УТБ недавно купила 78 новых передвижных весовых комплексов. Такую технику планируют приобрести и в юго-восточных областях Украины. «Без перегрузки использовать автомобили для перевозки зерна невыгодно, такой контроль на дорогах примерно на 60% повысил себестоимость перевозки для аграриев», – объясняет Александр Лысенко, эксперт по логистике.

По данным СП «Нибулон», стоимость доставки тонны зерна по железной дороге от Кременчуга до Николаева составляет почти 230 грн, речным транспортом – 250 грн. Но если в «Укрзализныце» действительно смогут пролоббировать повышение тарифов на железнодорожные перевозки, то речная логистика будет самым дешевым способом доставить зерно в украинские морские порты. По данным «Нибулона», каждые 3 млн тонн зерновых, переправленные по реке, позволят разгрузить около 250 вагонов и убрать с дорог до 600 грузовиков в сутки.

Сейчас в Украине речным транспортом перевозится до 7% урожая зерновых, почти половину зерна по рекам транспортирует именно «Нибулон». В экспортной статистике «Нибулона» – это тоже почти половина.

Річковий стратег: навіщо «Нібулон» будує елеватори біля Дніпра та Південного Бугу?

Хватает ли элеваторов? В Украине достаточно зернохранилищ – около 1200, их общая мощность оценивается в 48 млн тонн, чего достаточно для хранения запасов, которые  формируются в пиковый период (30–32 млн тонн). Но есть нюанс: только четвертая часть элеваторов построена по современным технологиям. И именно в такие аграрии стремятся отдавать урожай на хранение.

Почему? В старых – слишком большие потери зерна – около 15%, высокие затраты газа и электроэнергии, сложности с разгрузкой/погрузкой вагонов и тому подобное. «На современном элеваторе на загрузку 54 вагонов идет один день, на устаревшем – до 10 дней», – говорится в отчете Всемирного банка, посвященном вопросам логистики зерновых в Украине.

Задержка вагонов увеличивает на рынке и без того высокий спрос на зерновозы и заставляет грузоотправителей платить за простой тех же вагонов и судов в портах. Сутки простоя судна дедвейтом 5000 тонн стоят от $6000.

«Такой компании, как «Нибулон», строить элеваторы выгоднее, чем хранить зерно в чужих», – соглашается Мария Колесник, руководитель аналитического департамента консалтинговой компании ААА.

При этом аналитик отмечает, что «Нибулон» закрывает свои потребности в хранении собственного урожая. «Но компания зарабатывает не только на продаже собственного зерна, она покупает зерно у мелких аграриев и предоставляет услуги по хранению чужого урожая, поэтому наращивает количество элеваторов с прицелом на растущие объемы урожая», – уточняет Колесник. По оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет урожай в Украине увеличится примерно до 100 млн тонн зерновых.

«Сейчас «Нибулону» принадлежит более 70% мощностей по хранению зерна на Днепре. Но так как остальные 30% мощностей – это преимущественно старые и маленькие элеваторы [исключая элеваторы в Светловодске, которым оперирует группа компаний «УкрАгроКом» и «Гермес Трейдинг»] там можно спокойно построить еще пять комплексов, годовой мощностью более 8 млн тонн», – считает Александр Лысенко.

Какие планы у «Нибулона»? В компании намерены и дальше наращивать мощности по хранению зерновых. В декабре прошлого года Европейский инвестиционный банк выделил «Нибулону» кредит на 71 млн евро. Часть этих денег холдинг планирует потратить на строительство еще 10 элеваторов, что позволит ему увеличить мощности более чем на 20%. По словам Алексея Вадатурского, все зернохранилища будут расположены на Южном Буге, Днепре и других реках.

Кроме строительства зернохранилищ, в СП «Нибулон» занимаются формированием собственного флота – сейчас у предприятия около 60 судов. В планах судостроительной верфи, входящей в состав «Нибулона», – построить еще 40 несамоходных судов.

Особое внимание топ-менеджмент компании уделяет развитию внутренних водных путей. С 2009 года «Нибулон» внедряет проект по развитию судоходства на Южном Буге и Днепре. Начальный этап работ предприятие реализовывало в рамках сотрудничества с ЕБРР, теперь намерено развивать украинские реки при поддержке ЕИБ.

Алексей Вадатурский говорит, что сотрудничество с ЕИБ позволит его компании в течение трех лет увеличить объемы перевозок по Днепру и Южному Бугу до 4 млн тонн. В последние годы «Нибулон» наращивает собственные перевозки примерно на 500 000 тонн в год. Так, в 2015-м компания перевезла по рекам 1,5 млн тонн зерновых, а в 2016 году –- более 2 млн.

Но в компании этим не ограничатся. Игроки рынка говорят, что потенциал рек для транспортировки зерновых значительно больше. «Общий потенциал перевозки экспортного зерна речным транспортом к 2020 году составит почти 8,1 млн тонн в год, из которых 2,2 млн – это прямой экспорт и 5,9 млн тонн – для перегрузки на морские суда», – считает Александр Лысенко. Но, по оптимистическому прогнозу, к 2020 году этот показатель может достичь 12 млн тонн в год, говорит Лысенко.

Річковий стратег: навіщо «Нібулон» будує елеватори біля Дніпра та Південного Бугу?

Конечно, об этом хорошо знают в «Нибулоне». Еще в советское время в Украине по внутренним водным путям доставлялось около 60 млн тонн грузов. Этого, например, хватило бы, чтобы перевести весь урожай зерновых, который собрали аграрии по итогам 2015 года.

Потенциал перевозки экспортного зерна по реке, тыс. тонн/год

Регион

Экспорт речными судами и судами «река – море»

Для перегрузки с речных барж на морские суда

Потенциал
перевозок

Дополнительная ниша роста перевозок

Общий
потенциал

Киевская обл.

0

900

900

450

1350

Черниговская обл.

0

500

500

250

750

Черкасская обл.

100

800

900

450

1350

Полтавская обл.

200

800

1,000

500

1500

Кировоградская обл.

200

800

1,000

500

1500

Николаевская обл.

500

500

1,000

500

1500

Херсонская обл.

500

200

700

350

1050

Днепропетровская обл.

400

800

1,200

600

1800

Запорожская обл.

300

600

900

400

1300

Всего

2200

5900

8100

4000

12 100

Расчеты: Александр Лысенко

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно