Добровольная «паспортизация» SIM-карт: кому и зачем это нужно

Добровольная «паспортизация» SIM-карт: кому и зачем это нужно

Какую пользу и вред может принести идентификация мобильных пользователей

Цей текст також доступний українською
Добровольная «паспортизация» SIM-карт: кому и зачем это нужно
Фото Shutterstock

Более 50 млн абонентов украинских мобильных операторов предпочитают получать их услуги анонимно – без регистрации по паспорту. Государство еще с 2012 года пытается ввести обязательную идентификацию мобильных пользователей. Пока безрезультатно. Недавно lifecell запустил экспериментальную акцию, которая может продемонстрировать, хотят ли украинцы добровольно регистрироваться.

Mind выяснял, каковы предварительные итоги «эксперимента», почему мобильные операторы ныне поддерживают «паспортизацию» SIM-карт и зачем абонентам эта «головная боль».

Суть акции. lifecell предлагает своим абонентам поменять старую  SIM-карту на новую 4G, получив в подарок 1 ГБ 3G+ интернета. При одном условии: нужно  прийти в фирменный магазин оператора с паспортом.

Добровольная «паспортизация» SIM-карт: кому и зачем это нужно

В пресс-службе оператора Mind рассказали, что пилотный проект компания запустила в августе в Черкассах, Запорожье, Одессе и Львове. А с 10 сентября начали предлагать эту опцию своим абонентам во всех регионах: «Сообщения были отправлены не всем препейд-абонентам, а только тем, чьи смартфоны способны поддерживать 4G. Основная цель акции – мы хотим, чтобы как можно больше наших абонентов смогли пользоваться сетью нового поколения, как только она будет запущена».

 В lifecell пока не хотят раскрывать, сколько абонентов уже сменили SIM-карту. Говорят, что подведут итоги после окончания еще одной схожей акции, которую вскоре хотят запустить.    

Представители «Киевстара» и «Vodafone Украина» сообщили Mind, что пока не планируют следовать примеру конкурента. Во второй компании уточнили, что еще в прошлом году полностью перешли на закупку USIM-карт, которые позволят пользоваться услугами не только в GSM и UMTS-сетях, но и в 4G LTE: «Заменить старую SIM-карту на USIM можно бесплатно в любом магазине Vodafone». 

Почему мобильные операторы ныне поддерживают «паспортизацию» SIM-карт? Госслужба специальной связи и защиты информации (ГССЗИ) инициирует введение обязательной идентификации абонентов еще с 2012 года. Вначале – «в целях борьбы с преступностью», позже – и с терроризмом. Еще пару лет назад против новшества возражали не только пользователи, но и все операторы мобильной связи, заявляя, что идентификация затратна, а также приведет к недовольству клиентов и потерям абонбазы.

Но в прошлом году риторика изменилась. Первым в защиту «паспортизации» выступил lifecell. Недавно идентификацию поддержал президент «Киевстара» Петр Чернышов. В «Vodafone Украина» тоже не возражают, но при соблюдении ряда условий. «lifecell давно была выгодна идентификация. «Выгода» состоит в том, что оператор рассчитывает на увеличение абонбазы за счет введения услуги переноса номера. А при MNP абонент должен будет себя идентифицировать. Другим операторам регистрация тоже выгодна для внедрения новых услуг, к примеру, мобильных платежей и Mobile ID», – поясняет телеком-эксперт, советник первого вице-премьер-министра по вопросам цифровой экономики Лена Минич.

Схожие аргументы и у операторов. «Мы верим, что в ближайшее время на нашем рынке заработает услуга MNP, будет внедрено Mobile ID – абоненты смогут ставить электронные подписи к документам, оплачивать услуги, получать доступ к защищенным электронным документам с помощью своего мобильного телефона. Все эти возможности доступны только при условии, что абонент зарегистрирован, поэтому мы постепенно готовим наших клиентов. И как только эти услуги заработают на рынке – наши зарегистрированные абоненты сразу же смогут ними воспользоваться», – пояснили в пресс-службе lifecell.

«Регистрация абонентов с использованием какого-либо надежного идентификатора – электронной цифровой подписи, Bank ID или Mobile ID – это затратный, но правильный процесс. Он выгоден не только для оператора в плане возможности развития новых услуг, но и для клиентов. Идентификация позволит развиваться, например, мобильной коммерции, электронному самоуправлению», – рассказывает пресс-секретарь «Vodafone Украина» Виктория Павловская.

По словам советника по регуляторным вопросам «Киевстара» Максима Савченко, также регистрация повышает  уровень защиты  SIM-карт в случае кражи.

Позиция абонентов и «работа с возражениями». По закону «О телекоммуникациях», препейд-абоненты уже давно имеют право на идентификацию. Но этим правом пока пользуются единицы. Мобильные операторы из года в год заявляют, что практически все клиенты предоплаченных услуг не регистрируются. «Процедура идентификации абонентов препейд  предусмотрена в действующем телеком-законодательстве Украины в качестве добровольного выбора. Однако, как показывает практика, подавляющее большинство клиентов – более 90% – предпочитают обслуживаться анонимно», – подчеркивает Максим Савченко. 

Судя по комментариям в соцсетях и СМИ, пока многие абоненты негативно относятся к инициативе «симок по паспортам». Они, прежде всего, опасаются утечки персональных данных. «В нашей стране пока очень высоко недоверие к правоохранительной системе, граждане привыкли сами себя защищать, в том числе и свои персональные данные. Где гарантии, что они не попадут в руки мошенников или спамеров, рассылающих «тонны» рекламных сообщений?» – резонно задаются вопросом они.

Операторы знают об этих опасениях и предлагают решения. «Речь идет о персональных данных, поэтому обеспокоенность вполне можно понять. Чтобы исключить эти опасения, необходима разъяснительная кампания, показывающая, что для этих данных будет обеспечено безопасное хранение. Также на примерах важно показывать выгоды, которые украинцы получат после регистрации», – рассказывает Виктория Павловская.

«Забота о безопасности и конфиденциальности персональных и абонентских данных – наша ежедневная, систематическая работа. Это требование законодательства и лицензионных условий, которые «Киевстар» неукоснительно соблюдает. Любая информация, которая касается абонентов, их персональных данных, услуг, которыми они пользуются, защищена законом. Требовать ее могут исключительно органы охраны правопорядка, если на то имеется официальное решение суда», – подчеркивает Максим Савченко. 

Также абонентов отпугивают огромные очереди на регистрацию, риск остаться без мобильной связи и ограниченное количество мест приобретения SIM-карт в случае законодательного введения обязательной идентификации. Весной этого года телеком-регулятор предлагал возможное решение проблемы. НКРСИ сообщала, что уже разработала порядок регистрации абонентов, по которому личные данные можно будет подать в электронной форме с применением электронной цифровой подписи. Правда, ЭЦП сегодня есть далеко не у всех граждан.

Недавно Нацкомиссия вынесла документ с правками на общественное обсуждение. «Как раз  этими изменениями предусматривается возможность удаленной идентификации абонентов не только с помощью ЭЦП, но и через систему Bank ID или другие средства (Mobile ID, ID-карту и тому подобное), – поясняют в lifecell. – Мы уверены, что с помощью этих сервисов абоненты смогут осуществлять регистрацию без осложнений, воздерживаясь от дополнительных отягощающих действий, а операторы телекоммуникаций – сократить операционные и финансовые расходы на содержание центров обслуживания и обработку данных в бумажной форме, что положительно скажется на механизме осуществления регистрации абонентов».  

В «Vodafone Украина» также  надеются, что в качестве идентификатора можно будет использовать банковскую верификацию: «Услугами банков сейчас пользуются практически все украинцы. В целом же все возражения абонентов уже приняты в расчет. Пока это концепт и теория без детализации, но процедура предполагает онлайн-регистрацию, которая избавит операторов и клиентов от необходимости личного присутствия в представительствах компаний».

Добровольно или принудительно? В этом году государство предприняло пятую попытку обязать препейд-абонентов дойти до салонов операторов с паспортом. В июле Госспецсвязи вывесила на общественное обсуждение проект закона «О внесении изменений в Законы Украины «О телекоммуникациях» и «О радиочастотном ресурсе Украины» относительно идентификации абонентов подвижной (мобильной) связи и внедрения регистрации конечного оборудования по международному идентификатору».   (укр. – Про внесення змін до Законів України «Про телекомунікації» і «Про радіочастотний ресурс України» щодо ідентифікації абонентів рухомого (мобільного) зв’язку та запровадження реєстрації кінцевого обладнання за міжнародним ідентифікатором)

В августе НКРСИ согласовала этот документ с замечаниями. Телеком-регулятор попросил увеличить переходный период с трех до шести месяцев. «Киевстар» и «Vodafone Украина» предлагают растянуть этот срок до двух лет.

«Можно теоретически представить, какое большое количество недовольных клиентов мы получим, если действовать в приказном порядке. Кроме того, законы Украины обратной силы не имеют. А значит, статус абонентов,  которые уже подключились, не может меняться без их согласия. Поэтому мы надеемся, что в ходе обсуждения данного законопроекта будет найдено разумное решение, которое позволит соблюсти баланс между интересами государственной безопасности и правами пользователей, – подчеркивает Максим Савченко. – Мы поддерживаем обязательную идентификацию для новых подключений. При этом необходимо в первую очередь вносить соответствующие изменения в закон «О телекоммуникациях» и установить на уровне закона значительный срок (не менее двух лет) для адаптации к новым правилам уже подключенных абонентов».

Быстрые и необдуманные решения, по словам советника по регуляторным вопросам компании «Киевстар», могут привести к новым правовым коллизиям, а также к нарушению прав добросовестных абонентов, которые сегодня приняли решение получать услуги анонимно.

«Мы находимся в конструктивном диалоге с инициаторами изменений, в частности, по вопросу сроков, отведенных на обязательную регистрацию. Ранее компания заявляла, что для создания системы электронной регистрации нам необходим год с момента утверждения таких изменений – это касается организации процесса регистрации новых абонентов. Учитывая большое количество клиентов компании – их у Vodafone 20,8 млн, чтобы зарегистрировать существующих абонентов, нужно будет ориентировочно два года», – сообщила Виктория Павловская.

Законопроект еще не зарегистрирован в парламенте. Каковы его шансы быть принятым? Спикеры воздерживаются от точных оценок. «Делать прогнозы о том, что примет наш парламент, – дело неблагодарное. За три года много было принято новых законов для телекоммуникаций? Даже обязательные законопроекты по программе евроинтеграции до сих пор пылятся в стенах ВР», – поясняет Лена Минич.

«Оперативность» парламента дает возможность игрокам рынка детально пояснить своим абонентам преимущества идентификации.  «Ключевое слово – добровольно. Успех будет зависеть от того, как операторы станут коммуницировать с потребителем. Если им удастся показать все положительные моменты (а их действительно много, включая и банкинг), то, уверен, многие украинцы будут привязывать свою препейд-карту к паспорту», – считает телеком-эксперт, глава правления ИнАУ Александр Федиенко. 

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту editor@mind.ua
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно