». о. предправлени€ Ђ”крзализныциї: Ђƒл€ мен€ стало открытием, что у ”« есть серьезна€ кадрова€ проблемаї

». о. предправлени€ Ђ”крзализныциї: Ђƒл€ мен€ стало открытием, что у ”« есть серьезна€ кадрова€ проблемаї

≈вгений  равцов Ц о Ђнаследстве Ѕальчунаї, дефиците вагонов, трудовой миграции и Ђ»нтерситиї в ≈вропу

÷ей матер≥ал також доступний украњнською
». о.  предправлени€ Ђ”крзализныциї: Ђƒл€ мен€ стало открытием, что у ”« есть серьезна€ кадрова€ проблемаї
≈вгений  равцов
‘ото MIND

9 августа  абмин уволил ¬ойцеха Ѕальчуна с должности руководител€  ѕјќ «”крзализниц€» (”«). »сполн€ть об€занности председател€ правлени€ железной дороги правительство поручило ≈вгению  равцову, первому замминистра инфраструктуры. 

ƒл€ ≈вгени€  равцова это не нова€ должность – с марта по май 2016 года, до прихода в ћининфраструкутры, он руководил железной дорогой. “акже с но€бр€ прошлого года он возглавл€л наблюдательный совет ”«.

¬ интервью Mind  равцов рассказал о том, как работалось ¬ойцеху Ѕальчуну, о своей работе с ¬ладимиром ќмел€ном, о гр€дущих изменени€х на рынке грузоперевозок и о том, почему скоростное пассажирское сообщение должно быть в приоритете дл€ ”«.

 роме вашей, в  абмине рассматривали и другие кандидатуры на эту должность?

– — точки зрени€ практического опыта, когда уходит руководитель, на его место часто назначают главу наблюдательного совета. Ќо всех деталей моего назначени€ не знаю, то есть € не могу сказать, рассматривали ли кого-то еще на эту должность. 

–  ак складывались отношени€ с  ¬ойцехом Ѕальчуном?

– ” нас были нормальные отношени€. я противник любых конфликтов на работе, потому что это уменьшает продуктивность. 

– √лава правительства ¬ладимир √ройсман предложил Ѕальчуну стать советником в ”«. „то об этом думаете?

– ¬ойцех Ѕальчун сейчас в отпуске.  огда он вернетс€, € намерен с ним этот вопрос обсудить. —читаю, что его знани€ и опыт пригодились бы дл€ международного направлени€ развити€  железной дороги. Ќо финальное решение, разумеетс€, будет принимать он сам.

– ќстальные польские топ-менеджеры остаютс€ на своих должност€х в ”«?

– ” мен€ сложилось свое представление о работе менеджмента. ¬ целом есть позитивные и прорывные результаты, есть и недоработки. Ќо вопрос состава правлени€ – в компетенции  абмина.

ѕоставить на рельсы

– Ќа чем вы сейчас сосредоточите силы и внимание?

– Ќужно обеспечить бесперебойную работу железной дороги. ќсенью у ”« пиковые нагрузки, и если в прошлом году дело было только в аграри€х, которые везут свое зерно в порты, то сейчас еще выросли цены на мировом рынке руды – и наши рудники начали активно работать на экспорт. „тобы не было сбоев в работе, до конца сент€бр€ собираемс€ увеличить количество рабочих локомотивов еще как минимум на 60 единиц.

– √де железна€ дорога возьмет локомотивы?

– ” ”« есть техника, котора€ отставлена на плановый ремонт, но не приведена в пор€док, потому что были проблемы с поставкой запчастей и качеством выполнени€ ремонтных работ.

– ѕочему не разрешить частным компани€м закупать локомотивы?

– ƒл€ того чтобы частные локомотивы могли работать на железной дороге, нужно прин€ть закон «ќ железнодорожном транспорте», который уже достаточно долго обсуждаетс€ в ¬–.   роме того, нужно разработать и утвердить правила доступа частной т€ги к железнодорожной инфраструктуре. ј это невозможно быстро сделать. ¬ европейских странах на это уходило от семи до 15 лет – столько переходили к частному рынку железнодорожных перевозок.

ѕотому что это очень сложный процесс и здесь важно не допустить ошибок. ¬от, например, еще 15 лет назад железна€ дорога пустила к себе частные вагоны, но на рынке железнодорожных перевозок все равно есть дефицит подвижного состава.

– ¬ чем причина дефицита?

– ¬ том, что использовать вагоны железной дороги грузоотправител€м выгоднее – они значительно дешевле подвижного состава из частного парка. “о есть, когда говор€т: «Ќе хватает вагонов», речь не о том, что нет вагонов вообще, а о том, что нет дешевых вагонов ”«.

¬ладельцы частного парка говор€т, что за последний год у них участились случаи, когда на железной дороге умышленно ломали  частные вагоны, откручивали детали. ѕри этом быстро отремонтировать свои вагоны они не могут – дл€ заводов ”« в приоритете ремонт собственных вагонов.

– ќ том, что частные вагоны массово намеренно ломают или откручивают детали, – € ничего не знаю. » если честно – не очень в это верю. Ќо € готов вз€ть лично на контроль любое уголовное дело по этому вопросу. 

ƒействительно, наши заводы в первую очередь ремонтируют собственные вагоны, а в прошлом и этом году железна€ дорога еще и значительно увеличила объемы ремонта своего парка.  Ќо это не проблема ”«, это следствие непродуманной либерализации рынка.  огда открывали железнодорожную инфраструктуру дл€ частного парка, никто не ставил задачу перед частниками создавать собственные базы обслуживани€ подвижного состава. Ёто сделали только те компании, у которых большой парк вагонов, но их мощности рассчитаны под собственные нужды. ј другие не решили этот вопрос, и сейчас у них проблемы с оперативным ремонтом.

ќсобенности логистики

– —ейчас ”« внедр€ет электронное распределение зерновозов.  ¬ чем отличие такого метода от того, как это работало ранее?

– –аньше вагоны распредел€лись в ручном режиме. ” этого были как отрицательные, так и положительные стороны. ѕоложительные – в том, что в определенных ситуаци€х можно было оперативно отрегулировать загрузку железнодорожных узлов, отрицательные – в том, что ручное управление давало возможность дл€ коррупции и ставило грузовладельцев в неравные услови€: одни удовлетвор€ли свои потребности на 90%, другие – только на 10%.

Ёлектронное распределение ликвидирует коррупционные возможности, все грузовладельцы будут максимально равны.  онечно, те, кто раньше полностью закрывал свои потребности в вагонах, сейчас будут кричать ««рада!». ћы готовы к этому.  

– Ёта система может давать сбои?

– ћы запускаем систему электронного распределени€ вагонов в начале уборочной страды. » эта система до конца не отработана. Ќапример, мы до конца еще не определились, от каких критериев в автоматическом распределении лучше отталкиватьс€. ќт за€вки? Ќо у нас грузовладельцы часто перестраховываютс€ – заказывают больше вагонов, чем им нужно. ќт плана по объемам грузов? Ќо кто и как должен его утверждать? ќт объемов перевозок по опыту прошлого года?  аждый год рынок мен€етс€…

ѕока мы в поиске механизмов, но нам важно, чтобы они соответствовали интересам большинства.   орректировать механизм электронного распределени€ вагонов мы будем в оперативном пор€дке.

–  акие еще проблемы  есть в сфере грузоперевозок ”«?

– »нфраструктурные. ѕричем, это не только проблемы ”«, но и, например, проблемы портов, самих грузовладельцев. “е же темпы прироста объемов урожа€ у аграриев опережают темпы развити€ мощностей дл€ хранени€ зерна. »м не хватает новых и современных элеваторов, оборудовани€, которое бы быстро и эффективно разгружало и загружало вагоны.  аждый год, когда начинаетс€ пик загрузки зерновых терминалов, в ќдесском ћ“ѕ останавливаетс€ работа с контейнерами. 

Ќо мы видим эту проблему и по тому, сколько времени аграрии держат у себ€ вагоны. «а последний год врем€ разгрузки/погрузки вагона серьезно увеличилось, что, разумеетс€, бьет по эффективности работы ”«. 

– –аньше в ”« такие ситуации объ€сн€ли тем, что грузоотправители используют вагоны как склады на колесах, потому что хранение зерна в элеваторе обходитс€ им дороже.

– —ейчас такие случаи встречаютс€ крайне редко. ћы активно работаем с такими грузоотправител€ми. ќни знают, что, если будут использовать вагоны дл€ хранени€, в следующий раз они их не получат.

–  ак могла бы сократитьс€ оборачиваемость вагонов, если бы удалось разрешить инфраструктурные проблемы?

– я не возьмусь давать точную оценку, но по многим направлени€м решение таких острых проблем, как пропускна€ способность в узких местах железнодорожной инфраструктуры, обновление оборудовани€ в портах, уменьшило бы врем€ вагонов в пути как минимум на 25–30%. 

». о.  предправлени€ Ђ”крзализныциї: Ђƒл€ мен€ стало открытием, что у ”« есть серьезна€ кадрова€ проблемаї
≈вгений  равцов
‘ото Mind

– ќценка проблем ”« первого замминистра инфраструктуры отличаетс€ от того, как оценивает их глава ”«?

– я бы сказал, что в ћ»” не вид€т всех проблем. ƒл€ мен€ стало открытием, что у ”« есть серьезна€ кадрова€ проблема. ѕоследние два года, а особенно в текущем году, из-за введени€ безвизового режима с ≈— у нас большой отток кадров. ќпытные работники, иногда целыми бригадами, уезжают работать на европейские железные дороги. ” наших железнодорожников высока€ квалификаци€, и там на них большой спрос. ѕричины пон€тны – они едут туда за более высокими зарплатами.

Ќаиболее дефицитные профессии – машинисты, станционные смотрители, составители поездов. —ама€ проблемна€ в этом плане Ћьвовска€ железна€ дорога. ћолодые специалисты к нам не особенно идут, потому что зарплата на железной дороге зависит от стажа работы здесь.

– ѕольский топ-менеджмент ”« лоббировал повышение тарифов на грузоперевозки на 25%. ѕоддерживаете инициативу?

“арифы повышать нужно, но не на какой-то конкретный процент. Ќужно ввести индексацию тарифов в зависимости от инфл€ции.  ћы хотим проводить поквартальную индексацию, то есть в текущем квартале будем пересчитывать тарифы, основыва€сь на показател€х инфл€ции за предыдущий квартал. Ёто не идеальный, но пока наиболее реальный и объективный вариант и дл€ грузоотправителей, и дл€ ”«, потому что предпри€тию необходимо  пон€тное планирование. ”« не может без этого развиватьс€.

– Ќо в таком случае ”« будет незначительно кредитовать грузоотправителей.

– ≈сли и будет, то очень немного. ј вот сейчас мы их очень конкретно кредитуем.

–  –‘ ограничивает движение дл€ украинских судов по  ерченскому проливу. ≈сли его закроют полностью, грузоотправител€м придетс€ перенаправл€ть свои грузы из ћариупольского ћ“ѕ в другие украинские морские порты.  ”« справитс€ с этой нагрузкой?

– ѕереориентаци€ логистики уже происходит. Ќо мы готовились к этому. ѕоследние полтора года ”«  серьезно работала, чтобы расширить пропускную способность участка ¬олноваха –  амыш – «ар€, и сейчас там инфраструктура в приемлемом дл€ текущего грузопотока состо€нии. ≈сли объемы грузов увеличатс€ – мы будем увеличивать т€гу в этом регионе, чтобы загрузить это направление. “акже мы будем просить грузоотправителей активнее использовать обратный каботаж ћариуполь – Ѕерд€нск – ћариуполь.

—тавка на скорость

– ¬ ”« на врем€ пикового периода отпусков увеличивают количество пассажирских поездов на попул€рные направлени€. „то это за поезда?

– Ёто поезда не лучшей категории, которые железна€ дорога редко эксплуатирует. » именно такие поезда чаще всего станов€тс€ «геро€ми» социальных сетей. ” мен€ к пассажирам в св€зи с этим вопрос: как лучше ”« поступать в период, когда у вас возникает пикова€ потребность уехать – не увеличивать количество поездов, но  сохранить  хороший уровень качества и сервиса, или добавить те поезда, где объективно услови€ хуже, но они довезут вас летом в ту же ќдессу, а зимой, например, в Ѕуковель?

я считаю, нам нужно переходить к открытому диалогу с пассажирами.  ѕотому что обеспечить при тех ценах на билеты, которые есть сейчас, высокий сервис везде, ”« не может. “арифы на пассажирские перевозки не пересматривались уже несколько лет и в этом году тоже не будут подниматьс€ – такова позици€ государства.  Ёто социальное направление.

–  ¬ы большой сторонник скоростного сообщени€.  ¬ чем его преимущество дл€ железной дороги?

– ѕоезда «»нтерсити» и «»нтерсити+» заполнены на почти 95%. » если вычесть те суммы, которые ”« платит по кредиту (за покупку корейских Hyundai Rotem, которые  ”« вз€ла в 2012 году. – Mind), их  финпоказатели будут близки к рентабельности.

ќбычные же поезда в своем большинстве убыточны дл€ железной дороги.  ѕоэтому € считаю, что скоростное сообщение надо развивать в ”краине, а количество рейсов ночных поездов – сокращать.

– Ќо на большие рассто€ни€, например  иев – ”жгород, нецелесообразно ставить скоростной поезд.

– —егодн€ – нецелесообразно, но мы работаем над тем, чтобы через 10 лет такой поезд запустить. √лавное  – скоростной поезд не должен долго ехать.  Ќапример, дл€ «»нтерсити» семь  часов в пути в ќдессу – много.  Ќужно искать возможность сократить врем€ поездки.

– ћеждународное сообщение планируетс€ развивать?

– ќднозначно. «»нтерсити» в ѕеремышль хорошо себ€ зарекомендовал, и ”« планирует запустить туда вторую пару скоростных поездов. ќни будут идти через ¬инницу,  ’мельницкий и Ћьвов – у этих регионов тесна€ интеграци€ с ѕольшей, и мы рассчитываем, что эти поезда тоже получат высокую загрузку.

Ќо пока массово мы не можем развивать скоростное сообщение – у нас не хватает дл€ этого подвижного состава. —коростные поезда используютс€ на своих максимальных объемах.   огда сломалс€ «»нтерсити» (Ё р1 «“арпан»), который должен был везти пассажиров из ќдессы, нам нечем было его заменить. ј поезда иногда ломаютс€. 

 стати, ”« всем пассажирам, которые ехали сто€, потом возместила стоимость билетов.  

– ”« будет пополн€ть парк в ближайшее врем€?

– ƒо конца года закупим шесть трехвагонных дизель-поездов, которые планируем запустить на близком международном сообщении из Ћьвова в ѕольшу и из ќдессы в –умынию.  ћожет быть, запустим их на направлени€х в ¬енгрию и —ловакию.

». о.  предправлени€ Ђ”крзализныциї: Ђƒл€ мен€ стало открытием, что у ”« есть серьезна€ кадрова€ проблемаї
≈вгений  равцов
‘ото Mind

÷ена билета на «»нтерсити» до ѕеремышл€ ниже, чем стоимость билета в ѕольшу у авиакомпаний-лоукостеров.  Ёто экономически оправданный тариф? 

– ћы сейчас будем подводить итоги работы «»нтерсити» на ѕеремышль. Ќо везде в ≈вропе, там, где железна€ дорога конкурирует по направлени€м с авиакомпани€ми, она конкурирует с авиакомпани€ми и в цене билетов.  

–абочие моменты

”« похоронила не одну карьеру своих руководителей. ¬ы не опасаетесь за свою карьеру?

– я не рассматриваю работу, в том числе и ”«, как ступеньку дл€ карьерного роста. ƒл€ мен€ это место про€влени€ своих способностей. ѕока мне это удавалось. —читаю, что и в ”« тоже получитс€ – здесь можно показывать и улучшать результаты, несмотр€ на риски и потенциальное давление со стороны.

¬ каких вы сейчас отношени€х с министром инфраструктуры ¬ладимиром ќмел€ном?

– ¬ рабочих. я представл€ю крупнейшего транспортного  монополиста в государстве, а ћ»” – рынок в целом. ¬ этой плоскости возможны рабочие дискуссии и разногласи€.

≈сли будет такой же информационный шум, как вокруг ¬ойцеха Ѕальчуна?

– ¬ойцеху со всем этим информационным сопровождением работалось очень т€жело.  ому же нравитс€ черный пиар? Ќо € украинец – мне легче, на такие вещи меньше обращаю внимани€. я концентрируюсь исключительно на работе. 

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате